logo
Культур(пособ

4.1.3. Древнегреческая мифология

Мифология для любой древней культуры служит точным слепком ее мировосприятия, ценностей, чаяний и устремлений. Древнегреческая мифология – не исключение. Здесь образность, стремление к красоте и идеалу сочетается с очеловеченностью, разумностью и созерцательностью.

Древнейшие античные мифы относятся еще к периоду протогреческой культуры. К наиболее архаичным персонажам античного мифа принадлежит богиня земли Деметра, ее дочь Персефона (весеннее цветение природы), Дионис (бог виноделия), Аполлон и др.

В классический период древнегреческой культуры складывается так называемая олимпийская система богов (изначально их 12), которые ведут праздную жизнь на горе Олимпе, питаются нектаром и амброзией и в целом очень похожи на людей (также ссорятся, гневаются, не лишены честолюбия, коварства и пр.), с той лишь разницей, что боги бессмертны.

Среди наиболее могущественных богов классической мифологии называют Зевса (владыку Вселенной) и его двух братьев - Посейдона (владыку морей) и Аида (владыку подземного мира мертвых).

Кроме трех братьев известны так же Гера (жена Зевса), богиня любви Афродита, богиня мудрости Афина (покровительница Афин), Артемида – охотница, царица лесов, Гефест – небесный кузнец, Гермес – покровитель торговли (и бог воров), Аполлон – покровитель поэтов и т.д. Кроме богов, причастных к жизни на Олимпе, называются так же различные фавны, сатиры, природные духи (гор, ручьев) и т.д.

Студентам-медикам будет интересно узнать, что к числу неолимпийских богов относился, например, знаменитый бог-врачеватель Асклепий (божественный сын Аполлона). Асклепий лечил людей, избавляя их от страха смерти. В его действиях обитатели Олимпа увидели ущерб своему могуществу и Асклепий пал, сраженный молнией Зевса. Согласно мифу, дети Асклепия стали основоположниками разных отраслей медицины. Гигнея дала первые правила гигиены, Панацея (всеисцеляющая) открывала людям тайные силы лекарств, Падалирий стал родоначальником искусства точной постановки диагноза и Махаон – основоположником хирургии.

Отчасти справедливо мнение древнего историка Геродота о том, что мифология древних греков классического периода во многом обязана своему происхождению литературному творчеству Гомера и Гесиода (поэма «Труды и дни»). Именно в произведениях этих авторов оформлены мифы о многих богах, о происхождении мира. Так, у Гесиода при рождении мира из хаоса выделились Уран (небо) и Гея (земля), породившие титанов и циклопов (сторуких гекатонхейеров, которых потом сбросили в подземелье, в Тартар). Впоследствии верховным богов становится Кронос, который, боясь за свою власть, поедал всех детей, рожденных его супругой Реей. Обманом Реей был спасен только Зевс, тайком выращенный на острове Крит в пещере под опекой горных нимф и горной козы Амалтеи. В итоге Зевс победил своего отца Кроноса, заставил его выпустить проглоченных детей, освободил из Тартара гекатонхейеров, титанов и стал верховным богом.

Возможно, именно литературная обработка древних мифов и придание им системного характера, а так же развивавшееся рациональное сознание древних греков создали неповторимое своеобразие мифологической системы античной Греции. Главными характеристиками ее является антропоморфность (уподобление богов человеку), «приземленный» характер, рациональность (преобладание разумного объяснения исторических и природных явлений над мистическим). Красной нитью в древнегреческой мифологии проходит идея самостоятельности человека и даже в некоторых случаях его приоритета над богами.