Тема 2. 1920-е: Время, вперед! Раздел 1. Рождение и взлет советского кино
Основные тезисы
Первые творческие взлеты советского кино. Фильмы: «Красные дьяволята» (1923) / Иван Николаевич Перистиани; (Это интересно: в 1967–1971 гг. три фильма о «неуловимых мстителях» / Э. Г. Кеосаян); «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924) / Лев Владимирович Кулешов. В обоих фильмах – влияние американских вестернов.
Лев Владимирович Кулешов – режиссер и теоретик киноискусства; фильм «Необычайные приключения…» – манифест кулешовской киношколы: динамичный монтаж и акробатическая выучка актеров; из его школы вышли знаменитые актеры и режиссеры: Александра Хохлова, Всеволод Пудовкин, Борис Барнет, Леонид Оболенский.
Русский революционный киноавангард: «Большая пятерка советского кино: С. Эйзенштейн, Вс. Пудовкин, Л. Кулешов, Д. Вертов, А. Роом.
Авангард (фр. avant-garde = передовой отряд) – течение в кинематографе, тесно связанное с новаторскими тенденциями, получившими развитие в европейском театре, живописи и литературе 1920-х гг. во Франции, Германии и России. Русский авангард был тесно связан с общим подъемом искусства после Октябрьской революции и отличался разноплановостью. Поиски велись как в сфере кинодокументализма (фильмы Дзиги Вертова), так и в игровом кинематографе, явно отмеченном влиянием театра (ФЭКС, фильмы Г. Козинцева и Л. Трауберга).
Многие видные режиссеры снимали подчеркнуто политически ангажированные ленты, причем в самых разных жанрах – историко-революционном (С. М. Эйзенштейн, А. Довженко), комедийном (Л. Кулешов). Деятели русского авангарда, в дальнейшем выросшие в крупнейших советских кинохудожников, оставили неоценимое теоретическое наследие.
Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898–1948) – флагман русского революционного киноавангарда; кинорежиссер и теоретик киноискусства.
Вехи биографии:
1915: окончил Рижское реальное училище;
1915–1917: учеба в Институте гражданских инженеров в Петрограде;
1917: призван на военную службу;
1918: вступает в ряды Красной Армии;
1921–1922: слушатель и режиссер-стажер Государственных высших режиссерских мастерских под руководством В. Э. Мейерхольда;
1922–1923: руководитель театральных мастерских Пролеткульта;
1923: первый фильм «Дневник Глумова»; творческий манифест «Монтаж аттракционов»: обоснование метода воздействия на публику с помощью цирковых, эстрадных приемов, а также плаката и публицистики;
1924–1927: условная революционная кинотрилогия: «Стачка», «Броненосец Потемкин» (1925), «Октябрь»; складывается собственный стиль, характерные черты которого: метафоричность, экспрессия, тяга к символической образности; благодаря монтажно-образному кинематографу кино стало искусством; в центре картин – революционные массы; «кинематограф масс»;
фильмы: «Старое и новое» (1929) и «Бежин луг» (1935–1937) – переход от идеи «монтажа аттракционов» к «монтажу мыслей», оформленной в теории «интеллектуального кино»;
1929–1932: командирован за границу (вместе с Г. Александровым и Э. Тиссэ), сначала в Западную Европу, а затем в США;
в рамках социалистического реализма: фильм «Александр Невский» (1938): жанр биографического патриотического фильма (оператор – Эдуард Тиссэ; композитор – С. С. Прокофьев);
1938–1948: «новое кино»: интеллектуально и философски показывать реальность не во внешнем, а во внутреннем измерении; «Иван Грозный» (первая серия – 1945, вторая серия – 1958).
Всеволод Илларионович Пудовкин (1893–1953) – режиссер, актер, сценарист, художник; создатель, как и С. М. Эйзенштейн, историко-революционного эпоса; условная революционная трилогия (вершина творчества): «Мать» (1926); «Конец Санкт-Петербурга» (1927); «Потомок Чингис-хана» (1928); «эпос с человеческим лицом»: отличие Пудовкина от других мастеров монтажно-поэтического кинематографа 1920-х гг. – в индивидуализированном (а не только типажном) показе героев на экране, внимательной работе с актерами, тщательной проработке деталей в кадре. (Это интересно: еще одна экранизация романа А. М. Горького «Мать»: режиссер Глеб Панфилов, 1990).
Александр Петрович Довженко (1894–1956) – сценарист, режиссер, актер, художник; в кино пришел из живописи; драма взаимоотношений человека с природой – определяющий мотив творчества; создатель «поэтического кино»; первая авторская работа – кинопоэма «Звенигора» (1928); фильм «Арсенал» (1929); вершина творчества – «Земля» (1930): пафос сотворчества человека и природы, действия по ее законам, а не насилия над ней определил внутреннюю гармонию фильма.
