5.5.Новая информационная среда обитания
Информатизация общества и
формирование новой среды обитания
Наблюдающееся в последние десятилетия неуклонное развитие процессов информатизации общества вызывает существенные изменения не только в окружающей нас техносфере. По существу изменяется вся среда обитания современного человека. Она становится существенно более комфортной именно в информационном плане, открывая для нас все новые и новые возможности для деловых и личных коммуникаций, решения бытовых проблем, образования и отдыха.
Эти изменения легко проследить на примере России, где они начали все более заметно проявляться уже в середине 80-х годов XX века. Проявление этих изменений началось в профессиональной среде с появлением в России первых персональных ЭВМ и их все более широким использованием для информатизации учрежденческой деятельности. Возникло целое направление информатизации нашего общества, целью которого было формирование и все более широкое распространение новой культуры организации профессиональной деятельности, получившей название «электронный офис».
В десятках и сотнях учреждений России стали создаваться локальные сети на базе персональных ЭВМ, которые обеспечивали автоматизацию делопроизводства, бухгалтерский и статистический учет, решение простейших задач в области аналитической деятельности. В течение примерно 10 лет из российских учреждений были вытеснены печатные машинки и начала прививаться новая учрежденческая культура подготовки и хранения деловой документации в электронной форме, вначале на дискетах, а затем и на оптических компакт-дисках типа CD-ROM. Появились и первые электронные архивы документов, начала обсуждаться проблема создания и использования электронных библиотек.
К хорошему быстро привыкаешь. Сегодня деловой человеку же не представляет свою жизнь без мобильного телефона и персонального компьютера, а любое современное учреждение немыслимо без собственной автоматизированной информационной системы, электронной копировальной техники и выхода в отечественную или международную информационно-телекоммуникационную сеть. Никого не удивит и персональная ЭВМ типа Pentium –II на столе у обыкновенного студента и даже школьника. А ведь эта 64-разрядная информационно-вычислительная система имеет сегодня такие функциональные возможности, которыми всего 10—15 лет назад могли обладать только системы, относившиеся в этот период к разряду «Супер-ЭВМ».
Следующий мощный импульс в развитии информатизации общества связывают с появлением в начале 80-х годов микропроцессорной элементной базы средств информатики. Его результатом стало появление и стремительное распространение малогабаритных микропроцессоров, встраиваемых в различные технологические и бытовые устройства, приборы и оборудование. Все это вызвало настоящий бум в области производственных технологий, существенно изменило всю окружающую человека информационную техносферу.
Благодаря происходящему в последние годы стремительному развитию средств информатики, информационная сфера общества стремительно изменяется, оказывая тем самым сильное влияние на все другие стороны жизни и деятельности людей. Как далеко может зайти процесс этих изменений и какое влияние он окажет на развитие цивилизации, культуры, самого человека? На эти вопросы пока нет достаточно убедительных и научно обоснованных ответов. Ясно одно, условия жизни и деятельности людей в развитых странах уже в середине XXI века будут так же сильно отличаться от современных, как наши времена отличаются от условий жизни в России во времена правления царя Петра Первого.
Информатизация сферы массового обслуживания населения
Ярким примером высокой социальной эффективности использования информационных технологий является новая организация на их основе процессов массового обслуживания населения в финансовых учреждениях, на предприятиях торговли, транспорта, общественного питания, в медицинских учреждениях. Бич современного урбанизированного общества — это очереди. Где только мы не простаиваем в этих очередях! И в булочной, и в парикмахерской, и в билетных кассах, и даже в организациях ритуального обслуживания. При этом впустую растрачивается колоссальное количество столь дорогого сегодня и никем не учитываемого социального времени.
Можно ли принципиально изменить ситуацию в этой области общественного поведения? Оказывается, можно. Необходимо лишь понимание социальной полезности соответствующих организационно-технологических мероприятий и решительное внедрение современных информационных технологий.
Широкое использование этих технологий в организациях банковского обслуживания населения, в супермаркетах, а также в билетных кассах резко изменило ситуацию в сфере массового обслуживания, прежде всего в крупных городах страны, где проживает сейчас основная масса ее населения. Мы уже привыкли к этому высокоавтоматизированному уровню обслуживания, которое, безусловно, не только сберегает наше время и нервы, но и создает ощущение более высокого качества жизни.
