Билет № 29 Индоарийская миграция на территорию Южной Азии (хронология; общий характер). Влияние древних Ариев на социальную организацию и культуру древнеиндийского общества.
Индоарийские племена пришли в Индию уже после упадка и гибели большинства городов Хараппской цивилизации приблизительно в XII в. до н.э. (возможно, одними-двумя веками раньше). Вероятно, процесс проникновения ариев, предположительно, выходцев из Центральной Азии или Причерноморья, в Индию занял несколько веков.
Религиозные верования древних ариев, как они отражены в гимнах Ригведы, указывают на то, что для арийских племен основным объектом почитания оставался окружающий мир, круг персонифицированных явлений природы, разделенных на три «яруса» — небо, воздух и землю.
В эпоху арийских миграций создаются основные институты социальной организации, характерной, прежде всего, для древней и средневековой Индии (и сохранившиеся в той или иной мере в последующую эпоху). Профессиональное (в широком смысле) деление общества в Южной Азии не только является основой социальной иерархии, но и в значительной степени оказывается связанным с теми или иными этническими и языковыми группами. В середине первого тысячелетия до н. э оформляется деление общества на четыре главных сословия (варны) — жрецов-брахманов, носителей духовной власти, ттюъ-кшатриев, в чьих руках находилась политическая власть (кшатриями, как правило, считались индийские цари), вайшьев, земледельцев и горожан, и шудр, представителей коренного неарийского населения, занимавших самые низкие ступени социальной иерархии.
За многие столетия культура индоариев совершенствовалась, а область их распространения расширилась на восток и юг. В этот более поздний период индоариями была освоена долина Ганга, где вскоре возникли самостоятельные государства — джа-напады. В этот период происходит становление индийской цивилизации, ее основных институтов и концепций, как идеологических, так и социокультурных. В идеологическом плане имело место формирование системы представлений о времени и пространстве, общих принципах поведения человека (дхарма), об определяющем цепь перерождений непременном воздаянии за добрые и злые поступки (карма), о космогоническом процессе (учение о гибели и возникновении Вселенной). В социокультурном плане определяются концепции социальной иерархии. Традиция определяла нормы поведения людей в зависимости от их возраста (этапа развития), положения в обществе (варна). Представления о ритуальной «чистоте» и «нечистоте» стали важнейшей частью индийской системы цивилизационных понятий.
К этому времени можно отнести также формирование единого («ведического») языка межэтнического и межрелигиозного общения (позднее это санскрит), что является еще одним характерным признаком древнеиндийской цивилизации. Сохранение чистоты этого языка, тонкое понимание его фонологических, морфонологических и морфологических особенностей, в свою очередь нужное для понимания ритуального использования санскритских текстов, считалось одной из самых важных обязанностей тех, кто изучал санскрит.
Социокультурные процессы, происходившие в Южной Азии в эпоху арийской миграции и освоения долины Ганга и последующей аккультурации аборигенов, нашли отражение в эпических текстах Древней Индии, прежде всего в Махабхарате и Рамаяне. В сказаниях Махабхараты неоднократно упоминается противостояние государств «Средней области» с «царствами Северо-Запада» и «варварскими царствами» Пенджаба.
Древние арии пришли на территорию Индии уже после упадка Хараппской цивилизации (ок 12 в. До н.э. – не точно). Религиозные представления ариев – почитание окружающего мира.
У них было деление в обществе: брахманы, кшатрии, вайшы и шудры. Затем освоение Ганга, в это время формирование основ жизни, оформляется карма, дхарма, космогония. Формировнаие ведического языка (санскрит). Отражение в эпических текстах (Рамаяна и Махабхарата).
- Билет №2 Язык и текст как основные источники данных для востоковеда
- Билет №3 Генетическая классификация языков стран Азии и Африки.
- Билет №4 Миф, эпос, фольклор.
- Билет №5 Основные задачи и понятия текстологии.
- Билет №6 Источниковедение и историография.
- Билет №7 Формационный и цивилизационный подходы в исторических исследованиях.
- Билет № 8.Отечественное востоковедение в 18-19 вв.
- Билет № 10.Основные этапы истории Восточного факультета.
- Билет №11 Понятие «этнического» в отечественной и западной традициях.
- Билет №12 Структура этнической культуры.
- Билет №13 Синхронные и диахронные исследования этнических культур
- Билет № 14 Метафизика, нумерология и картина мира в древних культурах
- Билет № 15 Роль этнопсихологии в изучении культур Азии и Африки
- Билет № 16 Мировые, национальные, государственные религии.
- Государственная Религия
- Билет № 17 Восток как родина мировых религий.
- Билет №18 Основные положения буддизма
- Билет №19 Основные положения ислама.
- Билет № 20 Что роднит социально-культурную антропологию
- Билет № 21 Включенное (участвующее) наблюдение как основной метод социально-культурной антропологии.
- Билет №22 Политическая антропология как субдисциплина социально-культурной антропологии.
- Билет № 23Антропология права как субдисциплина социально-культурной антропологии.
- Билет №24 Основные школы геополитики.
- Билет №25 Понятие «парадигма» и «код» («кодекс») геополитического развития.
- Билет № 26 Геополитическая доктрина евразийства(н.С.Тубецкой,п.М.Савицкий,г.В.Вернадский и др.)
- Билет № 27 Языковая ситуация в Южной Азии
- Билет №28 Протоиндийская (хараппская) цивилизация.
- Билет № 29 Индоарийская миграция на территорию Южной Азии (хронология; общий характер). Влияние древних Ариев на социальную организацию и культуру древнеиндийского общества.
- Билет №30 Основные религиозно-философские системы Южной Азии (индуизм, буддизм, джайнизм).
- Билет № 31 Древнеиндийская (санскритская) литература 1 тысячелетия н.Э. (драматургия, поэзия, проза, научная литература).
- Билет № 32 Ригведа - древнейший культурный текст Южной Азии. Состав и содержание Ригведы. Ведийская мифология.
- Билет № 33 Особенности Восточной Азии как историко-культурного региона.
- Билет № 34 Религиозный синкретизм в странах Восточной Азии.
- Билет № 35 Колониальные владения в юва.
- Билет № 36 асеан: история и современность.
- Билет № 37 Географическая и историческая характеристика термина «Центральная Азия».
- Билет № 38 Основные религиозные системы в Центральной Азии, памятники, связанные с ними.
- Билет № 39Характеристика этнолингвистической ситуации в регионе Центральной Азии.
- Билет № 40 Характеристика специфики формы правления, государственного устройства и социально-экономического развития одного из государств региона Центральной Азии (по выбору студента).
- Билет № 42 Основные направления и этапы распространения арабско-мусульманской культуры.
- Билет № 43 Культурные процессы в мире ислама в эпоху Омейядов, Абассидов.
- Билет № 45 Роль антропогенного фактора в распределении и использовании природных ресурсов на Африканском континенте.
- Билет № 46 Общая характеристика включенности Африки в общемировой хозяйственный процесс.
- Билет № 47 особенности социально-экономического и политического развития в странах Африки.
- Билет № 48 Этноконфессиональная ситуация в странах Африки.
- Билет № 49 Роль заимствований в материальной культуре и духовной культуре стран Африки.
- Билет № 50 Основные этапы и особеннгости этногенеза в Африке.
- Билет № 51 прикладное востоковедение в истории внешнеполитической службы России.
- Билет № 52 прикладное востоковедение в истории военной службы России.
- Билет № 53 прикладное востоковедение в истории миссионерской службы России.
- Билет № 54 прикладное востоковедение в ссср.
- Билет № 55 Прикладное востоковедение сегодня.