Дзига Вертов (Денис Аркадьевич Кауфман) (1896–1954): игровое кино – фикция; идеи и формулы: «киноглаз» (с помощью оптических и технических возможностей «киноглаз» видит жизнь глубже и точнее, чем глаз невооруженный), «жизнь врасплох», «мир без игры»; группа «киноков»; фильмы: «Кино-Глаз» (1924), «Человек с киноаппаратом» (1929), «Симфония Донбасса» (1930), «Три песни о Ленине» (1934).
Советское кино после Гражданской войны:
Два главных киноцентра: Москва (две кинофабрики «Совкино» и «Межрабпом»); Ленинград («Севзапкино», ныне – «Ленфильм»); фильмы на современную тематику; главные враги в картинах – буржуи-нэпманы;
Борис Васильевич Барнет (1902–1965) – режиссер, актер; мастер сатирической комедии со склонностью к буффонаде, с проявлением лиризма и мягкого юмора; фильмы: «Девушка с коробкой» (1927); «Дом на Трубной» (1928); «Окраина» (1933); «Подвиг разведчика» (1947).
Абрам Матвеевич Роом (1894–1976) – режиссер, сценарист, актер, композитор; свое направление в кино: главное – актер (театральный), психологизм, бытописательство = гиперреализм; родоначальник эротического кино и предтеча итальянского неореализма; фильмы: «Третья Мещанская» (1927), автор сценария – Виктор Шкловский (Это интересно: римейк «Треьей Мещанской» – фильм Петра Тодоровского «Ретро втроем», 1998); «Привидение, которое не возвращается» (1929); «Строгий юноша» (1936), автор сценария – Юрий Олеша; «Гранатовый браслет» (1969).
Ленинград: КЭМ (Киноэкспериментальная мастерская): Фридрих Маркович Эрмлер: (1898–1967) фильмы о криминальном дне северной столицы;
Григорий Михайлович Козинцев (1905–1973), Леонид Захарович Трауберг (1902–1990): ФЭКС (Фабрика экцентрического актера): Янина Жеймо, Сергей Герасимов. Олег Жаков; фильмы: (совместно): шедевр «Шинель» (1926); «Новый Вавилон» (1929); «Одна» (1931); историко-революционная эпопея = трилогия о Максиме – «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939);
Козинцев Г. М. (один): «Дон-Кихот» (1957), «Гамлет» (1964), «Король Лир» (1970);
Трауберг Л. З. (один): «Мертвые души» (1960), «Вольный ветер» (1961), «Крепостная актриса» (1963).
Литература
«Арсенал» : [кн.-альбом о фильме А. Довженко] / сост. Ю. И. Солнцева и Л. И. Пажиткова. – М. : Искусство, 1977. – 247 с. : ил. – (Шедевры советского кино).
Аронсон, О. Эйзенштейн // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века / под ред. В. В. Бычкова. – М. : Российская политич. энциклопедия (РОСПЭН), 2003. – С. 507–509.
Багров, П. Киномастерская ФЭКС // Киноведческие записки. – 2003. – №63. – С. 226–242.
Безелянский, Ю. Броненосец «Эйзенштейн» // Прекрасные безумцы : литературные портреты / Юрий Безелянский. – М. : Радуга, 2005. – С. 177–216.
Босенко, В. Эйзенштейн // Искусство. – 2002. – №16 (256). – 16–31 августа. – С. 4–7.
Виноградов, В. Теория Эйзенштейна в контексте постмодернистской стратегии // Киноведческие записки. – 2004. – №68. – С. 109–116.
Витте, Г. Проза теории : о биографии Сергея Эйзенштейна, написанной Виктором Шкловским / пер. с нем. О. Штокмайер // Советское богатство : ст. о культуре, литературе и кино : к шестидесятилетию Ханса Гюнтера / под ред. М. Балиной, Е. Добренко и Ю. Мурашова. – СПб. : Академический проект, 2002. – С. 328–341.
Гращенкова, И. Двойной портрет: Борис Барнет – Абрам Роом // Киноведческие записки. – 2002. – №61. – С. 102–105.
Гращенкова, И. Абрам Роом / Ирина Гращенкова. – М. : Искусство, 1977. – 246 с. : ил. – (Мастера советского театра и кино).
Громов, Е. Лев Владимирович Кулешов / Е. Громов. – М. : Искусство, 1984. – 321 с. : ил. – (Жизнь в искусстве).
Двадцатые годы // История отечественного кино : учеб. / отв. ред. Л. М. Будяк. – М. : Прогресс-Традиция, 2005. – Гл. 4. – С. 63–204.
