logo
Культур(пособ

5.2 Вселенские соборы.

С ростом числа сторонников христиан и их общин, с возникновением клира, признанием христианства государственной религией возникает потребность в сведении всех имеющихся представлений о вере в единую систему. Государству нужна была единая религия, единый центр управления религиозными организациями, т.е. единая церковь. Однако после легализации христианства выявились и стали активно проявляются острые противоречия между различными христианскими общинами в вопросах веры, догматики, в подходах к интерпретации библейский текстов и устных поучений. Ни один из христианских догматов веры или элементов культа не появился сразу в законченном виде – споры вокруг их содержания не продолжались и после их канонизации. Споры в основном концентрировались вокруг толкования трех главных догматов: триединства Бога, воплощения и искупления.

Основные положения христианского вероучения в условиях жесточайшей борьбы между различными течениями в раннем христианстве (ариане, несториане, монофизиты, монофилиты и др.) были закреплены на семи первых Вселенских соборах, которые проходили с IV по VIII вв. нашей эры. На первых Вселенских соборах огромную роль играли римские (позднее византийские) императоры, которые созывали соборы и под председательством которых проходила часть заседаний. На Вселенских соборах обсуждались богословско-догматические, церковно-политические и дисциплинарные вопросы. Большое место в деятельности соборов занимала борьба против ересей. Постановления Вселенских соборов путем специальных императорских решений приобретали силу закона.

В начале IV в. священник из Александрии Арий стал проповедовать свое учение о сущности Троицы. Он утверждал, что Бог-сын не единосущен Богу-отцу. Он считал, что сын Божий не вечен, не существовал до рождения, ибо только Бог един и вечен, а все остальное сотворено. Подход Ария отражал еще античный способ мышления, попытку примирить формальную логику к христианскому иррационализму. По сути, в Арианстве возрождалось учение о Логосе. В ряде провинций у Ария нашлись сторонники. Для того, чтобы положить конец спорам, император Константин в 325 г. созывает I Собор христиан (Первый Вселенский Собор). На этом соборе Арий был отлучен от церкви, а его учение осуждено как еретическое. На Первом Вселенском соборе (проходил в Никее) было установлено понимание догмата, в соответствии с которым Бог определялся как единство трех лиц, где сын, вечно рождающийся от Отца, единосущен Отцу, есть истинный Бог и самостоятельная личность. Но спор о сущности Троицы не утихал.

Только на Втором Вселенском соборе (Константинополь, 381 г.) христиане окончательно выработали формулировку о сущности божественной Троицы. Здесь проклятию были преданы не только ариане, но и другие многочисленные ереси: евномиане, духоборы, савелиане и др. Третьим каноном этого собора за константинопольским патриархом было закреплено второе место в церковной иерархии после римского патриарха, что знаменовало победу константинопольского клира над александрийским.

Историческое значение первых двух соборов состоит еще и в том, что на них в острой борьбе различных течений и групп церкви был сформулирован христианский символ веры. Символ веры христианства состоит из 12 частей (членов). На Никейском Соборе было принято семь членов, на Константинопольском – пять. Каждый из двенадцати членов содержит один либо несколько догматов, основных положений христианства: первый говорит о Боге как творце мира; второй – о вере в Сына Божьего единородного; третий – догмат о боговоплощении; четвертый – догмат об искуплении; пятый – о воскресении Христа; шестой – о телесном вознесении Христа на небо; седьмой – о грядущем втором пришествии Христа; восьмой – о вере в Духа Святого; девятый – об отношении к церкви; десятый – о таинстве крещения; одиннадцатый – о будущем всеобщем воскрешении из мертвых; двенадцатый – о жизни вечной. В православной церкви Никео-Царьградский символ веры считается обязательным для всех верующих, он читается во время утреннего богослужения, во время обряда крещения и начинается со слов «Верую во единого Бога». В католицизме Символ веры пересматривался и редактировался Тридентским собором (1545–1563 гг.).

В начале V в. острый спор разгорелся вокруг догмата о боговоплощении. Ересь константинопольского патриарха Нестория (несторианство), осужденная Третьим Вселенским Собором (Эфес, 431 г.), состояла в том, что дева Мария родила не Бога, а человека. Только по наитию Святого Духа в него вселилось божество и он стал орудием спасения. На этом Соборе главное внимание были утверждены шесть правил по защите догмата боговоплощения, а также состоялось официальное признание Девы Марии Богородицей.

На Четвертом, Халкидонском Вселенском соборе (451 г.) осуждена ересь константинопольского архимандрита Евтихия – монофизитство. Монофизиты учили, что в Иисусе человеческое начало было поглощено божественным и поэтому признавали в нем только одну божественную природу. На Соборе был утвержден догмат о воплощении, согласно которому Христос должен был рассматриваться как истинный Бог и как истинный человек; вечно рождаясь от Бога-Отца по божеству, он родился от Девы Марии по человечеству, поэтому божественная и человеческая природа соединяются в нем неизменно, нераздельно и неразлучно.

Эта же ересь был осуждена на Пятом (Второй Константинопольский) Вселенском Соборе (553 г.). Здесь был решен спор о том, как изображать Сына Божьего: в человеческом облике, а не в виде агнца.

На Шестом Вселенском (Третий Константинопольский, 680 г.) Соборе была осуждена ересь монофелитов. Они исходили из признания в Христе двух природ – божественной и человеческой, но утверждали, что ему присуща одна воля, единая «богочеловеческая энергия». На Соборе после осуждения этой ереси, было принято решение рассматривать Христа, состоящим из двух сущностей – человеческой и божественной, но обладающим одной волей – божественной.

Раздорами сопровождалось и утверждение христианского культа. В конце IV в. церковный писатель Евсевий выступил против поклонения иконам, считая, это идолопоклонничеством. В VII в. против почитания икон выступили несториане и монофизиты Спор между иконоборцами и иконопочитателями был разрешен на Седьмом (Второй Никейский) Соборе (787 г.). Собор утвердил правило, в соответствии с которым считалось необходимым изображение лиц и событий, а также поклонение им.

Состоявшийся в 869–870 IV Константинопольский собор обнаружил острые противоречия между западно-христианской и восточно-христианской церквями. Его решения во многом были направлены против политики константинопольского патриарха Фотия. Оформившиеся впоследствии православие и католицизм различно оценивают IV Константинопольский собор: католицизм признает его VIII Вселенским, православие – нет. Последующие Вселенские соборы созывались уже Римскими папами после разделения церквей. Православные церкви признают решения только семи первых Вселенских соборов.