logo
Учебное пособие для ИСЗ

Тема 2.

Так как тема нашего исследования связана с проблемами, которые изучаются, прежде всего, социологией музыки, определим, что же представляет собой эта наука, какими методами исследования она располагает.

Социология музыки как особое направление зародилось в конце 19 начале 20 вв. в исследовании музыкального быта различных исторических эпох. В советском музыкознании в 60-70-е годы активно разрабатывались вопросы, связанные я музыкальными вкусами различных групп населения, однако эти исследования в значительной мере, как утверждают современные авторы, носили схематизарованный характер и подчинялись изначально идеологическим установкам.

Следует отметить, что само определение социологии музыки до сих пор не получило широкого распространения. В отдельных социологических словарях практически отсутствует какое-либо указание данного раздела социологической науки в целом. Так, в Словаре прикладной социологии (1), который по праву считается одним из наиболее полных изданий, представляющего собой первую попытку подготовить словарь как руководство к организации и проведению социологических исследований, содержит специальные разделы, такие как: социология быта, социология религии, социология науки, социология культуры и другие. Что же касается социологии музыки, то данное направление социологической науки в словаре вообще не отражено.

Как следует из «Музыкального энциклопедического словаря (2)», социология музыки – наука о взаимосвязи музыки и общества. Теоретическая социология музыки изучает общие закономерности взаимодействия музыки и общества, типологию музыкальной культуры. В сферу эмпирической (конкретной, прикладной солиологии музыки входят исследования данных музыкальной жизни) отчеты концертных организаций, статистика производства и сбыта нот, пластинок, результаты опросов и анкетирование слушателей и музыкантов и т.д.»

Один из известных специалистов по социологии музыки Г.Головинский отмечает также, что в самой общей форме «социология музыки рассматривает обширный комплекс проблем, возникающих во взаимоотношениях музыки и общества, его материально-технического уровня развития, системы его социальных институтов, его духовной культуры».

Взаимовлияние музыкального искусства и общества протекает, условно говоря, в двух плоскостях, которые можно рассматривать по отдельности (хотя в реальной жизни они тесно переплетены). С одной стороны, музыкальное искусство несет в себе отражение, постижение, объяснение социальных явлений, духовных тенденций общества, социальной психологии, самого «духовного климата» общества, характеризуя и отдельные человеческие типы. С другой стороны, музыка оказывает мощное и многообразное воздествие на жизнь общества в целом и на отдельные социальные слои и группы, выполняя разнообразнейшие функции («роли») и удовлетворяя столь же разнообразные потребности – от духовного возвышения, прикосновения к прекрасному вплоть до отдыха, разрядки, развлечения (о которых у нас принято говорить только в плане «засилья» с негативным оттенком, тогда как это одна из естественных, нормальных потребностей современного человека).

Как указывают специалисты по проблемам социологии музыки, один из наиболее актуальных для современной музыкальной культуры является «второй круг вопросов, составляющих предмет социологии музыки («воздействие музыки на общество»), включает: проблемы функционирования музыки, форм ее бытования (устная – письменная – зафиксированная звукозаписью; концертно-театральная – через посредство массовых коммуникаций), механизов ее восприятия – очевидно, разных в зависимости от выполнения музыкой ролей (сравним восприятие в концертном зале и «фоновое» восприятие в виде сопровождения повседневным занятиям). Здесь остро необходимы серьезные теоретические разработки – в частности, создание теории современного музыкального быта, теории слушательских групп и типов слущателей» (1).

Мы можем утверждать, что изучение музыкальных интересов и запросов, наряду с другими проблемами музыкальной культуры, является весьма актуальной для прикладной социологии музыки в современной социально-культурной ситуации.

Как наука, социология музыки располагает собственными, специальными методами, среди которых наиболее известен анкетный опрос. Поскольку анкетирование сейчас вошло в моду, в частности, в сфере музыки и порождает немало, мягко говоря, печальных недоразумений, есть смысл на нем несколько остановиться. Бытует наивная вера в то, что спросив людей о чем-то, нас интересующем, и получив их ответ, мы уже тем самым провели социологической исследование.