Довженко, А. П. «Я принадлежу к лагерю поэтическому…» : ст., выступления, заметки / А. П. Довженко ; сост. Ю. И. Солнцева. – М. : Сов. писатель, 1967. – 404 с. : ил.
Зоркая, Н. М. Черно-белые, с красным флагом двадцатые. Пестрые комсомольские двадцатые: новый быт // История советского кино / Н. М. Зоркая. – СПб. : Алетейя, 2005. – Гл. 2. – С. 133–180.
Зоркая, Н. Брак втроем – советская версия : «Третья Мещанская» / А. Роом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.kinoart.ru/1997/5/28.html.
Иванов, Вяч. Вс. Эстетика Эйзенштейна // Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т.1 / Вяч. Вс. Иванов. – М. : Языки русской культуры, 1999. – С. 143–378.
Караганов, А. В. Всеволод Пудовкин / А. В. Караганов. – М. : Искусство, 1973. – 232 с. : ил.
Кукуй, И. «Жестокий талант» Сергея Эйзенштейна : три источника и три составные части // Советское богатство : ст. о культуре, литературе и кино : к шестидесятилетию Ханса Гюнтера / под ред. М. Балиной, Е. Добренко и Ю. Мурашова. – СПб. : Академический проект, 2002. – С. 295–315.
Кулешов, Л. В. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 1. Теория. Критика. Педагогика / Л. В. Кулешов. – М. : Искусство, 1987. – 448 с. : ил.
«Мать» : [кн.-альбом о фильме Вс. Пудовкина] / сост. Н. А. Глаголева. – М. : Искусство, 1975. – 263 с. : ил. – (Шедевры советского кино).
Марголит, Е. Советское киноискусство. Основные этапы становления и развития : краткий очерк истории художественного кино // Киноведческие записки. – 2004. – №66. – С. 125–208.
Мусский, И. А. 100 великих отечественных кинофильмов / И. А. Мусский. – М. : Вече, 2005. – 480 с. – (100 великих).
Подорога, В. Материалы к психобиографиии С. М. Эйзенштейна // Авто-био-графия. К вопросу о методе : тетради по аналитической антропологии / под ред. В. Подороги. – М. : Логос, 2001. – №1. – С. 11–140.
Рошаль, Л. Дзига Вертов / Л. М. Рошаль. – М. : Искусство, 1982. – 264 с. – (Жизнь в искусстве).
Садуль, Ж. Броненосец «Потемкин» // Садуль. Ж. Всеобщая история кино. Т. 4 (Первый полутом) : Послевоенные годы в странах Европы 1919–1929 / Жорж Садуль; пер. с фр. – М. : Искусство, 1982. – С. 348–388.
Садуль, Ж. Начало творчества Пудовкина и Довженко. Фильмы 1926–1930 годов // Садуль. Ж. Всеобщая история кино. Т. 4 (Второй полутом) : Голливуд и конец немого кино 1919–1929 / Жорж Садуль; пер. с фр. – М. : Искусство, 1982. – С. 437–475.
Уленбрух, Б. Инсценировка мифа : о фильме С. Эйзенштейна «Александр Невский» / пер. с нем. И. Кукуя // Советское богатство : ст. о культуре, литературе и кино : к шестидесятилетию Ханса Гюнтера / под ред. М. Балиной, Е. Добренко и Ю. Мурашова. – СПб. : Академический проект, 2002. – С. 316–327.
Шкловский, В. Эйзенштейн / В. Шкловский. – М. : Искусство, 1976. – 296 с. – (Жизнь в искусстве).
Эйзенштейн, С. М. Психологические вопросы искусства / С. М. Эйзенштейн; сост. Е. Басин. – М. : Смысл. 2002. – 335 с. : ил.
Эйзенштейн о Мейерхольде, 1919–1945 / сост. В. В. Забродина. – М. : Новое лит. обозрение, 2005. – 352 с. : ил.
Энциклопедия для детей. Т. 7. Ч. 3 : Музыка. Театр. Кино / гл. ред. В. Володин. – М. : Аванта+, 2004. – С. 416–599.
Видеопрактика
Отрывок из передачи «Эксперимент, понятый миллионами» цикла «От киноавангарда к видеоарту» (Телеканал «Культура»).
Фрагмент из д/ф «Горе уму, или Эйзенштейн и Мейерхольд: двойной портрет в интерьере эпохи» (2003) / режиссер – Галина Евтушенко; текст – Лев Рошаль.
Фрагмент из д/ф «Русская идея: история русского кино от Сергея Сельянова» (1995) / режиссер – Сергей Сельянов; текст – О. Ковалов.
