Билет №28 Протоиндийская (хараппская) цивилизация.
В дальнейшем в культурном развитии народов Южной Азии в период каменного века отличаются те же стадии, что и в иных регионах мира. Примерно 40 тыс. лет назад начинается эпоха среднего, а затем —- верхнего палеолита. X-IV тыс. до н. э археологи датируют эпоху мезолита и раннего неолита. С этим периодом связывается начало доместикации (одомашнивания) животных, появление керамики, создание самых ранних памятников искусства (пещерная живопись Бхимбетха) и пр. К IV тыс. до н. э относится первое знакомство обитателей субконтинента с технологией выплавки и обработки металлов. Начинается эпоха хал колита («медно-каменного века»).
Именно в этот период (около 3500 до н.э.) на северо-западе региона в долине реки Инд возникает уникальная Хараппская цивилизация - одна из древнейших мировых цивилизаций городского типа. Просуществовала она не менее тысячи лет, но до сих пор в науке не решена проблема ее генезиса и причин упадка. Популярна версия постепенного развития местной культуры из неолитической в халколитическую с дальнейшей трансформацией в городскую под влиянием пришлого элемента. Самые старые поселения цивилизации долины Инда находились вдоль древнего русла этой реки. Поздние поселения возникли также восточнее и южнее вплоть до окраин современных городов Дели и Мумбаи (бывш. Бомбея). Крупнейшими центрами цивилизации долины Инда были города Хараппа (вероятно, столица) в нынешнем пакистанском Пенджабе, Мохенджо-даро и Чанху-даро (в Синде), Калибанган (в индийском Раджастхане), Лотхал (в Гуджарате).
Хараппская цивилизация характеризуется наличием большого числа городских поселений (около тысячи) с правильной планировкой и совершенной системой канализации, множеством изделий из меди, бронзы, золота и серебра, но сохранением в быту каменных изделий. Создатели этой цивилизации сеяли ячмень, пшеницу, просо и рис, торговали с Месопотамией, Критом, Эламом, создали свою иероглифическую письменность, систему мер и весов. Их религия, вероятно, наложила отпечаток на верования индндийцев. Анализ предметов сакрального искусства (скульптура, изображения на печатях) позволяет утверждать, что жителям древних городов долины Инда были известны некоторые культы, сохранившиеся и получившие развитие в боле поздних религиозных системах Южной Азии («мировое дерево», культ Богини-Матери, культ быка, буйвола, тигра).
Единый стандарт планировки и архитектуры Хараппских городов, в которых четко различаются две части — окруженная рвом «цитадель» и «нижний город», однородность надписей и изображений на печатях, другие сходные черты культуры дают основание предположить наличие в Хараппском обществе единой системы управления. Вероятно, уже в эту эпоху в Индии отмечается такое явление, как наличие одного или двух центров, из которых культурное влияние волнами расходится по территории всего субконтинента или большей его части. Характерное для Хараппской эпохи сосуществование различных по быту и уровню развития обществ в рамках единого культурного пространства сохранилось на разных этапах развития индийской цивилизации.
Нужно отметить при этом, что на всей территории распространения Хараппской цивилизации в городах (реже — селениях) встречаются надписи, одинаковые как по типу, так и по составу. Отсюда можно заключить, что населявшие эту территорию люди либо все говорили на одном языке (это представляется маловероятным), либо они пользовались неким одним панрегиональным языком, употреблявшимся, очевидно, в сфере культа и/или политико-административной сфере (сфере социального быта).
Хараппская цивилизация - одна из древнейших мировых цивилизаций городского типа появилась ок. 3500 лет до н.э. в долине реки Инд, в эпоху халколита. Науке ее генезис до сих пор неизвестен, есть лишь версии. Например, развитие из каменного века в медно-каменный, доместикация и т.д.Вдоль Инда(древнего русла) до Мумбаи и Дели. Просуществовала 1000 лет. Крупнейшие города – Хараппа (в пакистанском Пенджабе), Мохенджо-даро и Чанху-даро. Городские поселения с канализацией и правильной планировкой, торговля с Месопотамией, Эламом и Критом, иероглифическая письменность, система мер и весов. Была религия – сакральное искусство(Скульптура, изображения на печатях). Культ мирового дерева, Богини-Матери, культ быка, буйвола, тигра. Использовали панрегиональным языком.
