Билет №4 Миф, эпос, фольклор.
Мифы – особый вид текстов. В узком смысле – это рассказ, произведение, повествующие о событиях, которые для данного общества являются сакральными. Часто они связаны с жизнью предков. Миф не разделяет сверхъестественное и вещи с естественным объяснением. В мифе и сверхъестественные персонажи и обычные люди взаимодействуют на равных. Миф – универсальное объяснение всему, с чем сталкивается человек (например, архаический человек не может объяснить, почему идет дождь, поэтому он создает миф о небесной корове, чье молоко орошает землю). Обычно он связан с религиозными обрядами. Миф – синкретическое произведение, из которого позднее выделяется литература, искусство, наука и религия. «Миф о всемирном потопе», «Миф о Прометее». Сюжеты этиологического характера( т.е. откуда пошло некое явление, предметы, обычаи) – типичная принадлежность мифа. В массовом сознании мифы используются для объяснения и отстаивания своих взглядов на разные факты и явления. Наконец миф – выдумка, вымысел. Эпос – может восходить к мифам. Он – одна из основ этноформирующих факторов. В широком смысле эпос – произведение, которое дает панораму жизни народа, охватывая некий важный период в его жизни («Война и Мир», «Тихий Дон»). В узком смысле – это героический памятник словесности, где повествуется о славных деяниях героев. Типичная особенность – борьба с внешними врагами. У героев-войнов тоже могут быть сверхъестественные качества (Троянская война в «Илиаде). Эпическое время и пространство преображены фантазией авторов, складываясь в страну-утопию. В отличие от мифа, у эпоса есть автор. Чаще всего он имеет стихотворную форму, его язык насыщен поэтическими формулами, выражениями и конструкциями. Они возникали задолго до письменности, а потом передавались от поколения к поколению. Их хранителями и исполнителями были «носители» - аэды, акыны, ашуги, манасчи. Известные эпические произведении – «Гильгамеш», «Илиада», «Одиссея», «Махабхарата», Рамаяна», Песнь о Роланде», «Манас», «Джангар», «Старшая Эдда». Иногда мифы и эпос относят к фольклору – наряду с легендами, преданиями и сказками. Но между ними есть различия. Сказка – представитель фольклорных произведений, ее главное отличие от мифа и эпоса в функции. Миф призван объяснить мир и человека в мире, эпос – как возник этнос в борьбе с другими этносами. У сказки эстетическое значение. Действительность в ней нереальна. Это небылица, она призвана развлекать. Ее поэтика работает на развитие фабулы и сюжета. У нее логика вымысла. Например, запрет – в сказке обязательно нарушается, иначе не будет продолжения. У сказки четкая структурная схема: 31 функция, повторяются во всех сказках в одной и той же последовательности. Есть определенный набор персонажей – 7. Их структурная стереотипность и объясняет широкую распространенность в мире. Например, в сказках стран Юго-Восточной Азии есть нравоучительные рассказы о жизни Будды.
Миф – особ вид текстов, рассказ о сакральных событ. общества
Миф не разделяет сверхъест и естеств
Дождь – небесная корова (объяснение)
Миф – синкретическое произведение, позднее из него выделяется лит-ра, ис-во, наука и религия («Миф о Прометее», «Миф о Всемирном Потопе»)
Сюжеты этиологического хар-ра (откуда пошло что-то)
Эпос - одна из основ этноформирующих факторов, может восходить к мифам
В ш.см. эпос – произведение, дающее панораму жизни народа в некий период («Война и Мир», «Тихий Дон», «Махабхарата»)
В узк. см. эпос – героический памятник словесности, повеств. о славных деяниях героев
Особенность – борьба с внешними врагами, у героев м.б. сверхъест. Качества
У эпоса есть автор, у мифа – нет
Эпос чаще всего имеет стихотворн. Форму, возникти задолго до письмн.
Их хранителями были аэды, акыны, ашуги, манасчи
«Гильгамеш», «Рамаяна», «Махабхарата», «Песнь о Роланде», «Джангар» и т.д.
