4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
Специфика искусства и литературы Древнего Рима тесно связана с теми характеристиками, которые актуальны для разъяснения всех сторон жизни римского общества. Характерными чертами художественной культуры Рима могут быть названы:
– желание возвеличивать великий Рим, воспевать его лучших граждан (наиболее характерно проявилось в литературе, архитектуре, скульптуре);
– идеалы величия, грандиозности, могущества и помпезности (наибольшее проявление нашли в архитектуре);
– светский акцент художественной культуры, ее конструктивизм и рационализм (архитектура, мозаика и росписи);
– стремление заимствовать и собирать в Риме все лучшее, созданное искусством завоеванных народов. Здесь особенное значение приобрели заимствования образцов и техник древнегреческого искусства, что проявлялось не только в копировании лучших работ греческих мастеров, но даже в перенесении многих произведений в Рим. Впоследствии у римлян появился спрос на копии греческих скульптурных работ, что создало особую моду на греческую скульптуру.
Особое значение в римском искусстве приобретает архитектура, воплощавшая идеи светскости, величия и могущества римского государства. Для архитектурных сооружений римлян характерно подчеркивание мощи, силы, грандиозности и значительности, что выражается в монументализме, пышности отделки, конструктивизме сооружений. В 1 в. н.э. римский зодчий Ветрувий сформулировал основные требования римлян к архитектурному сооружению: польза, прочность, красота.
Римляне создали несколько типов построек, применявшихся впоследствии во всей европейской архитектуре – базилики (прямоугольной формы здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов), амфитеатры, термы, мавзолеи, виллы, акведуки, дороги и т.д. Принципиально новым типом конструкций, созданных римлянами можно считать балочные и арочные сооружения (возведение знаменитых триумфальных арок, акведуков).
Активно в архитектуре римляне используют и древнегреческие конструкции, например, в преобразованном виде здесь сохраняются ордера, однако, отличие состоит в том, что ордеру отводится здесь скорее декоративная роль.
Наиболее яркими примерами римского зодчества можно считать Форумы (Форум Романум - главная площадь Рима, на которой размещались сенат, суд, архив, тюрьма, а также храмы, триумфальные колонны и арки и т.д.; форум Траяна – прямоугольная площадь со своим архитектурным ансамблем, возведенная в честь заслуг императора Траяна), термы(комплекс построек для отдыха, развлечений, занятий спортом, наиболее известны своей архитектурой термы Каракаллы в Риме), амфитеатры (знаменитый Колизей), храмы (главным типом римских храмов являлся храм-псевдопериптр, а так же круглый храм-ротонда; среди самых выдающихся – храм всех богов Пантеон, замысел которого связан с идеей объединении религий и народов под властью Рима).
Римская архитектура создала свои отличительные особенности и в обустройстве быта горожан. Типичным жилищем зажиточных римских горожан являлись домусы (совокупность жилых и хозяйственных построек); центром жилого дома считался атрий (внутренний дворик), сооружались так же перистили (открытые дворы, окружавшиеся по периметру колоннадой). Для обеспечения города водой создан был водопровод, наземные участки которого (акведуки) представляли значительную архитектурную ценность.
Древнеримская скульптура формировалась изначально на пересечении древнегреческой и этрусской традиций. Согласно греческой идее отражения в скульптуре гармоничного человека, римляне создают статуи ораторов (тогатус – изображения сенаторов в тоге). Следуя этрусским обычаям, римляне приходят к знаменитым римским бюстам. Так, у этрусков существовал обычай, в соответствии с которым в доме хранились изображения предков (посмертные маски), впоследствии в переработанном виде этот обычай отразился в римском скульптурном портрете (римские бюсты).
Римскую скульптуру отличала особая реалистичность изображения, стремление отразить индивидуальные черты и, в то же время, показать обобщенный образ человека - гражданина, служащего своей империи (например, скульптурные портреты «Брут», «Оратор», «Цицерон» и др.). В период правления Августа сформировался тип парадного изображения, в котором утвердился идеал классической римской красоты, исполненной величия (например, статуя Августа – парадный портрет в полный рост, исполненный демонстративного величия и могущества).
Для искусства Рима характерна так же монументальная живопись, представленная фресками и мозаиками. Отличает ее одухотворенность, умение придать объемность фигурам, элементы пространственной перспективы.
Расцвет римской литературы начинается в 3 в. до н.э. с подражания греческим оригиналам. Прежде всего развивается драма и комедия (Плавт, Публий Теренций Африканец), лирика (Гай Валерий Катулл). В царствование императора Августа литература в Риме приобретает все большее значение и гражданственное звучание – прямо и косвенно восхваляет власть императоров и величие римского народа (Вергилий, Гораций, Овидий, Ювенал и др.)
В целом художественная культура Рима очень многообразна, отличается грандиозностью, конструктивизмом, реализмом и зачастую помпезностью. Несмотря на многочисленные заимствования и параллели в разных областях литературы и искусства с греческой, этрусской и восточными традициями, римская художественная культура с полным правом может быть названа индивидуальной и самобытной.