Фрагменты из х/ф: «Броненосец «Потемкин»; «Александр Невский»; «Иван Грозный» / С. М. Эйзенштейн; «Земля» /А. Довженко; «Интервенция» (1968); «Возвращение «Броненосца» (1996); / Г. Полока; «Гамлет» / Г. Козинцев.
Отрывки из передач цикла «Легенды мирового кино» (Телеканал «Культура», 2004–2005): Абрам Роом; Дзига Вертов; Николай Черкасов; Ольга Жизнева; Борис Чирков; Серафима Бирман.
Отрывок из передачи «Н. Черкасов – любимый актер Сталина» цикла «Культурный слой» (Телеканал «5», 2007).
Отрывки из передач цикла «Острова» (Телеканал «Культура», 2004–2005): Вс. Пудовкин; Г. Козинцев.
Фрагменты из д/ф: «Человек с киноаппаратом» (1929) / Дзига Вертов;
Фрагмент из д/ф «Все Вертовы» (2002) / В. Непевный.
Фрагмент из д/ф «Борис Барнет: легенда о режиссере» (2006) / А. Разумовский-мл.
- История и теория кино
- Тематический план курса «История и теория кино»
- Содержание курса
- Тема 8. 2000-е: Игра по правилам. Кино XXI века
- Принятые сокращения
- Конспект лекций Введение. Основы киноискусства
- 3.6. Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах.
- Часть I. Основы теории кино Тема 1. Особенности языка киноискусства. Организационная структура кинопроцесса
- 1.1. Особенности языка киноискусства
- 8.1. Два вида монтажа:
- 2.2. Организационная структура кинопроцесса
- 3. Киногруппа состоит из продюсера, сценариста, режиссера, кинооператора, звукооператора, художника, технических служб.
- Тема 2. Виды и жанры современного киноискусства
- 1. По предмету, воплощенному на экране, по способу этого воплощения и ориентации на потребности зрителя выделяют следующие виды кино:
- 6. Соединение игровой и анимационной техник.
- Часть II. История кино Тема 1. 1895–1919 гг.: Поиски киноязыка Раздел 1. Первые шаги европейского кино
- 1. Дитя научно-технического прогресса
- Раздел 2. Кинематограф сша: 1895–1919 гг.
- 4. Организационная структура американского кинематографа
- 5. Голливуд: начало великой истории
- 6. Система «звезд»
- Раздел 3. Начало кинематографа в России
- Тема 2. 1920-е: Время, вперед! Раздел 1. Рождение и взлет советского кино
- Раздел 2. Экспериментаторство в Европе
- Раздел 3. Американское кино 20-х годов
- 1. Крупнейшие режиссеры:
- 2. Великие комики мирового кино:
- 3. Первый звуковой фильм – «Певец джаза» (1927).
- Тема 3. 1930-е: Опасная игра Раздел 1. Золотой век Голливуда
- 7. Режиссеры:
- Раздел 2. Европейское кино
- 1. У французской афиши: поэзия и реализм
- 2. Кинематограф Великобритании
- 3. Сказки и утопии немецкого кино
- Раздел 3. Веселые дни советского кино
- 2. Выдающиеся актеры
- Тема 4. 1940-е: Глубина резкости. 1950-е: Конец невинности Раздел 1. Европа: Новые реалии и старые традиции
- 1. 20 Сентября 1946 г. – открытие первого кинофестиваля в Каннах.
- 2. Италия
- 3 .Франция
- 4. Швеция
- Раздел 2. Голливуд: «Охота на ведьм» и широкий экран
- 1946 Г. – год наибольшего кассового успеха за всю историю Голливуда.
- 4. Режиссеры:
- Раздел 3. Ссср: период «малокартинья». Мировой дебют японского кино
- Тема 5. 1960-е: Прекрасный бунт
- 2. «Новая волна» (1958–1968)
- 2.1. Режиссеры:
- 2.2. Актеры
- 3. Ссср: кино оттепели
- 3.1. Режиссеры
- 4. Кино стран Центральной, Восточной Европы и Балканского полуострова.
- 4. 1. Режиссеры
- Тема 6. 1970-е: Ночи в стиле буги. 1980-е: Роскошь из пластмассы
- 3. Режиссеры:
- Тема 7. 1990-е: Возможно все
- 2. Режиссеры
- Тема 8. 2000-е: Игра по правилам. Кино XXI века
- 2. Режиссеры:
- Литература Справочная литература
- Основная литература
- Темы рефератов
- Приложения
- 2. Документальные фильмы
- Лучшие фильмы по Сьюзен Зонтаг
- Лучшие мюзиклы
- Лучшие романтические комедии
- Кино в Интернете
- Журналы о кино. Кино в журналах
- Выдающиеся историки и теоретики кино