- Билет №2 Язык и текст как основные источники данных для востоковеда
- Билет №3 Генетическая классификация языков стран Азии и Африки.
- Билет №4 Миф, эпос, фольклор.
- Билет №5 Основные задачи и понятия текстологии.
- Билет №6 Источниковедение и историография.
- Билет №7 Формационный и цивилизационный подходы в исторических исследованиях.
- Билет № 8.Отечественное востоковедение в 18-19 вв.
- Билет № 10.Основные этапы истории Восточного факультета.
- Билет №11 Понятие «этнического» в отечественной и западной традициях.
- Билет №12 Структура этнической культуры.
- Билет №13 Синхронные и диахронные исследования этнических культур
- Билет № 14 Метафизика, нумерология и картина мира в древних культурах
- Билет № 15 Роль этнопсихологии в изучении культур Азии и Африки
- Билет № 16 Мировые, национальные, государственные религии.
- Государственная Религия
- Билет № 17 Восток как родина мировых религий.
- Билет №18 Основные положения буддизма
- Билет №19 Основные положения ислама.
- Билет № 20 Что роднит социально-культурную антропологию
- Билет № 21 Включенное (участвующее) наблюдение как основной метод социально-культурной антропологии.
- Билет №22 Политическая антропология как субдисциплина социально-культурной антропологии.
- Билет № 23Антропология права как субдисциплина социально-культурной антропологии.
- Билет №24 Основные школы геополитики.
- Билет №25 Понятие «парадигма» и «код» («кодекс») геополитического развития.
- Билет № 26 Геополитическая доктрина евразийства(н.С.Тубецкой,п.М.Савицкий,г.В.Вернадский и др.)
- Билет № 27 Языковая ситуация в Южной Азии
- Билет №28 Протоиндийская (хараппская) цивилизация.
- Билет № 29 Индоарийская миграция на территорию Южной Азии (хронология; общий характер). Влияние древних Ариев на социальную организацию и культуру древнеиндийского общества.
- Билет №30 Основные религиозно-философские системы Южной Азии (индуизм, буддизм, джайнизм).
- Билет № 31 Древнеиндийская (санскритская) литература 1 тысячелетия н.Э. (драматургия, поэзия, проза, научная литература).
- Билет № 32 Ригведа - древнейший культурный текст Южной Азии. Состав и содержание Ригведы. Ведийская мифология.
- Билет № 33 Особенности Восточной Азии как историко-культурного региона.
- Билет № 34 Религиозный синкретизм в странах Восточной Азии.
- Билет № 35 Колониальные владения в юва.
- Билет № 36 асеан: история и современность.
- Билет № 37 Географическая и историческая характеристика термина «Центральная Азия».
- Билет № 38 Основные религиозные системы в Центральной Азии, памятники, связанные с ними.
- Билет № 39Характеристика этнолингвистической ситуации в регионе Центральной Азии.
- Билет № 40 Характеристика специфики формы правления, государственного устройства и социально-экономического развития одного из государств региона Центральной Азии (по выбору студента).
- Билет № 42 Основные направления и этапы распространения арабско-мусульманской культуры.
- Билет № 43 Культурные процессы в мире ислама в эпоху Омейядов, Абассидов.
- Билет № 45 Роль антропогенного фактора в распределении и использовании природных ресурсов на Африканском континенте.
- Билет № 46 Общая характеристика включенности Африки в общемировой хозяйственный процесс.
- Билет № 47 особенности социально-экономического и политического развития в странах Африки.
- Билет № 48 Этноконфессиональная ситуация в странах Африки.
- Билет № 49 Роль заимствований в материальной культуре и духовной культуре стран Африки.
- Билет № 50 Основные этапы и особеннгости этногенеза в Африке.
- Билет № 51 прикладное востоковедение в истории внешнеполитической службы России.
- Билет № 52 прикладное востоковедение в истории военной службы России.
- Билет № 53 прикладное востоковедение в истории миссионерской службы России.
- Билет № 54 прикладное востоковедение в ссср.
- Билет № 55 Прикладное востоковедение сегодня.