2. Главные виды античного творчества и культуры.
Замечательным явлением древнегреческой культурыявлялся театр. Он возник из обрядовых песен, плясок во время праздников в честь бога Диониса.
Актёры до совершенства доводили пластику тела, жесты (поскольку играли в масках), должны были иметь звучный и выразительный голос, владеть вокальным мастерством.
Во время театральных представлений все дела города приостанавливались: суды закрывались, в эти три дня должники освобождались от уплаты долгов, заключённые выпускались из тюрем под честное слово, - неимущим гражданам выдавались зрелищные деньги.
Отцом трагедии называют греческого поэта Эсхила («Пушкованный Прометей», «Персы»), Софокл создал трагедию «Царь Эдип», «Электра» Еврипид – автор «Медеи», Аристофан создал комедии «Всадники», «Женщины в народном собрании», «Мир».
В Древней Греции было изумительно восхитительное отношение к музыке, оттого, что древние греки уверились в том, что сам мир музыкален, ритмичен, гармоничен. Наполняя душу музыка устанавливает единство между миром и человеком.
Музыка природы не противопоставлялась музыке человека. Основным звуковым фоном античности был шум моря.
Основные понятия о музыке: ритм и метр, хор и оркестр, рапсодия, симфония, гармония, мелодия возникли в Древней Греции. У древних греков была муза комедии и трагедии, муза лирики и танцев, муза истории и астрономии. Музыка в классической Греции объединяла все искусства, науки, политику, риторику, богов и людей, небо и землю в единое гармоническое целое – космос.
Через танец музыка соединялась с живописью и пластикой, через слова она соединялась с поэзией и красноречием.
От музыкальной песенной лирики вела своё начало поэзия Греции. Величайший поэт Греции – Гомер, по преданиям слепой сказатель, сочинивший знаменитые «Илиаду» и «Одиссею». Лирика греков по жанрам разнообразна – торжественные или военно-патриотические оды, гимны, басни, эпиграммы, любовная лирика, элегии, эпитафии, праздничные и застольные песни.
Греческую литературу, театр прославили Эсхил, Софокл и Еврипид. Как известно по дошедшим до нашего времени произведениям в Греции в Iв. до н.э. родился роман. Современности известны 5 дошедших до неё романов.
Это «Хэрий и Каллироя» Харитона, «Повесть о Габрокоме и Антии» Ксенофонта Эфесского, «Левкиппа и Клитофоний» Ахилла Татия, «Дафнис и Хлоя» Лонга.
Культура Древней Греции была весьма противоречива. В её содержании были два противостоящих момента: с одной стороны поклонение богам, внешней красоте, гармонии и формам бытия. С другой стороны – призыв философов искать внутреннее основание мира, видеть внутренний мир человека, его духовную сущность, считать главенствующим в природе Мировой Логос, наделённый всеобщей духовностью.
Основа духовной культуры Древней Греции формировалась в области философии. Недаром её называют родиной философии. Общеизвестны имена философов: Фалес, Пифагор, Гераклит, Сократ, Демокрит, Протагор, Платон, Аристотель. Именно они сформировали существенные вопросы философии, создали язык философии. Они нередко заслуженно выступали в виде мудрецов, пророков, провидцев учёных, носителей высокой нравственности.
Протагор считал человека мерой всех вещей, центром общественной жизни и венцом природы. Демокрит, автор более семидесяти сочинений, был первым энциклопедическим умом среди греков: философом, математиком, физиком, теоретиком музыки и поэзии, физиологом, медиком. Он первый учил о первичности бытия, состоящего из неделимых частиц – атомов, которые он называл «идеями» и духовными сущностями.
Сократ трудов не писал. Босой, бедно одетый, скуластый, лысый, со вздёрнутым носом, говорил на рынках, собраниях, дружески, иронично, нередко смущая собеседника своими вопросами. А вопросы были о красоте, дружбе, справедливости, храбрости, мудрости, о предназначении человека, о его отношении к законам, о почитании богов, о необходимости образования, о воздержании от грубых страстей, о гордости, о богатстве. Сократ был учителем Платона, который в своих трудах обосновывал идеи своего учителя.