Так же, как указывают многие исследователи следует учитывать, что, задавая человеку вопросы, мы вступаем с ним в определенные отношения, и он нередко бессознательно стремится «выглядеть получше» - даже в собственных глазах, предугадать желательный нам ответ. Есть еще одно существеннейшее обстоятельство. Современный человек живет в мире, перенасыщенном информацией, преимущественно в словесной форме. Многие имена, названия, часто произносимые по телевидению и радио, мелькающие на страницах газет и журналов, невольно оседают в памяти. Отсюда – возникновение иллюзии знания того, что в действительности известно лишь понаслышке. Вот почему я сомневаюсь, что распространенные вопросы (и ответы) типа «Назовите ваших любимых композиторов» либо «Ваши любимые музыкальные произведения» действительно проясняют уровень истинных знаний, уровень художественного развития. Получив ответы, мы ведь не в состоянии определить: действительно ли знает и любит респондент данные произведения, творчество данных композиторов, или же он имеет о них самое смутное представление и сообщает нам запомнившуюся фамилию либо название.

Понимание ситуации породило распространенный ныне в социологии музыки метод «звучащей анкеты» - набора фрагментов музыкальных произведений, которые предъявляются испытуемым и оцениваются ими по какой-либо шкале.

Уточним понятие «интерес» как базовое для нашего исследования. В «филосовском словаре» дается следующее определение: «Интерес (лат. – иметь значение) – 1. понятие, характеризующее объективнозначимое, нужное для индивида, семьи, коллектива и т.д. 2. положительное эмоциональное отношение к объекту, сосредоточение внимания на нем. Устойчивый интерес представляет собой относительно постоянную черту личности и является важным условием творческого отношения человека к выполняемой им деятельности, способствует расширению его кругозора, обогащению знаний» (1). Более точное определение, как нам представляется, в «Словаре по этике», где интерес рассматривается как «целеустремленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности» (2). Как видим, интерес рассматривается как устойчивое внимание, проявляемое на основе потребности человека. Потребность же понимается в психологической науке как «состояние индивида, создаваемое испытываемой им нужной в объектах, необходимой для его существования и развития, и выступающее источником его кативности» (3).

Что же касается понятия «музыкальный интерес», то здесь мы разделяем точку зрения Б.Г.Пальцева, исследовавшего деятельность клубных учреждений в деле удовлетворения и развития музыкальных интересов сельского населения. Автором дается определение музыкального интереса как устойчивого свойства личности, формирующего и развивающегося в процессе музыкального воспитания, выражающегося в изобразительной направленности личности на познавательную и практическую деятельность в сфере музыкальной культуры ( а именно, восприятие, познание, исполнительство, творчество), порождающей специфические переживания и отвечающую духовным потребностям личности. Показателями направленности интересов являются предпочтения личности (группы) по отношению к тем или иным объектам, в которых «опредмечиваются» субъективные отношения.

Можно заключить, что в основе музыкальных интересов лежат музыкальные потребности, которые в свою очередь становятся также предметом исследования.

В последние годы внимание ученых к музыкальным потребностям слушателей значительно усилилось, о чем свидетельствуют работы Г.Головинского, Ю.Малышева, А.Семашко, А. Сохора, Ю. Фохт-Бабушкина, А.Чернова и других. Думается, вопрос, что такое «музыкальные потребности» слушателей и какие они бывают, представляет такой интерес исследователей искусства, социологов, педагогов и критиков, организаторов досуга. Разговор о музыкальных потребностях важен для того, чтобы заострить внимание на исходных мотивах и предполагаемом результате, на проблеме аудитории. Ведь ясно: если у человека нет потребностей в общении с искусством, то никакие призывы и информация о нем не изменят положения. Так что такое музыкальная потребность и какие бывают потребности.

Автор одной из немногочисленных публикаций последних лет «Музыкальное искусство и творчество слушателя» Л.М.Кадцын определяет музыкальные потребности как ценностно-целевую установку их деятельности - желание и умение усваивать поределенные ценности музыкальных произведений. Они выражают то, что интересует слушателя в окружающем мире и что они способны в нем поднать и обсуждать.

Далее исследователь отмечает, что музыкальная потребность слушателей как определенная установка общения с музыкальными произвдениями складывается из осознания адресата общения, ценностей отраженного в произведении мира, цели и способности общения, а также условий его. Данные сторон (компоненты установки) определяют меру содержательной направленности процесса восприятия (критерий выборности в осмыслении содержания) и социальной значимости в обществе.

