2.3. История развития художественных выставок
Художественные музеи и выставки собирают и показывают подлинные памятники изобразительного искусства – произведения живописи, скульптуры, графики, изделия прикладного искусства и народного творчества.
Художественые музеи имеют свою богатую историю.
Московский Кремль стал постепенно средоточием древнерусской художественной культуры.
В XVI веке в Московском Кремле была учреждена Оружейная палата – собственно старейший музей нашей страны. Вначале созданная как мастерская и хранилище оружия, она во второй половине XVII века становиться своеобразной школой русского искусства, где работает много русских и иноземных мастеров живописи, чеканки, эмали, вышивки. Помимо иконописи, много русских художников занимается здесь рисованием «с живства» и «парсунным» (портретным) мастерством. Здесь впервые в России появляется стремление преодолеть средневековые каноны иконописного письма, освоить более жизненные, реалистические принципы живописи. Эта тенденция находит свое воплощение в творчестве выдающегося русского живописца XVII века Симона Ушакова.
В 1720 году по указу Петра I Оружейная палата, объединив все художественные ценности, собранные в различных мастерских в Кремле, становится единым хранилищем художественных и исторических памятников. На рубеже XVII—XVIII веков в экономической, политической и культурной жизни России создаются основные предпосылки для преобразований петровского времени. Постепенно ослабляется гегемония церкви и получает свое развитие светская культура.
Реформы Петра I, стремившегося в своей преобразовательной деятельности к укреплению и возвеличению русской державы путем освоения передовой науки и культуры Запада, привели к серьезным сдвигам и большим достижениям в русской науке, культуре, искусстве и определили в основном их светский характер.
В связи со строительством на берегах Невы новой столицы—Петербурга, в Россию привлекается много видных иностранных архитекторов, скульпторов, живописцев и других искусных мастеров. Петр I заказывает иноземным художникам различные баталии, ландшафты, портреты, аллегорические картины и статуи для украшения своих дворцов, Летнего сада, петергофского Монплезира. Он направляет также талантливых русских юношей учиться в западные страны и кладет начало собиранию 'в России первых коллекций западноевропейского искусства путем покупок художественных произведений прошлых веков и заказов современным художникам.
Собирательская деятельность Петра I носит иной характер, чем у его предшественников. Она уже не является случайным коллекционированием, преследовавшим, главным образом, цели прославления русской православной церкви (монастыри) или демонстрации мощи и величия русского самодержавия (Оружейная палата и другие великокняжеские и царские коллекции). Эти задачи остаются, но наряду с ними собирательство при Петре I, как и вся его преобразовательная деятельность, ставят перед собой уже и иные, более высокие научно-познавательные и просветительные цели. Поэтому не случайно, что с именем Петра I связано не только собирание научных и художественных коллекций, но и создание на их основе в России собственно первого государственного научного и публичного музея. Этим первым музеем была Кунсткамера.
Созданная Петром I в 1714 году, она была открыта в 1719 году для публичного обозрения. В 1724 году, когда Петром основывается Академия наук, Кунсткамера входит в ее состав. При содействии профессоров Академии, принимавших непосредственное участие в научной систематизации коллекций и их дальнейшем пополнении — деятельность Кунсткамеры приобретает все более глубокий научный и просветительский характер.
Петербургская Кунсткамера была одной из самых крупных в мире. В состав ее собрания, наряду с различными научными приборами, естественнонаучными коллекциями и разного рода «раритетами» (редкостями), входят также монеты, этнографические памятники и художественные изделия, картины, скульптура.
Важнейшим событием для развития русской художественной культуры и собирания произведений искусства явилось создание в Петербурге в 1757 году Академии художеств, задуманной еще при Петре I.
Академия художеств в XVIII веке и в первой половине XIX века сыграла большую положительную роль в истории развития русского искусства, в воспитании отечественных архитекторов, скульпторов, живописцев. Уже в XVIII веке наряду с иностранными художниками в строительстве и украшении дворцов столицы принимают участие многие талантливые русские скульпторы и живописцы. И совершенно естественно также, что Академия начинает в учебных целях собирание и коллекционирование произведений западного и отечественного искусства, послуживших впоследствии основой для академического художественного музея, а также занимается популяризацией искусств, периодически организуя выставки произведений своих воспитанников.
Особенно большие и ценные приобретения произведений западноевропейских мастеров были сделаны в царствование Екатерины II. В Зимний дворец большими партиями стекались произведения, приобретаемые по поручению императрицы русскими дипломатами и специальными агентами в Париже, Риме, Лондоне, Амстердаме, Женеве и многих других городах Европы. Екатерина II в своей собирательской деятельности неоднократно пользовалась услугами и советами знаменитого французского философа Дени Дидро. При непосредственном содействии великого просветителя в царский музей поступила замечательная коллекция барона де Тьера — около 300 картин, среди которых такие шедевры, как «Мадонна с безбородым Иосифом» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» и «Кардинал Паллавичини» Тициана, «Даная» и «Святое семейство» Рембрандта, «Портрет камеристки» Рубенса, картины Пуссена и многие другие.
