logo
История кино

Тема 2. 1920-е: Время, вперед! Раздел 1. Рождение и взлет советского кино

Основные тезисы

Первые творческие взлеты советского кино. Фильмы: «Красные дьяволята» (1923) / Иван Николаевич Перистиани; (Это интересно: в 1967–1971 гг. три фильма о «неуловимых мстителях» / Э. Г. Кеосаян); «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924) / Лев Владимирович Кулешов. В обоих фильмах – влияние американских вестернов.

Русский революционный киноавангард: «Большая пятерка советского кино: С. Эйзенштейн, Вс. Пудовкин, Л. Кулешов, Д. Вертов, А. Роом.

Авангард (фр. avant-garde = передовой отряд) – течение в кинематографе, тесно связанное с новаторскими тенденциями, получившими развитие в европейском театре, живописи и литературе 1920-х гг. во Франции, Германии и России. Русский авангард был тесно связан с общим подъемом искусства после Октябрьской революции и отличался разноплановостью. Поиски велись как в сфере кинодокументализма (фильмы Дзиги Вертова), так и в игровом кинематографе, явно отмеченном влиянием театра (ФЭКС, фильмы Г. Козинцева и Л. Трауберга).

Многие видные режиссеры снимали подчеркнуто политически ангажированные ленты, причем в самых разных жанрах – историко-революционном (С. М. Эйзенштейн, А. Довженко), комедийном (Л. Кулешов). Деятели русского авангарда, в дальнейшем выросшие в крупнейших советских кинохудожников, оставили неоценимое теоретическое наследие.

Вехи биографии:

Советское кино после Гражданской войны:

Два главных киноцентра: Москва (две кинофабрики «Совкино» и «Межрабпом»); Ленинград («Севзапкино», ныне – «Ленфильм»); фильмы на современную тематику; главные враги в картинах – буржуи-нэпманы;

Козинцев Г. М. (один): «Дон-Кихот» (1957), «Гамлет» (1964), «Король Лир» (1970);

Трауберг Л. З. (один): «Мертвые души» (1960), «Вольный ветер» (1961), «Крепостная актриса» (1963).

Литература

  1. «Арсенал» : [кн.-альбом о фильме А. Довженко] / сост. Ю. И. Солнцева и Л. И. Пажиткова. – М. : Искусство, 1977. – 247 с. : ил. – (Шедевры советского кино).

  2. Аронсон, О. Эйзенштейн // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века / под ред. В. В. Бычкова. – М. : Российская политич. энциклопедия (РОСПЭН), 2003. – С. 507–509.

  3. Багров, П. Киномастерская ФЭКС // Киноведческие записки. – 2003. – №63. – С. 226–242.

  4. Безелянский, Ю. Броненосец «Эйзенштейн» // Прекрасные безумцы : литературные портреты / Юрий Безелянский. – М. : Радуга, 2005. – С. 177–216.

  5. Босенко, В. Эйзенштейн // Искусство. – 2002. – №16 (256). – 16–31 августа. – С. 4–7.

  6. Виноградов, В. Теория Эйзенштейна в контексте постмодернистской стратегии // Киноведческие записки. – 2004. – №68. – С. 109–116.

  7. Витте, Г. Проза теории : о биографии Сергея Эйзенштейна, написанной Виктором Шкловским / пер. с нем. О. Штокмайер // Советское богатство : ст. о культуре, литературе и кино : к шестидесятилетию Ханса Гюнтера / под ред. М. Балиной, Е. Добренко и Ю. Мурашова. – СПб. : Академический проект, 2002. – С. 328–341.

  8. Гращенкова, И. Двойной портрет: Борис Барнет – Абрам Роом // Киноведческие записки. – 2002. – №61. – С. 102–105.

  9. Гращенкова, И. Абрам Роом / Ирина Гращенкова. – М. : Искусство, 1977. – 246 с. : ил. – (Мастера советского театра и кино).

  10. Громов, Е. Лев Владимирович Кулешов / Е. Громов. – М. : Искусство, 1984. – 321 с. : ил. – (Жизнь в искусстве).

  11. Двадцатые годы // История отечественного кино : учеб. / отв. ред. Л. М. Будяк. – М. : Прогресс-Традиция, 2005. – Гл. 4. – С. 63–204.

  12. Довженко, А. П. «Я принадлежу к лагерю поэтическому…» : ст., выступления, заметки / А. П. Довженко ; сост. Ю. И. Солнцева. – М. : Сов. писатель, 1967. – 404 с. : ил.

  13. Зоркая, Н. М. Черно-белые, с красным флагом двадцатые. Пестрые комсомольские двадцатые: новый быт // История советского кино / Н. М. Зоркая. – СПб. : Алетейя, 2005. – Гл. 2. – С. 133–180.

  14. Зоркая, Н. Брак втроем – советская версия : «Третья Мещанская» / А. Роом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.kinoart.ru/1997/5/28.html.

  15. Иванов, Вяч. Вс. Эстетика Эйзенштейна // Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т.1 / Вяч. Вс. Иванов. – М. : Языки русской культуры, 1999. – С. 143–378.