Платон в своей философии совмещает общее и частное, телесное и духовное, классическое и человеческое.
Аристотель, ученик Платона, привёл все предшествующие знания в единую систему, создал метафизику, учение об идее, о форме, исследовал человека, его тело, душу и разум.
Он описал эмоции, чувства, память, волю, темперамент, он является основателем психологии, логики, создал учение о мышлении и его законах. Он открыл специальную область человеческих нравов - этику, эстетику, исследовал драму, трагедию, эпос, комедию, метафору, гиперболу, написал «Поэтику» - первое произведение нормативной эстетики.
В эпоху эллинизма (III-Iвв. до н.э.) в страны, завоёванные Александром Македонским распространяется греческая культура, объединяясь с культурой стран Ближнего и Среднего Востока. В среде греков – воинов, торговцев, чиновников, ремесленников утверждается новое мировоззрение – космополитизм, т.е. гражданин мира.
Интеграция знаний способствовала развитию наук, их систематизации и дифференциации. Выдающийся вклад в развитие наук внесли: Стратон (IIIв. до н.э.) – физики, Евклид и Архимед – математики, Аристарх – астрономии, Эрастофен – географии, Герофил – описательной анатомии человека, Страбон создал 17-томную «Географию», Эралисфен достаточно точно вычислил окружность Земли, Гиппарх обосновал геоцентрическую теорию солнечной системы.
Эллинизм славен строительством Александрийского маяка, храма Артемиды в Эфесе, созданием скульптуры богу Гелиосу на о. Родос.
В Александрии была собрана библиотека из 700 тысяч папирусов. Библиотека просуществовала более 250 лет. Затем часть её сгорела в 47 г. до н.э., часть была уничтожена завоевателями в 391 г. н.э., остатки – в VII-VIIIвеках.
Цари Египта учредили научное учреждение для учёных с общежитием, куда приглашали учёных из всего эллинистического мира для занятия наукой, литературой, философией.
После смерти А. Македонского в 323 г. до н.э. империя его быстро распалась. Сохранившиеся города – полисы и другие территории постепенно подчинялись новой, сильной социальной системе – Риму.
Древнеримская культураохватывает период сVIIв. до н.э. поVв. н.э., многое в римской культуре взято и переработано из культуры Древней Греции и у древнеиталийской культуры этрусков. В те времена на Апеннинском полуострове обитали племена янигское, этрусское и италийское. Историки считают, что культура римлян получила своё начало от этрусков.
Происхождение и язык этрусков не выяснены. Уже в VIIIв. до н.э. они заявили о себе как отважные мореходы и опытные торговцы. Религия их носила мифологический характер, но в ней большую роль играли божества смерти, загробного мира, мрачные, злые божества подчинялись высшим силам.
Однако культура и искусство этрусков с её архитектурой (для храмов использовали камень, дерево, кирпич - сырец), культами, произвели на римлян после их завоевания меньшее значение нежели греческая культура.
Боги религии Рима отличались от греческих именами. Главными богами считались Янус, Юнона и Минерва. Главными праздниками считались праздники Юпитера и Марса, затем – земледельческие и винодельческие, затем – пастушеские. Жертвы приносились кормилице – земле, богине размножения стад, божеству изобилия Юпитеру, богу неба, покровителю виноделия, Юноне – богине неба и покровительнице брака, супруге Юпитера, Минерве – покровительнице ремесла, Диане – богине рощ и охоты, Марсу – богу войны, в честь божеств моря, огня, дома, умерших, справлялись домашние праздники.
Римская религия отличалась искренностью, неторопливостью, она не обожествляла героев. Римляне старались осмыслить всякое явление и закрепить за ним бога, обращаться к нему, располагать его к себе.
В целом же религиозные представления населения Древнего Рима претерпели исторические изменения. От политеизма – где каждый имел свою богиню очага Весту, веря в наличие духа в каждом предмете, явлении до отсутствия определённых образов богов, боги существовали лишь в виде конкретных предметов – копья, стрелы, до восприятия бога на формально договорном начале «я даю, чтобы ты дал мне». То есть религия римлян являлась узко практической, носила утилитарный характер.
