19. Архитектура XIII-XV вв.
Короткий поздневизантийский период характеризуется довольно существенными изменениями в архитектуре. Византийская империя доживала свои последние дни. Поздневизантийский период соответствовал по времени эпохе готики и зарождения Ренессанса в Западной Европе и эпохе образования Русского централизованного государства в Восточной Европе.
К XIV в. относится наиболее сохранившаяся дворцовая постройка Константинополя – здание, которое турки назвали Текфур-Серай. В это время Большой константинопольский дворец был оставлен двором, который помещался во Влахернском дворце, расположенном на самой высокой точке Константинополя.
Текфур-Серай представляет собой небольшую часть Влахернского дворца. Это летний зал и столовая, расположенная в третьем этаже и построенная над более ранними стенами, которыми Влахернский дворец был укреплен со стороны города.
Отличительной особенностью кладки Текфура, по которой сразу сожно определить поздневизантийское здание Константинополя, является включение камня в кладку арок.
Для последнего периода византийской архитектуры очень характерна насыщенная декоративность фасада Текфура. Живописный характер имеет сама кладка стен. В ней эффективно чередуются узкие красные полосы кирпича и сплошные полосы камня теплого желтого тона.
Общий облик Текфур-Серая - оживленный, живописный и очень нарядный. Сдвиги, проемов, аркады, общая асимметрия и, в особенности, кирпично-каменная желто-красная декорация, созданная при помощи самой кладки, весьма украшают здание.
В поздневизантийское время даже в лучших постройках Константинополя отражался недостаток средств, обусловленный тяжелым экономическим положением Византийской империи в последний период ее существования. Почти все более крупные постройки Константинополя конца XIII в. и XIV-XV вв. представляют собой реставрацию сооружений более старого времени, обычно сопровождаемую дополнением новых частей или надстройкой. С подобными пристройками к уже ранее существовавшим зданием связан общий живописный характер поздневизантийского зодчества.
Одной из первых построек после освобождения Константинополя от крестоносцев была гробница династии Палеологов, пристроенная к средневизантийской церкви монастыря Липса. Вновь сооруженный комплекс состоит из церкви перистильного типа, симметрически окруженной галереей с погребениями в нишах. Все эти части живописно прилеплены к старому зданию.
Выдающимся произведением поздневизантийской столичной архитектуры является церковь монастыря Хора, построенная придворным вельможей Федором Метохитом. Турки превратили ее в мечеть под названием Кахрие-Джами. Церковь монастыря Хора представляет собой перестройку более раннего здания. От последнего остались только фрагменты средней части и трех апсид. В поздневизантийское время были пристроены кельи, переделанные из северного нефа, нартекс, эксонартекс и особая церковная пристройка с юга в виде очень удлиненного нефа, заканчивающегося апсидой. Особенностью здания является асимметричное расположение трех малых куполов по отношению к главному куполу. Два из них находятся над нартексом, третий – над южной церковью.
В поздневизантийское время в Константинополе сложился очень своеобразный заключительный этап развития византийского зодчества. Самый характер перестроек старых зданий и добавлений новых частей к уже ранее существовавшим помещениям порождает живописное начало. Оно выражается в свободной группировке частей, Характерной для жилой архитектуры. Очень распространенным было в поздневизантийское время расположение зданий на склонах холмов, так что одни их стены были выше, а другие уходили в землю.
Вывод: в это трудное время средств хватало только на то, чтобы восстанавливать и частично перестраивать старые здания. Образовался вкус к достройкам, к прибавлению новых небольших помещений, к постепенному расширению построек в разные стороны по частям, как это обычно бывает в жилых зданиях, расширяемых по мере возникновения новых потребностей и возможностей. Поздневизантийское зодчество обладает всеми чертами конечного этапа развития изжившего себя исторического цикла. Последний этап развития византийской архитектуры накануне гибели империи обнаруживает в основном изживание традиционных принципов византийского зодчества и заключает в себе только очень незначительные ростки возможного дальнейшего развития, которому так и не суждено было осуществиться.
- 1. Историко-художественные истоки и религиозные предпосылки византийского искусства.
- 2. Периодизация истории византийского искусства. Характеристика основных периодов. Религиозные и эстетические принципы византийского искусства.
- 3. Происхождение византийской архитектуры. Основные типы культовых и гражданских построек (IV-V вв.).
- 2. Византийская городская застройка.
- 5. Христианский храм: назначение, структура, символика.
- 6. Дионисий Ареопагит «о небесной иерархии». Основные идеи.
- 8. Памятники архитектуры Равенны.
- 9. Постройки времени Юстиниана. Софийский собор в Константинополе: тип, конструктивное решение, образ.
- 10. Мозаики Равенны. Базилика святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
- Базилика священномученика Аполлинария Нового
- Церковь Святого Духа и Крещальня арианцев
- Кафедральный собор и Крещальня (Баптистерий) православных
- Церковь святого мученика Виталия
- Базилика священномученика Аполлинария в Классах
- 11. Ранневизантийские иконы.
- 12. Искусство иконоборческого периода. Смысл иконоборческой позиции и ее воздействие на искусство.
- 13. Крестовокупольный тип храма, его конструктивные, композиционные и образные особенности.
- 14. Архитектура IX-XII вв. Строительство в Константинополе.
- 15. Архитектура IX-XII вв. Строительство в провинциях.
- 16. Монументальная живопись IX-XII вв. Основные памятники. Общая характеристика системы росписи и стилистики.
- 17. Мозаики Сицилии и Венеции.
- 18. Иконопись IX-XII вв.
- Македонское Возрождение (867 - 1057 гг.)
- Эпоха Комнинов (1057 - 1204 г.)
- 19. Архитектура XIII-XV вв.
- 20. Мозаики Кахриэ Джами и другие памятники монументальной живописи XIV-XV вв.
- 21.Фрески Кахриэ Джами. Особенности иконографии и стилистики.
- 22. Иконопись палеологовского периода.
- 23. Византийская миниатюра. Основные принципы оформления книги.
- II. Евангельские сюжеты 1. Искушение Христа в пустыне.
- 6. Притча о сеятеле.
- 7. Притча о потерянной овце.
- 8. Притча о блудном сыне.
- 9. Притча о богаче и Лазаре.
- 10. Крещение.
- 14. Благовещение.
- 15. Вознесение.