  16. Караганов, А. В. Всеволод Пудовкин / А. В. Караганов. – М. : Искусство, 1973. – 232 с. : ил.

  17. Кукуй, И. «Жестокий талант» Сергея Эйзенштейна : три источника и три составные части // Советское богатство : ст. о культуре, литературе и кино : к шестидесятилетию Ханса Гюнтера / под ред. М. Балиной, Е. Добренко и Ю. Мурашова. – СПб. : Академический проект, 2002. – С. 295–315.

  18. Кулешов, Л. В. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 1. Теория. Критика. Педагогика / Л. В. Кулешов. – М. : Искусство, 1987. – 448 с. : ил.

  19. «Мать» : [кн.-альбом о фильме Вс. Пудовкина] / сост. Н. А. Глаголева. – М. : Искусство, 1975. – 263 с. : ил. – (Шедевры советского кино).

  20. Марголит, Е. Советское киноискусство. Основные этапы становления и развития : краткий очерк истории художественного кино // Киноведческие записки. – 2004. – №66. – С. 125–208.

  21. Мусский, И. А. 100 великих отечественных кинофильмов / И. А. Мусский. – М. : Вече, 2005. – 480 с. – (100 великих).

  22. Подорога, В. Материалы к психобиографиии С. М. Эйзенштейна // Авто-био-графия. К вопросу о методе : тетради по аналитической антропологии / под ред. В. Подороги. – М. : Логос, 2001. – №1. – С. 11–140.

  23. Рошаль, Л. Дзига Вертов / Л. М. Рошаль. – М. : Искусство, 1982. – 264 с. – (Жизнь в искусстве).

  24. Садуль, Ж. Броненосец «Потемкин» // Садуль. Ж. Всеобщая история кино. Т. 4 (Первый полутом) : Послевоенные годы в странах Европы 1919–1929 / Жорж Садуль; пер. с фр. – М. : Искусство, 1982. – С. 348–388.

  25. Садуль, Ж. Начало творчества Пудовкина и Довженко. Фильмы 1926–1930 годов // Садуль. Ж. Всеобщая история кино. Т. 4 (Второй полутом) : Голливуд и конец немого кино 1919–1929 / Жорж Садуль; пер. с фр. – М. : Искусство, 1982. – С. 437–475.

  26. Уленбрух, Б. Инсценировка мифа : о фильме С. Эйзенштейна «Александр Невский» / пер. с нем. И. Кукуя // Советское богатство : ст. о культуре, литературе и кино : к шестидесятилетию Ханса Гюнтера / под ред. М. Балиной, Е. Добренко и Ю. Мурашова. – СПб. : Академический проект, 2002. – С. 316–327.

  27. Шкловский, В. Эйзенштейн / В. Шкловский. – М. : Искусство, 1976. – 296 с. – (Жизнь в искусстве).

  28. Эйзенштейн, С. М. Психологические вопросы искусства / С. М. Эйзенштейн; сост. Е. Басин. – М. : Смысл. 2002. – 335 с. : ил.

  29. Эйзенштейн о Мейерхольде, 1919–1945 / сост. В. В. Забродина. – М. : Новое лит. обозрение, 2005. – 352 с. : ил.

  30. Энциклопедия для детей. Т. 7. Ч. 3 : Музыка. Театр. Кино / гл. ред. В. Володин. – М. : Аванта+, 2004. – С. 416–599.

Видеопрактика

  1. Отрывок из передачи «Эксперимент, понятый миллионами» цикла «От киноавангарда к видеоарту» (Телеканал «Культура»).

  2. Фрагмент из д/ф «Горе уму, или Эйзенштейн и Мейерхольд: двойной портрет в интерьере эпохи» (2003) / режиссер – Галина Евтушенко; текст – Лев Рошаль.

  3. Фрагмент из д/ф «Русская идея: история русского кино от Сергея Сельянова» (1995) / режиссер – Сергей Сельянов; текст – О. Ковалов.

  4. Фрагменты из х/ф: «Броненосец «Потемкин»; «Александр Невский»; «Иван Грозный» / С. М. Эйзенштейн; «Земля» /А. Довженко; «Интервенция» (1968); «Возвращение «Броненосца» (1996); / Г. Полока; «Гамлет» / Г. Козинцев.

  5. Отрывки из передач цикла «Легенды мирового кино» (Телеканал «Культура», 2004–2005): Абрам Роом; Дзига Вертов; Николай Черкасов; Ольга Жизнева; Борис Чирков; Серафима Бирман.

  6. Отрывок из передачи «Н. Черкасов – любимый актер Сталина» цикла «Культурный слой» (Телеканал «5», 2007).

  7. Отрывки из передач цикла «Острова» (Телеканал «Культура», 2004–2005): Вс. Пудовкин; Г. Козинцев.

  8. Фрагменты из д/ф: «Человек с киноаппаратом» (1929) / Дзига Вертов;

  9. Фрагмент из д/ф «Все Вертовы» (2002) / В. Непевный.

  10. Фрагмент из д/ф «Борис Барнет: легенда о режиссере» (2006) / А. Разумовский-мл.