logo
Экзамен история искусства 1 курс все Билеты (2017г

[Объёмно-пространственная композиция]

Обнесенный оградой главный участок святилища Аполлона поднимался по крутому склону высотой в 50 м на протяжении 180 м; ширина участка 130 м. Центральная терраса была искусственно расширена и укреплена снизу подпорной стеной полигональной кладки, камни которой в V в. до н. э. были сплошь покрыты посвятительными надписями и гимном Аполлону. К этой террасе подходила зигзагом священная дорога, вымощенная большими плитами. Уже в очень раннее время по сторонам ее возникла целая цепь сокровищниц, памятников, вотивных колонн и статуй, сооружавшихся отдельными общинами.

Главным зданием дельфийского святилища был храм АполлонаПифийского. Его геометрически ясный и сверкающий белизной объем был четко противопоставлен суровому нагромождению красновато-коричневых скал гряды Федриад, окружавших его. Посетитель, подходя к храму, видел его благодаря поворотам «священной дороги» с разных сторон и на разном расстоянии. Ряд сокровищниц, колонн и статуй обогащал впечатление, контрастируя своим разнообразием и небольшими размерами с возвышавшимся в центре храмом. По мере приближения к храму должно было создаваться исключительно торжественное чувство.

Перед храмом стоял под открытым небом жертвенник, на котором каждый день была приносима жертва Аполлону. Подле алтаря был поставлен медный волк, символ искупления греха, которое получает в храме бежавший в святилище убийца. Дельфийский храм имел три отдела: передний зал, средний зал, бывший собственно святилищем (cella, как называется это у археологов) и святейший отдел святилища;

Сокровищницы комплекса построены по принципу храма в антах. Сам храм Аполлона представляет собой периптер, имевший 6x15 колонн, с размером по стилобату 21,65x58 м.

Сокровищница афинян в Дельфах— одно из наиболее тонких сооружений эпохи архаики, художественный облик которого может быть вполне оценен благодаря реставрации.

    Павсаний, ссылаясь на надпись на ступенях террасы сокровищницы, утверждает, что афиняне соорудили ее за счет марафонской добычи (490 г. до н. э.), но значительная часть исследователей, основываясь на несколько архаичном характере скульптурных украшений и живописного орнамента, относит ее к концу VI века, точнее — к 510—507 гг. до н. э. Небольшое здание сокровищницы (9,75X6,68 м) повторяет тип дорического храма в антах. Материалом его послужил мрамор, сходный с тем, из которого позднее были сооружены главные постройки Афинского акрополя. Стены сложены из тщательно пригнанных квадров. Стройные, широко поставленные колонны портика по пропорциям близки к классическим (5,4 D). Интерколумний составляет 1,9 диаметра колонны. Кривая эхина, подчеркнутого четырьмя ремешками, упруга и гармонична. Триглифный фриз обходит все здание, украшая не только фасад, но и гладкие боковые стены. Скульптурные украшения фронтона почти полностью исчезли, но на метопах они в большинстве своем уцелели. Здесь изображены подвиги Тезея и Геракла.

С храмовой террасы можно было пройти в верхнюю часть святилища, где находился теменос Неоптолема. Сохранившиеся там сооружения относятся уже к классическому и эллинистическому времени. Это театр, занимающий весь левый верхний угол святилища, и стадион, расположенный еще выше, в пяти минутах ходьбы к западу (он не относится непосредственно к ансамблю).