logo
bilety_po_vostokoved

Билет №4 Миф, эпос, фольклор.

Мифы – особый вид текстов. В узком смысле – это рассказ, произведение, повествующие о событиях, которые для данного общества являются сакральными. Часто они связаны с жизнью предков. Миф не разделяет сверхъестественное и вещи с естественным объяснением. В мифе и сверхъестественные персонажи и обычные люди взаимодействуют на равных. Миф – универсальное объяснение всему, с чем сталкивается человек (например, архаический человек не может объяснить, почему идет дождь, поэтому он создает миф о небесной корове, чье молоко орошает землю). Обычно он связан с религиозными обрядами. Миф – синкретическое произведение, из которого позднее выделяется литература, искусство, наука и религия. «Миф о всемирном потопе», «Миф о Прометее». Сюжеты этиологического характера( т.е. откуда пошло некое явление, предметы, обычаи) – типичная принадлежность мифа. В массовом сознании мифы используются для объяснения и отстаивания своих взглядов на разные факты и явления. Наконец миф – выдумка, вымысел. Эпос – может восходить к мифам. Он – одна из основ этноформирующих факторов. В широком смысле эпос – произведение, которое дает панораму жизни народа, охватывая некий важный период в его жизни («Война и Мир», «Тихий Дон»). В узком смысле – это героический памятник словесности, где повествуется о славных деяниях героев. Типичная особенность – борьба с внешними врагами. У героев-войнов тоже могут быть сверхъестественные качества (Троянская война в «Илиаде). Эпическое время и пространство преображены фантазией авторов, складываясь в страну-утопию. В отличие от мифа, у эпоса есть автор. Чаще всего он имеет стихотворную форму, его язык насыщен поэтическими формулами, выражениями и конструкциями. Они возникали задолго до письменности, а потом передавались от поколения к поколению. Их хранителями и исполнителями были «носители» - аэды, акыны, ашуги, манасчи. Известные эпические произведении – «Гильгамеш», «Илиада», «Одиссея», «Махабхарата», Рамаяна», Песнь о Роланде», «Манас», «Джангар», «Старшая Эдда». Иногда мифы и эпос относят к фольклору – наряду с легендами, преданиями и сказками. Но между ними есть различия. Сказка – представитель фольклорных произведений, ее главное отличие от мифа и эпоса в функции. Миф призван объяснить мир и человека в мире, эпос – как возник этнос в борьбе с другими этносами. У сказки эстетическое значение. Действительность в ней нереальна. Это небылица, она призвана развлекать. Ее поэтика работает на развитие фабулы и сюжета. У нее логика вымысла. Например, запрет – в сказке обязательно нарушается, иначе не будет продолжения. У сказки четкая структурная схема: 31 функция, повторяются во всех сказках в одной и той же последовательности. Есть определенный набор персонажей – 7. Их структурная стереотипность и объясняет широкую распространенность в мире. Например, в сказках стран Юго-Восточной Азии есть нравоучительные рассказы о жизни Будды.

Миф – особ вид текстов, рассказ о сакральных событ. общества

Миф не разделяет сверхъест и естеств

Дождь – небесная корова (объяснение)

Миф – синкретическое произведение, позднее из него выделяется лит-ра, ис-во, наука и религия («Миф о Прометее», «Миф о Всемирном Потопе»)

Сюжеты этиологического хар-ра (откуда пошло что-то)

Эпос - одна из основ этноформирующих факторов, может восходить к мифам

В ш.см. эпос – произведение, дающее панораму жизни народа в некий период («Война и Мир», «Тихий Дон», «Махабхарата»)

В узк. см. эпос – героический памятник словесности, повеств. о славных деяниях героев

Особенность – борьба с внешними врагами, у героев м.б. сверхъест. Качества

У эпоса есть автор, у мифа – нет

Эпос чаще всего имеет стихотворн. Форму, возникти задолго до письмн.

Их хранителями были аэды, акыны, ашуги, манасчи

«Гильгамеш», «Рамаяна», «Махабхарата», «Песнь о Роланде», «Джангар» и т.д.

Иногда мифы и эпос относят к фольклору, так же как и легенды, предания и сказки

Сказка - есть функция: эстетическое значение, небылица, к. призвана развлекать

У сказки 31 функция, повт. Во всех сказках в последовательности, 7 персонажей