logo
натюрморт для Ушаковой3

Понятие художественного конструкта

Жиль Делез и Феликс Гваттари в работе «Что такое философия» полагают, что функция миропознания - это создание концептов как «устойчивых сгустков смысла». Строительным материалом концепта выступают конструкты. Для создателя теории личностных конструктов Дж. Келли конструкт - это индивидуальная форма категоризации мира, себя, других людей. Операционально конструкт выступает как склейка ряда признаков в некий индивидуальный познавательный эталон. Специфическими конструктами общественного сознания, присвоенными индивидом и ставшими его личностными конструктами, могут быть и социальные стереотипы, фрагменты канонических текстов, афоризмы великих мыслителей, пословицы, поговорки и даже фрагменты рекламных текстовок, заменяющих в житейском сознании систему философского или религиозного мировоззрения.

Работами Л.С. Выготского, М. Бахтина, Ю. Лотмана показана диалогическая природа сознания, где генезис высших психических функций рассматривается через интериоризацию социального взаимодействия, диалога человека со значимыми другими. Бахтиным (1979) описана и особая форма художественного творчества, наиболее ярко проявившаяся в творчестве Ф.М. Достоевского, – так называемый полифонический роман, где каждый персонаж является полноценным равноправным голосом в полилоге, призванном найти и доказать собственную правду жизни. Пользуясь терминологией физической науки, можно было бы сказать, что каждый персонаж полифонического романа выступает некоей системой отсчета и, при отсутствии абсолютной системы координат (на которую, как правило, претендует позиция самого автора художественного текста), полифонический роман описывает релятивизм мировоззренческих миров, страстно стремящихся быть понятыми и услышанными. В качестве реплик этого спора можно рассматривать и суждения, и поступки персонажей. Отталкиваясь от идеи Бахтина, мы вводим понятие художественного конструкта как противопоставления жизненных позиций персонажей. Например, образы дон Кихота Ламанческого и его верного оруженосца Санчо Панса образуют оппозиционную пару, содержание которой задано противопоставлением «романтического, оторванного от реальности, идеализма» и «житейской умудренности и бытовой приземленности».

Используя язык персонажных образов (на оппозиции которых и возникает художественный конструкт), автор произведения выражает идею, для которой еще нет понятия в языке, или эта идея столь многоаспектна, что и не может быть выражена вербальным понятием, а задается противопоставлением символических образов, на уровень которых могут подниматься образы персонажей.

Система персонажных оппозиций выступает как симультанная структура замысла, которая затем разворачивается в повествовательном тексте. В нашем экспериментальном исследовании (Петренко, Пронин, 1990) было показано, что изменение картины мира читателя (представленной трансформацией его семантического пространства) осуществляется по линии художественных конструктов, проявляясь в увеличении их субъективной значимости (операционально выражаемой при построении семантического пространства как вклад фактора в общую дисперсию). В случае глубокого воздействия произведения искусства на духовный мир зрителя возможно также появление новых смысловых измерений (конструктов сознания) как присвоенных читателем художественных конструктов произведения. Возможность выделения художественных конструктов на материале такого динамического жанра как искусство кино, было продемонстрирована нами (Петренко, Сапсолева, 2006) на примере психосемантического анализа художественного фильма. Н. Михалкова «Сибирский цирюльник». Была выделена система конструктов по которым, как по рельсам поезд, двигалась мысль зрителя в попытке осмыслить содержание фильма. Но, если в этой работе художественные конструкты задавались оппозицией персонажных образов, то в настоящей работе систему оппозиций задают уже визуальные символы – элементы натюрморта в жанре «Винитас» голанского художника Питера Класса, на материале которого и проводилось исследование.

Исследование категориальной структуры восприятия натюрморта

Целью исследования является выделение категориальной структуры восприятия натюрморта и анализ изменения семантики произведения визуального искусства при введении нового символического художественного элемента, образующего оппозиции с элементами первоначального варианта произведения (а значит и задающего новые художественные конструкты).

В задачу исследования входит определение базисных категорий восприятия данных натюрмортов, определение субъективных эстетических предпочтений в отношении данных изображений и сравнение положения объектов в семантическом пространстве, что позволит проследить изменение значения натюрморта по мере введения новых объектов (цветов, карнавальной маски, новых книг, цилиндра (шляпы), красного клоунского носа, хлеба).

Материал исследования. В работе использовался натюрморт «ванитас» известного голландского художника 17 века Питера Класса (рис. 12), и шести его измененных вариантов, имеющие в основе тот же натюрморт, но отличавшиеся одним из содержательных элементов. (см., например, натюрморт с цветами (рис. 13). Таким образом, всего предлагалось рассмотреть и оценить 7 натюрмортов и 6 фрагментов, с введением которых менялся первоначальный натюрморт. Все измененные натюрморты пронумерованы и представлены на рисунке 14, все фрагменты (элементы) картин изображены на рисунке 15.

Испытуемые: 10 человек, 4 мужчины и 6 женщин в возрасте от 20 до 40 лет, имеющие интерес к живописи. Респонденты с интересом отнеслись к заданиям, хотя сама процедура довольно длительная и требует внимательности.

Рис. 12. Питер Клас. Ванитас.

Рис. 13. Натюрморт номер 2.

Рис. 14. Набор натюрмортов, составленных на основе картины П. Класса.

Рис. 15. Дополнительные фрагменты, включенные в исходный натюрморт в 6 его вариантах.

Методом исследования, проводимого в рамках психосемантического подхода (см. Петренко, 2005), был частный семантический дифференциал (29 биполярных шкал-антонимов).

Гипотеза исследования: внесение нового дополнительного элемента в картину изменит ее целостный смысл, что отразится на положении объекта в семантическом пространстве.

Процедура. Респонденту предлагалось оценивать по семибальной шкале как оригинальный натюрморт П.Класса (№1), так и 6 его вариантов (№2 - №7), полученных, введением дополнительного фрагмента картины (см. №8 - №13), а также 6 дополнительных фрагментов (ваза с цветами, цилиндр, новые книги, клоунский нос и т.п.), введение в исходный натюрморт П.Класс, которых и обеспечивало его 6 вариантов. Кроме этого респондент давал краткое описание каждому натюрморту, выражающее смысл изображенного. После шкалирования натюрмортов каждым респондентом были получены индивидуальные матрицы, которые затем суммировались и подвергались процедуре факторного анализа (с вращением Varimax).

Таким образом, в результате шкалирования 13 объектов по 29 биполярным шкалам 10 испытуемыми, был получен куб данных, который затем подвергался сечению в разных плоскостях. Этапы обработки данных описаны в трех сериях эксперимента.

Результаты. Серия 1. Куб данных был подвергнут уплощению: матрицы всех респондентов суммировались. Затем в результате обработки суммарной матрицы при помощи факторного анализа, были выделены факторные структуры, найдены нагрузки шкал по факторам. Всего выделено 5 факторов для суммарной матрицы. Факторная матрица представлена в таблице 1. На рисунках 16 и 17 представлены семантические пространства, образованные наиболее сильными, первым и вторым, третьим и четвертым факторами, на данных рисунках видно расположение объектов в пространстве факторов.

Таблица 1