У римлян издревле существовали жрецы, их коллегии для служения Марсу и Юпитеру, были авгуры, понтифики, фециалы. Они занимались общими богослужебными порядками, изучали способы, как лучше общаться с богами. Они были своего рода прорицателями, Авгуры занимались гаданиями, понтифики – хранили точные знания – мер, весов, счисления времени, фециалы хранили международные законы и договоры. Жрецы выступали как советники, не вмешиваясь в государственные дела. У римлян было мало творчества, фантазии в религиозной сфере, этим они хранили самобытное развитие своего духовного уклада.
Однако позже Римская религия подверглась с востока и из азиатских городов распространениям не свойственным ей, тенденций, явлений, безобразнейших оргий, например, через культ Вакха.
В эпоху расцвета Римской империи авторитетом были греческие философы, риторы, поэты, учителя. Долгое время в Римском обществе господствовал стоицизм, затем распространилась система Эпикура (поиск забвения тревог жизни в апатии и иронии), позднее - неопифагоризм (смещение религии, мистики, естественнонаучных знаний).
Государство, представлявшее республику в это время, уступало место монархии. Цезарь, великий политический деятель, застал римский мир уже одряхлевшим, и даже он не мог его возродить.
В римской культуре не было идеи, которая вдохновляла бы художников на общественно значимое искусство. Художники были ремесленниками, даже рабами. Поэтому произведения живописи, архитектуры, скульптуры анонимны. Римляне строили бани (термы), дороги, ипподромы, водопроводы. Из 11 водопроводов два работают до сих пор.
На центральной площади Рима – форуме – располагался Сенат, суд, архив, трибуна, тюрьма.
Город Рим и другие города Римской империи украшались храмами, дворцами, театрами, амфитеатрами, цирками. В амфитеатрах, цирках устраивались бои гладиаторов, публичные казни.
Рим вёл нескончаемые войны грабительские, пополняющие римское общество рабами. И не только. Рим завоевал части эллинского мира, он присоединил к себе крупные культурные центры как: Александрия Египетская, Антиохия в Сирии, Эфес в Малой Азии, Коринф и Афины в Греции, Карфаген на северном берегу Африки.
Поэтому не случайно многие произведения скульптуры представляли собой хорошо выполненные копии греческих и эллинских произведений искусства.
Обучение в Риме состояло из трёх степеней: начального, школы грамматики, школы риторики. Более всего средств выделялось на школу риторики.
В I-IIвеках значительное внимание уделялось географии и истории. наибольший вклад в пропаганду этих знаний внесли историки Тацит, Тит Левий и Аппиан, географы Клавдий Птолемей и Страбон. В эпоху империи особое место в римском обществе занимала литература. Знаменитые имена – историка и филосова Плутарха, опекуна поэтов Гай Цильния Мецената – автора эпической поэмы «Энеида», Горация Флакха, Овидия Назона – автора поэмы «Искусство любви», за которую он был сослан императором Августом в ссылку в черноморский город Томы (Констанца), где он создал сборники стихов «Скорби» и «Послания с Понта». Известно имя сатирика Ювенала, написавшего 16 сатир. Писатель Апулей известен фантастическим романом «Метаморфозы» или «Золотой осёл» о превращении юноши Луция в осла и его похождениях.
В числе великих людей Рима можно назвать следующих:
Цицерон Марк Тулий (106 – 43 гг. до н.э.) – римский политический деятель, писатель, философ. Был убит по политическим соображениям. Помимо многочисленных речей, написал трактаты по политологии, по риторике. его высказывания:
Все, что делается согласно природе, должно считаться хорошим.
Нет ничего превосходнее разума.
Каждый человек может заблуждаться, но упорствует в заблуждении
только глупец.
Цезарь Гай Юлий (100 – 44 гг. до н.э.) – римский полководец, государственный деятель, писатель. Находясь у власти, не однажды прощал бунташного Цицерона. Оставил по себе память как автор «Записок о галльской войне», «Записок о гражданской войне», написанных чеканным латинским слогом.
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры