5.8.Информационная война
Существо проблемы и основные понятия
Термин «информационная война» стал употребляться в России совсем недавно, не ранее 1995 года. Сначала он стал использоваться в научных статьях по проблеме информационной безопасности [90—94], а затем начал употребляться и в публицистике. Первая научная монография, целиком посвященная проблеме информационной войны, опубликована в России лишь в 1998 году [89]. В то время как на Западе этой проблеме уже давно уделяется весьма значительное внимание. Так, например, профессор Д.С. Черешкин, вернувшись в 1996 году из научной командировки в США, привез с собой сборник до кладов, сделанных на V международной конференции по информационной войне, который имел объем более тысячи страниц. Эта конференция состоялась в Вашингтоне под эгидой американского правительства.
Правда, уже в 1.999 году и в России была опубликована целая серия монографий, в которых рассматривались различные аспекты информационной войны и ее возможные последствия для будущего нашей страны и всего остального мира [95, 96].
В чем же заключается сущность данной проблемы и почему она в последние годы привлекает к себе все большее внимание не только ученых, но и общественно-политических деятелей? Существует ли информационная война на самом деле? Что такое «информационное оружие»? Кто им владеет? Что нужно делать при «информационном нападении» и как его избежать? Все это сегодня отнюдь не праздные вопросы, ответы на которые нужно знать каждому, хотя бы в самых общих чертах.
С.П. Расторгуев дает следующее образное определение сущности информационной войны: «Информационная война — это целенаправленное обучение врага тому, как снимать панцирь с самого себя» [89]. Другими словами, это способ такого информационного воздействия на противника, который заставляет его самого разоружаться и становиться после этого добычей победителя.
Теоретической основой для развития методов ведения информационной войны являются общая теория систем, теория эволюции и синергетика. Последняя, в частности, утверждает, что в любой сложной саморазвивающейся системе генетически заложен механизм саморазрушения. Этот механизм имеет информационную основу и является уязвимым по отношению ко внешним информационным воздействиям. Поэтому для разрушения данной системы достаточно лишь выявить этот механизм и направить в нем информационные процессы в нужную сторону.
Исследования в области синергетики показали, что в определенные моменты времени, называемые точками бифуркации, сложная система становится весьма неустойчивой. Она как бы «забывает» предысторию своего развития и становится очень чувствительной ко внешним информационным воздействиям, даже если они являются очень слабыми по сравнению с энергетикой самой системы.
Это всеобщее свойство природы и определяет закономерности всех эволюционных процессов. Поэтому оно проявляется не только в живой и неживой природе, но и в развитии общества. Именно это свойство и используется при ведении информационной войны.
Но это, так сказать, принципиальные основы. А каковы же современные методы и средства ведения информационной войны? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, сначала рассмотрим определения некоторых базовых понятий, предложенные С.П. Расторгуевым.
Информационная война — это открытые или скрытые целенаправленные информационные воздействия систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере [89].
Информационное оружие — средства и методы, которые позволяют осуществлять информационные воздействия на противника в информационной войне.
Информационная угроза — входные данные, предназначенные для активизации в информационной системе алгоритмов, нарушающих привычные режимы ее функционирования.
Информационное оружие
Информационным оружием, которое используется для ведения информационной войны, являются все те средства, которые позволяют:
• уничтожить, исказить или похитить информацию, находящуюся в распоряжении противника и используемую им для своего жизнеобеспечения и обороны;
• преодолеть средства защиты информации, предусмотренные в информационных системах противника,
• ограничить допуск законных пользователей к необходимым им информационным ресурсам;
• дезорганизовать работу технических и программных средств в информационных и телекоммуникационных системах противоборствующей стороны.
Таким образом, информационное оружие — это совершенно новый тип военного потенциала, использование которого позволяет не только повысить эффективность применения традиционных средств и методов ведения вооруженной борьбы, но также и полностью заменить эти средства в будущем.
Основными видами информационного оружия являются следующие:
• компьютерные вирусы, которые преднамеренно внедряются в системы связи и управления, а также в компьютерные и телекоммуникационные системы с целью вывода их из строя;
• компьютерные логические бомбы (скрытые программные «закладки»), заранее внедряемые в технические средства, используемые для создания оборонной и гражданской информационной инфраструктуры общества и особенно опасные для работы банковских, энергетических, транспортных и других коммуникационных систем, а также систем государственного и регионального управления;
• средства подавления информационного обмена в телекоммуникационных сетях, а также навязывания ложной информации для ее передачи по каналам радио и телевидения.