Л.М. Кадцын также подчеркивает, что изучение музыкальных потребностей, их роли в развитии личности, в освоении богатства музыкальной культуры представляет собой важную задачу.

Интересным представляется выделение нескольких уровней развития музыкальных потребностей: прикладные, познавательные и музыкальные потребности.

«Выделенные типы музыкальных потребностей слушателей иерархически связаны между собой, каждый последующий тип формируется на основе предыдущего и вбирает его в себя частично или полностью. Разумеется, в рамках данных типов можно выделять более частные слушательские потребности». Рассмотрим выделенные типы потрбностей.

Прикладные потребности, по мнению Л.М.Кадцына, характеризуются недостаточной осознанностью адресата общения, отражаемого в произведенияя мира и круга его ценностей, а также и цели восприятия, которая опосредуется условиями и способом восприятия. С выбора их простейшая музыкальная потребность становится действенной. «Хочу отдохнуть под музыку с друзьями» - одно из возможных выражений желаний слушателей. Можно согласиться с автором, что музыкальное произведение часто является фоном к деятельности человека, к его общению с людьми, поддерживать тонус, характер, самочувствие, необходимое и привычное в таких ситуациях. Как правило, музыкальные произведения здесь не объект восприятия, слушателю в принципе все равно, какое из них звучит или будет звучать, каков их облик. Важно настроение, которое должно вызывать, точнее, поддерживать звучащее произведение. Поэтому часто в таких ситуациях речь идет не о конкретном сочинении, а о «музыке». Отдельные критерии в отборе ее для отдыха или фона принципиального значения не имеют и не меняют картины целого.

Природная способность к интеллектуальному, ассоциативному представлению и переживанию часто осознается как желание и составляет основу прикладных музыкальных потребностей. Например, мы хотим погрузиться в мир личных воспоминаний, грезы, или пережить определенные настроения, или восстановить в памяти музыкально-звуковые предвставления.

Эстетическое удовлетворение – простейшая ценность, с осознанием которой способы и условия восприятия превращаются в установку общения с музыкальными произведениями – потребность прикладного (бытового) характера. Не в любой мир чувств человек мечтает погрузиться, а прежде всего в мир приятных воспоминаний, приносящих удовлетворение переживаний, удивительных музыкально-звуковых предвставлений. Эстетические предвставления ограничиваются здесь элементаными формами прекрасного и комического, почти не касаясь других эстетических категорий.

Ясно, что подобное общение с «музыкой» не требует особых знаний, умения воспринимать отдельные произведения, и это отличительная особенность прикладных музыкальных потребностей. Любой человек способен помечать, представить картины природы или общаться с друзьями под «музыку»; переживать и в самом общем плане фиксировать настроение, вызываемое звучанием произведения; определить, «подходит» ли данная «музыка» к его настроению или «не подходит». Поэтому, конечно же, прикладные музыкальные потребности есть у всех людей.

Следующий уровень развития музыкальных потребностей, по Л.М.Кадцыну, можно определить как «познавательные потребности».

Познавательные музыкальные потребности характеризуются осознанием всех сторон ценностно-целевой установки восприятия, формирование которой начинается с осознания адресата общения музыкального произведения и отражаемого в нем личностного мира. Лишь когда слушатель осознает, что отражаемый в произведениимир – это его личностный мир, интерес к произведению обостряется и осознается новая цель общения с ним как познание ценностей своего мира, далеко от обыденной ситуации.

Достижение такой цели возможно только при определенных знаниях и навыках восприятия музыки. Они должны знать и различать на слух музыкальные инструменты, тип музыкальных тем, знать принципы развития тематизма, типы музыкальных форм, их выразительнуют направленность и умение фиксировать и анализировать это в композиции. Разумеется, слушателям необходимо знать мир переживаний человека, уметь осмысливать свои переживания в процессе слухового восприятия произведений, а также управлять своими ассоциациями, уметь контролировать их. Нужны им и знания об эстетических, нравственных и мировоззренческих представлениях, позициях, возможны при восприятии музыкального произведения. Главное – слушатели должны уметь находить и отмечать их в композиции, открывать их для себя, но все эти знания и навыки не даны от природы и, к сожалению, не приобретаются в нужном объеме самостоятельно, а тем более стихийно. В существующих звеньях системы образования способности восприятия музыкальных произведений ранее не формировались, и сегодня лишь предпринимаются такие попытки. Поэтому подавляющее большинство непрофессиональных слушателей обладают не познавательными музыкальными потребностями, а лишь прикладными, даже при самом активном стремлении к познанию.