Иногда мифы и эпос относят к фольклору, так же как и легенды, предания и сказки
Сказка - есть функция: эстетическое значение, небылица, к. призвана развлекать
У сказки 31 функция, повт. Во всех сказках в последовательности, 7 персонажей
- Билет №2 Язык и текст как основные источники данных для востоковеда
- Билет №3 Генетическая классификация языков стран Азии и Африки.
- Билет №4 Миф, эпос, фольклор.
- Билет №5 Основные задачи и понятия текстологии.
- Билет №6 Источниковедение и историография.
- Билет №7 Формационный и цивилизационный подходы в исторических исследованиях.
- Билет № 8.Отечественное востоковедение в 18-19 вв.
- Билет № 10.Основные этапы истории Восточного факультета.
- Билет №11 Понятие «этнического» в отечественной и западной традициях.
- Билет №12 Структура этнической культуры.
- Билет №13 Синхронные и диахронные исследования этнических культур
- Билет № 14 Метафизика, нумерология и картина мира в древних культурах
- Билет № 15 Роль этнопсихологии в изучении культур Азии и Африки
- Билет № 16 Мировые, национальные, государственные религии.
- Государственная Религия
- Билет № 17 Восток как родина мировых религий.
- Билет №18 Основные положения буддизма
- Билет №19 Основные положения ислама.
- Билет № 20 Что роднит социально-культурную антропологию
- Билет № 21 Включенное (участвующее) наблюдение как основной метод социально-культурной антропологии.
- Билет №22 Политическая антропология как субдисциплина социально-культурной антропологии.
- Билет № 23Антропология права как субдисциплина социально-культурной антропологии.
- Билет №24 Основные школы геополитики.
- Билет №25 Понятие «парадигма» и «код» («кодекс») геополитического развития.
- Билет № 26 Геополитическая доктрина евразийства(н.С.Тубецкой,п.М.Савицкий,г.В.Вернадский и др.)
- Билет № 27 Языковая ситуация в Южной Азии
- Билет №28 Протоиндийская (хараппская) цивилизация.
- Билет № 29 Индоарийская миграция на территорию Южной Азии (хронология; общий характер). Влияние древних Ариев на социальную организацию и культуру древнеиндийского общества.
- Билет №30 Основные религиозно-философские системы Южной Азии (индуизм, буддизм, джайнизм).
- Билет № 31 Древнеиндийская (санскритская) литература 1 тысячелетия н.Э. (драматургия, поэзия, проза, научная литература).
- Билет № 32 Ригведа - древнейший культурный текст Южной Азии. Состав и содержание Ригведы. Ведийская мифология.
- Билет № 33 Особенности Восточной Азии как историко-культурного региона.
- Билет № 34 Религиозный синкретизм в странах Восточной Азии.
- Билет № 35 Колониальные владения в юва.
- Билет № 36 асеан: история и современность.
- Билет № 37 Географическая и историческая характеристика термина «Центральная Азия».
- Билет № 38 Основные религиозные системы в Центральной Азии, памятники, связанные с ними.
- Билет № 39Характеристика этнолингвистической ситуации в регионе Центральной Азии.
- Билет № 40 Характеристика специфики формы правления, государственного устройства и социально-экономического развития одного из государств региона Центральной Азии (по выбору студента).
- Билет № 42 Основные направления и этапы распространения арабско-мусульманской культуры.
- Билет № 43 Культурные процессы в мире ислама в эпоху Омейядов, Абассидов.
- Билет № 45 Роль антропогенного фактора в распределении и использовании природных ресурсов на Африканском континенте.
- Билет № 46 Общая характеристика включенности Африки в общемировой хозяйственный процесс.
- Билет № 47 особенности социально-экономического и политического развития в странах Африки.
- Билет № 48 Этноконфессиональная ситуация в странах Африки.
- Билет № 49 Роль заимствований в материальной культуре и духовной культуре стран Африки.
- Билет № 50 Основные этапы и особеннгости этногенеза в Африке.
- Билет № 51 прикладное востоковедение в истории внешнеполитической службы России.
- Билет № 52 прикладное востоковедение в истории военной службы России.
- Билет № 53 прикладное востоковедение в истории миссионерской службы России.
- Билет № 54 прикладное востоковедение в ссср.
- Билет № 55 Прикладное востоковедение сегодня.