logo
bilety_po_vostokoved

Билет № 29 Индоарийская миграция на территорию Южной Азии (хронология; общий характер). Влияние древних Ариев на социальную организацию и культуру древнеиндийского общества.

Индоарийские племена пришли в Индию уже после упадка и гибели большинства городов Хараппской цивилизации приблизительно в XII в. до н.э. (возможно, одними-двумя веками раньше). Вероятно, процесс проникновения ариев, предположительно, выходцев из Центральной Азии или Причерноморья, в Индию занял несколько веков.

Религиозные верования древних ариев, как они отражены в гимнах Ригведы, ука­зывают на то, что для арийских племен основным объектом почитания оставался ок­ружающий мир, круг персонифицированных явлений природы, разделенных на три «яруса» — небо, воздух и землю.

В эпоху арийских миграций создаются основные институты социальной органи­зации, характерной, прежде всего, для древней и средневековой Индии (и сохранив­шиеся в той или иной мере в последующую эпоху). Профессиональное (в широком смысле) деление общества в Южной Азии не только является основой социальной иерархии, но и в значительной степени оказывается связанным с теми или иными эт­ническими и языковыми группами. В середине первого тысячелетия до н. э оформля­ется деление общества на четыре главных сословия (варны) — жрецов-брахманов, носителей духовной власти, ттюъ-кшатриев, в чьих руках находилась политическая власть (кшатриями, как правило, считались индийские цари), вайшьев, земледельцев и горожан, и шудр, представителей коренного неарийского населения, занимавших самые низкие ступени социальной иерархии.

За многие столетия культура индоариев совершенствовалась, а область их распро­странения расширилась на восток и юг. В этот более поздний период индоариями бы­ла освоена долина Ганга, где вскоре возникли самостоятельные государства — джа-напады. В этот период происходит становление индийской цивилизации, ее основных институтов и концепций, как идеологических, так и социокультурных. В идеологиче­ском плане имело место формирование системы представлений о времени и про­странстве, общих принципах поведения человека (дхарма), об определяющем цепь перерождений непременном воздаянии за добрые и злые поступки (карма), о космо­гоническом процессе (учение о гибели и возникновении Вселенной). В социокуль­турном плане определяются концепции социальной иерархии. Традиция определяла нормы поведения людей в зависимости от их возраста (этапа развития), положения в обществе (варна). Представления о ритуальной «чистоте» и «нечистоте» стали важ­нейшей частью индийской системы цивилизационных понятий.

К этому времени можно отнести также формирование единого («ведического») языка межэтнического и межрелигиозного общения (позднее это санскрит), что явля­ется еще одним характерным признаком древнеиндийской цивилизации. Сохранение чистоты этого языка, тонкое понимание его фонологических, морфонологических и морфологических особенностей, в свою очередь нужное для понимания ритуального использования санскритских текстов, считалось одной из самых важных обязанно­стей тех, кто изучал санскрит.

Социокультурные процессы, происходившие в Южной Азии в эпоху арийской миграции и освоения долины Ганга и последующей аккультурации аборигенов, на­шли отражение в эпических текстах Древней Индии, прежде всего в Махабхарате и Рамаяне. В сказаниях Махабхараты неоднократно упоминается противостояние госу­дарств «Средней области» с «царствами Северо-Запада» и «варварскими царствами» Пенджаба.

Древние арии пришли на территорию Индии уже после упадка Хараппской цивилизации (ок 12 в. До н.э. – не точно). Религиозные представления ариев – почитание окружающего мира.

У них было деление в обществе: брахманы, кшатрии, вайшы и шудры. Затем освоение Ганга, в это время формирование основ жизни, оформляется карма, дхарма, космогония. Формировнаие ведического языка (санскрит). Отражение в эпических текстах (Рамаяна и Махабхарата).