Основными особенностями информационного оружия являются его атакующий характер, т. е. возможность разрушительного воздействия на информационные ресурсы и информационный потенциал противника, а также скрытность, возможность маскировки и скрытого использования, т. е. ведения необъявленной войны.
Кроме того, информационное оружие является существенно более экономичным и экологически чистым по сравнению со всеми другими видами оружия.
Информационное оружие характеризуется также возможностью его массового и неожиданного для противника использования. При этом оно поражает не только военные объекты, но и другие экономические и социальные институты общества.
Опыты ведения информационной войны
Американские военные специалисты первыми поняли возможности и опасности использования информационного оружия и вот уже более 10 лет активно работают в этой области, стремясь обеспечить стратегическое превосходство США над другими странами в этой области вооружений. Они справедливо полагают, что такое превосходство и обеспечит мировую гегемонию США в XXI веке, и уже многого добились на пути к достижению этой цели.
Так, например, имеются данные, что средства ведения информационной войны уже применялись вооруженными силами США при проведении в 1991 году операции «Буря в пустыне» против Ирака, а затем на острове Гаити и в Косово.
Еще до начала «ковровых» бомбардировок Ирака на весь мир начала транслироваться тщательно структурированная информация об этой войне, которая формировалась в Министерстве обороны США и была направлена на соответствующую ориентацию общественного мнения в странах мирового сообщества. Одновременно осуществлялась информационная блокада Ирака, а также информационное подавление его системы противовоздушной обороны.
Есть публикации о том, что против армии Ирака было применено также и технотронное (энергоинформационное) оружие, использование которого вызвало панику в войсках [95, 97].
Таким образом, первые практические испытания информационного оружия прошли успешно и показали его высокую эффективность. Поэтому уже 21 декабря 1992 года Министерством обороны США был издан первый открытый официальный документ, который так и назывался «Информационная война». На основе этого документа в 1993 году Комитетом начальников штабов США была издана директива № 30, в которой были четко изложены принципы ведения информационной войны.
Сценарии будущих информационных войн
Итак, человечество вступило в новую эпоху — эпоху информационных войн, которая является теперь для нас объективной реальностью. Не только военными аналитиками, но и генеральными штабами армий ряда стран (в первую очередь США) разрабатываются сценарии информационных войн, которые уже ведутся сегодня и будут осуществляться в будущем. Один из таких сценариев приведен в работе [90]. В нем рассматривается применение информационного оружия в локальном военном конфликте между двумя странами Ближнего Востока.
Предполагается, что одна из этих стран, а именно Иран, в 2005 году внезапно нападает на другую страну (Саудовскую Аравию), которая является стратегическим союзником США на Ближнем Востоке. Тогда для обуздания агрессора США обрушивают на него всю мощь своего информационного оружия.
События развиваются следующим образом. Вначале по команде со спутника, а также по международным и телекоммуникационным сетям срабатывают компьютерные вирусы и логические бомбы. Те самые, что были заблаговременно тайно заложены в компьютерные системы, работающие в структурах управления страны-агрессора.
Кроме того, начинают действовать информационные диверсанты на самой территории Ирана. При помощи портативных, но достаточно мощных электромагнитных генераторов они разрушают базы данных и программное обеспечение в тех компьютерных системах, которые имели защиту от вирусов и логических бомб.
Одновременно с этим через международные телекоммуникационные сети обнуляются счета Ирана в зарубежных банках. Но этого мало. Осуществляется массированное подавление всех телевизионных и радиостанций на территории страны, а также пунктов связи и управления войсками. По электронным средствам массовой информации начинают транслироваться материалы дезинформационного характера, направленные на возбуждение паники среди населения.
Ожидается, что в результате такой комбинированной атаки с использованием различных видов информационного оружия в стране будет полностью парализована система управления армией и экономикой, дезорганизована работа всех жизненно важных систем (связи, энергетики, транспорта, финансов), воцарится хаос и паника. В этих условиях агрессор будет вынужден отказаться от своих планов и сдаться на милость победителя.
Сценарий весьма впечатляющий. Однако он вполне реален для воплощения в ближайшем будущем.
Информационная война - это реальность
Уже сегодня информационное оружие — это не виртуальная реальность в компьютерных играх, а практический и весьма эффективный инструмент для достижения победы над вероятным противником.
Что же касается дальнейших перспектив ведения информационных войн, то нет никакого сомнения в том, что при дальнейшем развитии глобального процесса информатизации мирового сообщества такие войны будут становиться все более вероятными. Именно поэтому проблема обеспечения информационной безопасности страны от угроз информационной войны, которые уже сегодня являются вполне реальными, представляет собой одну из важнейших составляющих проблемы национальной безопасности каждой страны и в первую очередь России.
Необходимо уже сегодня принимать действенные меры по ограждению нашего народа от чуждого и опасного информационного влияния, активно защищать свою национальную культуру, традиции и духовные ценности. Ведь в том, что информационная война против России уже ведется, сегодня нет никаких сомнений. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно просто включить домашний телевизор.
- К. К. Колин
- Предисловие
- Введение
- Главаi предмет и задачи учебного курса «социальная информатика»
- 1.1.Состояние и тенденции развития курса информатики для системы образования
- 1.2.Современное представление о предмете информатики
- 1.3.Научно-методологические проблемы развития социальной информатики
- 1.4.Современная структура предметной области социальной информатики
- 1.5.Конгресс юнеско о новых принципах изучения информатики в системе образования
- 1.6. Опыт России в изучении курсе социальной информатики в системе высшего образования
- Глава 2роль информации в развитии общества
- 2.1.История развития цивилизации и основные информационные революции
- 2.2.Информатизация общества как глобальный процесс
- 2.3.Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества
- 2.4.Информационные технологии -катализатор процесса развития современного общества
- 2.5.Информатизация общества и проблемы образования
- 2.6.Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности
- Глава III информационные ресурсы общества
- 3.1.Виды и классификация информационных ресурсов
- 3.2.Информационная инфраструктура общества
- 3.3.Информационные продукты и услуги
- 3.4.Информационный рынок
- 3.5.Государственная политика в области информационных ресурсов
- 3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
- Глава IV информационный потенциал общества
- 4.1.Структура информационного потенциала общества
- 4.2.Информационная техносфера
- Техносферы в развитых странах на 1997 год
- 4.3.Информационно-телекоммуникационные системы и технологии
- 4.4.Информационная культура общества
- Глава vинформационное общество
- 5.1.Основные черты информационного общества
- 5.2.Информационная экономика
- 5.3.Технологии информационного общества
- 5.4.Путь России к информационному обществу
- 5.5.Новая информационная среда обитания
- 5.6. Информационные проблемы национальной безопасности
- 5.7.Информационная безопасность
- 5.8.Информационная война
- Глава VI человек в информационном обществе
- 6.I.Информационный образ жизни
- 6.2.Информационное неравенство
- 6.3.Информационные аспекты творчества и развивающее образование
- 6.4. Информационная свобода личности
- 6.5. Информационная преступность
- 6.6. Проблема информационно-психологической безопасности
- Заключение
- Литература
- Словарь основных терминов
- Глава 1. Предмет и задачи учебного курса
- Глава 2. Роль информации в развитии общества
- Глава 3. Информационные ресурсы общества
- Глава 4. Информационный потенциал общества
- Глава 5. Информационное общество
- Глава 6. Человек в информационном обществе
- Приложение социальная информатика базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования
- 1. Введение
- 1.1. Назначение курса «Социальная информатика»
- 1.2. Ожидаемые результаты
- 1.3. Основные принципы формирования содержания учебного курса
- 1.4. Принципиальные особенности базовой программы курса «Социальная информатика»
- 2. Состав и общая структура программы
- 2.1. Модульная структура программы
- 2.2. Краткое содержание проблемных модулей
- 2.3. Типовая структура проблемных модулей
- 3. Структура и содержание проблемных модулей
- 3.1. Проблемный модуль №1 «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»
- 3.1.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.1.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.2. Проблемный модуль №2 «Роль информации
- 3.2.1. Педагогические задачи модуля
- 3.2.2. Основные проблемные блоки
- 3.2.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.2.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3. Проблемный модуль № 3
- 3.3.1. Педагогические задачи модуля
- 3.3.2. Основные проблемные блоки
- 3.3.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.3.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.4. Проблемный модуль №4
- 3.4.1. Педагогические задачи
- 3.4.2. Основные проблемные блоки
- 3.4.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.4.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.5. Проблемный модуль №5 «Информационное общество»
- 3.5.1. Педагогические задачи
- 3.5.2. Основные проблемные блоки
- 3.5.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.6. Проблемный модуль №6 «Человек в информационном
- 3.6.1. Педагогические задачи
- 3.6.2. Основные проблемные блоки
- 3.6.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.6.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.6.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.7. Проблемный модуль №7 «Информационная цивилизация»
- 3.7.1. Педагогические задачи
- 3.7.2. Основные проблемные блоки
- 3.7.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.7.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.7.5. Краткое содержание дополнительных проблемных модулей
- 4. Список литературы по курсу
- Глава I предмет и задачи учебного курса «социальная информатика» 9