Подводя итог краткому обзору античной культуры, необходимо еще раз вернуться к идее, красной нитью проходящей через становление и развитие изучение многочисленных феноменов, характеризующих культуру греческой и римской Античности. Именно Античность знаменует переход от мифологической эпохи к современной, к открытию человека и открытию разума. Именно Античность создает тот базис, на основе которого формируются универсальные связи человечества. Открытие и утверждение идей истины, красоты, гармонии, человеческой личности – это первый решительный шаг к формированию современного человечества, живущего в многополярном, но все же универсальном мире.
Вопросы для обсуждения:
Объясните сущность понятий «калокагатия», «агонистика», «мера» для древних греков и приведите примеры их отражения в античной жизни.
Какое значение для культуры античной Греции имеет тема судьбы? Как она проявляется в античном мифе¸ искусстве, литературе?
Какое значение для древнегреческой культуры имел театр?
В чем проявлялись демократические тенденции античной культуры?
Докажите правомерность утверждения, что античная культура «ступила на путь рационализма». Охарактеризуйте неполноту, непоследовательность и стихийность рационального мышления античных греков.
Чем принципиально отличается мировосприятие древних греков и римлян?
Почему у древних римлян среди особо почитаемого знания на первый план выходят история и юриспруденция?
Литература
Античная культура Словарь-справочник М., 1994.
Боннар Андре. Древняя Греция в 2-х т. М., 1992.
Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып.1. М., 1986.
Златковская Т. Д. У истоков европейской культуры: Троя, Крит, Микены. М., 1961.
История культуры Др. Греции и Рима. М., 1990.
Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). М., 1997.
Кнабе Г. С. Древний Рим. История и повседневность. М., 1986.
Культура Древнего Рима. В 2-х т. М., 1985.
Куманецкий К. История культур Др. Греции и Рима. М., 1990.
Мифы народов мира. В 2-х т. М., 1982.
Редер Д. Г. История Древнего мира ч.1. М., 1985.
Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М., 1989.
- Культурология
- Раздел I. Понятие культуры. Основные этапы культурного развития человечества
- Глава 1. Предмет и основные понятия культурологического знания
- 1. 1. Становление и развитие культурологического знания. Культурология как интегративная дисциплина
- 1. 2. Понятие культуры. Культура как пространство смысла
- 1.3. Семиотическое поле культуры
- 1.4. Понятие культурной динамики
- 1.5. Понятие типологии культуры
- Глава 2. Первобытная культура
- 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
- 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы
- 2.3. Особенности первобытного искусства
- Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
- 3.1. Культура Месопотамии
- 3.2. Культура Древнего Египта
- 3.3. Культура Древней Индии
- Глава 4. Античная культура
- 1.1. Древнегреческая культура
- 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
- 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
- 4.1.3. Древнегреческая мифология
- 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
- 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
- 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
- 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
- 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
- 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
- Глава 5. Христианство
- Возникновение христианства
- 5.2 Вселенские соборы.
- 5.3 Условия и причины раскола христианства
- 5.4 Особенности православного вероучения и культа.
- ГЛава 6. Культура Византии
- 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
- 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
- 6.3. Художественная культура Византии.
- Глава 7. Культура западноевропейского средневековья
- 7. 1. Периоды развития культуры западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
- 7. 2. Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
- 7.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
- 7. 4. Романский и готический стиль в средневековой культуре
- Глава 8. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8. 1. Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
- 8.2. Гуманизм эпохи Возрождения
- 8.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
- Искусство Итальянского Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- 4. Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
- 8. 5. Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
- Глава 9. Европейская культура нового времени
- 9.1. Картина мира Нового времени. Становление рационалистического мировоззрения
- 9. 2. Наука как феномен культуры. Классическая наука Нового времени
- 9. 3. Особенности культуры эпохи Просвещения
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 10. Стили и направления в искусстве нового времени
- 10. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
- 10. 2. Эстетизм рококо
- 10. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
- 10. 4. Реалистические тенденции в культуре Нового времени
- 10.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 11. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
- Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
- Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
- Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
- 11.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
- Глава 12. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 12.2. Христианизация восточных славян
- 12.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 12.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 13. Русская культура
- 13.1. Культура Московского государства
- 13.2. Культура Петербургского периода
- 13.3. Золотой век русской культуры
- Глава 14. Особенности БелорусскОй культурЫ
- 14.1. Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 14.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 14.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 15. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 15.2. Культура послереволюционной России
- 15.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 15.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 15.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 16. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 16.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 16.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 16.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур
- Раздел 3. Основы современной культуры
- Глава 17. Основные тенденции развития культуры в хх веке
- 17.1. Картина мира и мировоззренческие проблемы культуры хх века
- 2. Проблема массовости и элитарности в современной культуре
- Роль средств массовой коммуникации (смк) в развитии современной культуры и феномен манипулирования сознанием
- 4. Хх век и социально-культурное расслоение общества: субкультуры, контркультуры, маргинальные культурные образования
- Глава 18. Модернизм и постмодернизм в современной культуре
- 18. 1. Мировоззрение эпохи модернизма. Основные направления искусства авангарда
- 18.2. Ситуация постмодерна в культуре конца хх в.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 19 (вместо заключения). Современный мир: глобализация или столкновение цивилизаций?