Развитие городских систем информирования населения
Еще одна область высокоэффективного социального использования новых информационных технологий заключается в организации системы информирования населения, которая особенно необходима в крупных городах. Здесь еще в России мало что делается. Попробуйте, например, узнать в крупном городе, где можно купить необходимое вам лекарство, инструмент или прибор, да и вообще, как проехать по незнакомому вам городу или его району и отыскать необходимый вам адрес дома или же учреждения. А ведь это элементарная ситуация, с которой ежедневно сталкиваются десятки тысяч людей.
Причина здесь та же — непонимание социальной значимости и полезности рационализации массовых социальных процессов, т. е. внедрения в практику уже созданных и апробированных обществом высокоэффективных социальных и информационных технологий.
Совсем иначе обстоит дело в этой области в развитых капиталистических странах, где уже давно осознали тот факт, что время—это деньги. Все, кто побывал за границей в развитых европейских странах, хорошо знают, что массовая информация для населения на городских улицах там поставлена на очень высоком уровне. Можно в совершенно незнакомом городе спокойно разъезжать по его улицам на своем или арендованном автомобиле, руководствуясь только уличными указателями, и безошибочно приехать в нужное место. На кольцевой автодороге вокруг Парижа непрерывно функционируют специальные электронные табло, которые информируют водителей о состоянии текущей загрузки пересекаемых ими ближайших городских автомагистралей. Это позволяет водителям заблаговременно сориентироваться в дорожной обстановке и выбрать для себя менее загруженную магистраль.
В парижском метро заблудиться также практически невозможно, так как все необходимые указатели о направлении движения поездов, их остановках и близлежащих улицах следуют через каждые 20—30 метров.
Мало того, практически на всех станциях метрополитена вам бесплатно выдадут компактную схему линий метрополитена, а у всех входов и выходов метро, так же как и на всех автобусных остановках, установлены не только большие схемы движения транспорта, но очень часто также и схемы расположения зданий в данном микрорайоне с обязательным указанием вашего местонахождения в нем. На городских вокзалах многих стран функционируют специальные автоматизированные информационные системы, позволяющие быстро отыскать необходимое вам в этом городе учреждение и определить оптимальный маршрут проезда к нему на городском транспорте.
При этом пользование этой информационной системой настолько упрощено, что воспользоваться ею может даже ребенок. Достаточно лишь прикоснуться пальцем к необходимой вам точке на карте города, и сразу же на мониторе появляется информация о наиболее удобных вариантах проезда туда на городском транспорте.
Если же человек боится забыть эту информацию, то все равно записывать ее не нужно. Достаточно лишь нажать клавишу «Важно», расположенную рядом с монитором, и отображаемая на нем информация будет отпечатана для вас на бумажной ленте. Пользование этой информационной системой бесплатное.
Интерактивные информационные технологии в муниципальной сфере
Одна из проблем, возникающих при развитии системы муниципального управления, заключается в организации интерактивной связи местных органов с населением. Это совершенно новая для условий Российской Федерации проблема хорошо известна в развитых странах Запада и уже находит свое практическое решение на пути создания муниципальных информационных и телекоммуникационных систем, функционирующих в интерактивном режиме. Так, по мнению президента американской фирмы «Пабликтекнолоджи, инк.» К. Торегаса, оперативное общение местных органов власти с населением является одним из важнейших условий успеха их деятельности.
Внедрение новых интерактивных технологий в сферу деятельности муниципальных органов управления, как об этом свидетельствует уже имеющийся опыт ряда городов США, позволяет существенно повысить эффективность городских служб, сделать их более отзывчивыми к нуждам и запросам населения и даже создать своего рода «электронный форум» для обсуждения волнующих общественность вопросов самоуправления.
Рассмотрим некоторые результаты практической реализации этих технологий на примерах из опыта деятельности муниципальных органов городов США [82].
Информационная интерактивная технология «круглосуточная мэрия» .в настоящее время функционирует в ряде городов США (в штатах Аризона, Мэриленд, на Гавайских островах). Она представляет собой достаточно разветвленную общегородскую информационно-справочную систему, реализованную в виде распределенной многотерминальной компьютерной сети. Видеотерминалы этой сети, оснащенные сенсорными экранами и установленные в особых будках, позволяют пользователям получать самые разнообразные виды информации, выбор которых производится прикосновением к соответствующей надписи на экране.
Система функционирует круглосуточно и позволяет бесплатно получать широкий набор сведений по городу и округу, интересующих местное население. Обычно это информация об общественных местах отдыха, о наличии рабочих мест, о правилах получения всевозможных лицензий, о номерах телефонов должностных лиц местных органов власти и т. п.
Будки с терминалами «круглосуточной мэрии» устанавливаются в библиотеках, продовольственных магазинах, в торговых центрах и других общественных местах. При этом система может работать одновременно на нескольких языках, наиболее употребительных в данной местности. Так, например, в Финиксе (штат Аризона) система позволяет получать информацию на английском и испанском языках, а на Гавайях — на английском и на языке самоа.
В Окленде (штат Калифорния) созданы и функционируют две общегородские интерактивные муниципальные информационные системы: «Инфофакс» и «Инфоаксесс». Первая из них ориентирована на информационное обслуживание делового сектора городской активности. Любой житель города, имеющий телефонный аппарат с кнопочным набором и факсмашину, может затребовать и получить в городском управлении любую нужную ему информацию, например о том, как подать заявку для получения разрешения на строительство.
При этом первый запрос, когда клиент лишь получает необходимые разъяснения по интересующему его вопросу, обслуживается системой бесплатно. И лишь после этого заказ и получение по факсу необходимого для заполнения официального бланка оплачивается клиентом в размере порядка пяти долларов за процедуру. Опыт эксплуатации этой системы показал, что она не только является самоокупаемой, но и дает прибыль, поступающую в городскую казну.
Вторая информационная система «Инфоаксесс» работает круглосуточно и представляет собой своего рода «электронную доску объявлений», доступ к которой открыт для любого пользователя, имеющего компьютер с модемом. Система обеспечивает электронную связь в масштабах всего города, предоставляя возможность обмена электронными файлами информации, а также предоставляет доступ в интерактивном режиме к информации о городских службах и их деятельности.
Так, например, повестка дня заседаний городского совета может быть получена любым жителем бесплатно. При желании можно за небольшую плату получать и текст отчетного доклада муниципалитета.
В калифорнийском городе Санта-Моника на базе телематической службы типа «Видеотекс» реализована информационная система под названием «Общественная электронная связь». Она была создана для того, чтобы обеспечить жителям города доступ к информации общественного характера и создать интерактивный канал связи между населением и городскими властями.
Обращение к системе производится с любого домашнего или служебного персонального компьютера, а также с общественных терминалов, установленных городскими властями. Информационные услуги этой системой предоставляются безвозмездно и включают не только электронную базу данных по официальной документации, сведения о городских службах и проводимых ими мероприятиях, но также и электронную почту для обмена замечаниями, предложениями и вопросами между любыми жителем города и отделами городского управления.
Предусмотрены в этой системе и средства конференц-связи, дающие жителям возможность активно участвовать в дискуссиях на актуальные городские темы.
Опыт эксплуатации информационных и телекоммуникационных систем общественной информации в муниципальной сфере показал их весьма высокую экономическую и социальную эффективность. Несмотря на то, что создание таких систем осуществляется, как правило, по инициативе муниципальных органов и оплачивается, в основном, из средств муниципального бюджета, в дальнейшем эти системы себя окупают и становятся прибыльными, а часть расходов по их дальнейшему развитию и эксплуатации нередко принимают на себя коммерческие структуры, заинтересованные в рекламе своей деятельности.
Ввод в эксплуатацию этих систем позволяет не только существенно уменьшить информационную нагрузку на муниципальных служащих, но даже сократить их штат. Но самое главное, создание таких систем резко повысило качество и оперативность информационного обслуживания населения по самым разнообразным направлениям его повседневной жизни и деятельности (начиная от процедур регистрации юридических документов и кончая информацией по судебному делопроизводству и доступом к автоматизированному каталогу местной библиотеки).
Таким образом, информационные технологии данного вида следует признать весьма эффективными и перспективными, так как они удовлетворяют требованиям основного критерия эффективности информационных технологий — экономии социального времени на реализацию массовых информационных процессов.