Высшие музыкальные потребности формируются на основе реализации потребностей познавательных. Осознав пределы своего внутреннего мира и наличие ценностей вне своего «Я», слушатель неизбежно приходит к иной цели общения с музыкальными произведениями – обсуждению ценностей среды, класса, нации, общества в целом и ценностей других личностей. Поэтому слушатель осознает воспринимаемое музыкальное произведение как средство общения с другими слушателями, автором и исполнителями, стремится из «молчаливого собеседника» стать активным слушателем.

Нас в первую очередь интересует сам слушатель. С практической точки зрения в клубной работе с молодежной аудиторией весьма важно знать уровень ее музыкальной (а в более широком смысле – художественной) культуры, степень дифференциации художественных вкусов тех, из кого это аудитория состоит, обстоятельства и причины, объясняющие конкретные музыкальные интересы, установки, потребности и т.д.

По упрощенной классификации, предложенной В.Цукерманом (1), можно выделить следующие группы слушателей:

  1. Вообще не интересующиеся музыкой. Крайне немногочисленная группа, которая воспринимает музыку, как некий звучащий фон, не вникая в сущность музыкальной информации;

  2. Ориентированные только на легкую, развлекательную музыку. Могут обладать немалым опытом прослушивания излюбленных ими жанров, но воспринимают лишь простейшие формы музыкальной информации;

  3. Ориентированные на народную музыку. Интонационный запас шире, чем в предыдущей группе, но тем не менее ограничен традиционно воспринимаемым кругом интонаций;

  4. Имеющие «комплексные» интересы, сочетающие увлечение легкой музыкой с любовью и к более сложным музыкальным формам. У таких слушателей есть опыт слушания музыкального произведения, но специальная подготовка и образование отсутствуют;

  5. Обладающие высоким уровнем музыкальной культуры. Как правило, имеют музыкальное образование, определенную теоретическую подготовку, большой слушательский опыт.

Соотношение между этими основными группами может быть различным в каждой конкретной аудитории.

Можно выделить 4 группы людей, составляющих аудиторию музыального искусства: в зависимости от степени активности в процессе восприятия:

  1. Люди со слабой потребностью в искусстве или с ориентацией на развлекательность музыки

2.Люди, часто общающиеся с одним или несколькими видами искусства, но недостаточно подготовленные к их восприятию

3. Люди, активно воспринимающие искусство.

  1. Люди с развитой творческой активностью /на самодеятельном или профессиональном уровне/.

(Цукерман В. Музыка и слушатель: опыт социологического исследования. – М., 1972, - С.36-37.)

Объектом музыкально-социологического исследования становится все население страны, ибо каждый человек сегодня - фактический слушатель музыки.

Оставляя пока в стороне характер, качество, самый уровень восприятия, нельзя все же не признать, что более или менее систематический контакт с самой разнообразной музыкой (о чем дальше) не может не способствовать выработке собственной ориентации в мире звуков, установлению собственной, пусть не всегда осознанной шкалы симпатий и антипатий, которая и должна быть выявлена.

Во-вторых, происходит колоссальное расширение рамок звукового мира, в котором живет сегодня человек. Ежедневно работающие радиостанции, значительная часть вещательного времени которых отведена музыке (вспомним хотя бы о круглосуточной информационно-музыкальной программе “Маяк”), фирмы грампластинок, в несколько меньшей мере телевидение и кино включают в массовый обиход, предназначают массовому слушателю (что и как им воспринимается - вопрос особый) поистине безграничный поток музыки. В этом потоке есть все: от глубокой старины до произведений, созданных буквально вчера, от признанных вершин человеческого гения до шлягера и непритязательной танцевальной мелодии. Правда, большая часть музыкальной продукции МК (массовых коммуникаций), как об этом давно говорят и пишут музыканты, представляет собой развлекательную' музыку.