- К. К. Колин
- Предисловие
- Введение
- Главаi предмет и задачи учебного курса «социальная информатика»
- 1.1.Состояние и тенденции развития курса информатики для системы образования
- 1.2.Современное представление о предмете информатики
- 1.3.Научно-методологические проблемы развития социальной информатики
- 1.4.Современная структура предметной области социальной информатики
- 1.5.Конгресс юнеско о новых принципах изучения информатики в системе образования
- 1.6. Опыт России в изучении курсе социальной информатики в системе высшего образования
- Глава 2роль информации в развитии общества
- 2.1.История развития цивилизации и основные информационные революции
- 2.2.Информатизация общества как глобальный процесс
- 2.3.Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества
- 2.4.Информационные технологии -катализатор процесса развития современного общества
- 2.5.Информатизация общества и проблемы образования
- 2.6.Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности
- Глава III информационные ресурсы общества
- 3.1.Виды и классификация информационных ресурсов
- 3.2.Информационная инфраструктура общества
- 3.3.Информационные продукты и услуги
- 3.4.Информационный рынок
- 3.5.Государственная политика в области информационных ресурсов
- 3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
- Глава IV информационный потенциал общества
- 4.1.Структура информационного потенциала общества
- 4.2.Информационная техносфера
- Техносферы в развитых странах на 1997 год
- 4.3.Информационно-телекоммуникационные системы и технологии
- 4.4.Информационная культура общества
- Глава vинформационное общество
- 5.1.Основные черты информационного общества
- 5.2.Информационная экономика
- 5.3.Технологии информационного общества
- 5.4.Путь России к информационному обществу
- 5.5.Новая информационная среда обитания
- 5.6. Информационные проблемы национальной безопасности
- 5.7.Информационная безопасность
- 5.8.Информационная война
- Глава VI человек в информационном обществе
- 6.I.Информационный образ жизни
- 6.2.Информационное неравенство
- 6.3.Информационные аспекты творчества и развивающее образование
- 6.4. Информационная свобода личности
- 6.5. Информационная преступность
- 6.6. Проблема информационно-психологической безопасности
- Заключение
- Литература
- Словарь основных терминов
- Глава 1. Предмет и задачи учебного курса
- Глава 2. Роль информации в развитии общества
- Глава 3. Информационные ресурсы общества
- Глава 4. Информационный потенциал общества
- Глава 5. Информационное общество
- Глава 6. Человек в информационном обществе
- Приложение социальная информатика базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования
- 1. Введение
- 1.1. Назначение курса «Социальная информатика»
- 1.2. Ожидаемые результаты
- 1.3. Основные принципы формирования содержания учебного курса
- 1.4. Принципиальные особенности базовой программы курса «Социальная информатика»
- 2. Состав и общая структура программы
- 2.1. Модульная структура программы
- 2.2. Краткое содержание проблемных модулей
- 2.3. Типовая структура проблемных модулей
- 3. Структура и содержание проблемных модулей
- 3.1. Проблемный модуль №1 «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»
- 3.1.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.1.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.2. Проблемный модуль №2 «Роль информации
- 3.2.1. Педагогические задачи модуля
- 3.2.2. Основные проблемные блоки
- 3.2.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.2.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3. Проблемный модуль № 3
- 3.3.1. Педагогические задачи модуля
- 3.3.2. Основные проблемные блоки
- 3.3.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.3.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.4. Проблемный модуль №4
- 3.4.1. Педагогические задачи
- 3.4.2. Основные проблемные блоки
- 3.4.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.4.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.5. Проблемный модуль №5 «Информационное общество»
- 3.5.1. Педагогические задачи
- 3.5.2. Основные проблемные блоки
- 3.5.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.6. Проблемный модуль №6 «Человек в информационном
- 3.6.1. Педагогические задачи
- 3.6.2. Основные проблемные блоки
- 3.6.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.6.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.6.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.7. Проблемный модуль №7 «Информационная цивилизация»
- 3.7.1. Педагогические задачи
- 3.7.2. Основные проблемные блоки
- 3.7.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.7.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.7.5. Краткое содержание дополнительных проблемных модулей
- 4. Список литературы по курсу
- Глава I предмет и задачи учебного курса «социальная информатика» 9