К концу XVIII века художественное собрание музея, созданного Екатериной II в Зимнем дворце и получившего наименование «Эрмитаж», становится одним из лучших в Европе. Кроме многочисленных произведений живописи прославленных мастеров Европы, в составе собрания находились произведения скульптуры, фарфор, рисунки, гравюры, шпалеры, ювелирные изделия, античные резные камни и другие произведения искусства. 1764 год—год, когда в Зимний дворец поступает большая коллекция картин, приобретенная Екатериной II в Пруссии, считается датой основания крупнейшего музея России—Эрмитажа.
В XVIII веке и начале XIX века не только в Зимнем дворце, но и в других царских резиденциях, а также в дворцах и поместьях богатых русских вельмож (Н. В. Юсупова, П. Б. Шереметева и др.) в Петербурге и его пригородах—Петергофе, Царском Селе, Павловске, Гатчине, Ораниенбауме, в дворцах и усадьбах Москвы и под Москвой — в Кусково, Останкино, Архангельском и других сосредоточиваются богатые художественные коллекции — картины, скульптуры, предметы прикладного искусства работы иностранных и русских мастеров, среди которых большое место занимают талантливые произведения крепостных художников.
В конце 1820 года в Петербурге организуется Общество поощрения художников, впоследствии получившее название Общества поощрения художеств. Оно ставило целью знакомить публику с достижениями отечественного искусства и помогать молодым талантливым русским художникам. Общество постепенно приобретает широкую поддержку у передовой русской интеллигенции. Среди членов его были А. В. Веневитинов, В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь, В. Ф. Одоевский, скульптор Ф. П. Толстой, коллекционер Ф. И. Прянишников и другие. Общество это, в особенности в первые годы своего существования, сыграло большую положительную роль в развитии и популяризации русского искусства и развития художественных выставок.
С 1825 года Общество устраивает ежегодные выставки, где наряду с произведениями пенсионеров Общества, экспонировались работы других известных русских мастеров, а также провинциальных художников. В 1837 году, по инициативе Общества, учреждаются ежегодные лотереи, которые пользовались большим успехом и сыграли немаловажную роль в распространении произведений русских художников.
Активная выставочная деятельность, которую разворачивает в 1871 году организованное передовыми художниками во главе с И. Крамским «Товарищество передвижных художественных выставок» способствует еще большей демократизации искусства, широкому ознакомлению с его достижениями общественности Петербурга, Москвы, Киева, Харькова и многих других городов России, куда в целях популяризации передового русского искусства и его принципов направлялись выставки Товарищества. Под влиянием все расширяющегося интереса русской публики к изобразительному искусству в середине XIX века начинают, наконец, открываться государственные и городские публичные музеи.
В 1852 году в Петербурге состоялось открытие Императорского Эрмитажа как «публичного музеума» в специально для него построенном здании «Нового Эрмитажа», непосредственно соединенном с Зимним дворцом и Эрмитажем XVIII века.
1912 году в Москве создается Музей изящных искусств, в котором благодаря многочисленным пожертвованиям любителей и активной деятельности профессора И. В. Цветаева была собрана богатая коллекция специально выполненных для музея гипсовых слепков с древнегреческой, римской и западноевропейской скульптуры, начиная от IV тысячелетия до н. э. и кончая эпохой Возрождения. В состав коллекций музея с момента его основания вошло также ценное собрание подлинников искусства и материальной культуры Древнего Египта известного египтолога В. С. Голенищева.
В конце XIX и начале XX веков все более расширяется также деятельность частных коллекционеров в Петербурге, Москве и в провинции. Начинают коллекционировать не только старое, но и новейшее искусство Западной Европы.
Музей изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), созданный в 1912 году как музей слепков, после революции значительно расширяет свои коллекции за счет подлинных произведений западноевропейской живописи и скульптуры, гравюр и рисунков, поступивших из Румянцевского музея. В фонд музея передаются также национализированные частные коллекции произведений западноевропейского искусства. Ряд картин поступает из Государственного Эрмитажа. Все это дает возможность музею уже в 1924 году открыть замечательную картинную галерею подлинных произведений западноевропейской живописи XIII—XX веков.
К мировым сокровищницам культуры относятся: музеи Московского Кремля гордость и слава русской культуры; Государственная Третьяковская галерея, хранящая первоклассную коллекцию русского и многонационального советского искусства, Государственный Эрмитаж—один из величайших музеев мира, в котором собраны уникальные памятники мировой культуры и искусства, охватывающие историю художественной культуры человечества, начиная с первобытного общества и до наших дней, Государственный Русский музей, показывающий в своих залах не только замечательные произведения русской и советской живописи, скульптуры и графики, но и уникальные коллекции русского и советского прикладного искусства и народного художественного творчества; Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
- Часть 2. «Выставочная работа»
- Тольятти 2004
- Утверждено
- Утверждено
- Содержание
- Цели и задачи преподавания дисциплины «Выставочная работа»
- Структура и объем дисциплины
- 8 Семестр
- Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам знаний
- 8 Семестр
- 3. Содержание курса
- Тема 1. Выставочная деятельность, ее специфика
- Туристские выставочные мероприятия
- 1.1. Выставочная работа в социально-культурной и коммерческой деятельности
- 1.2. Особенности современного состояния и развития выставочной деятельности в России
- 1.3. Перспективы развития выставочного бизнеса в России
- 1.4. Классификация выставок и ярмарок
- 1.5.Туристские выставки .
- Тема 2. История развития выставок и ярмарок
- История развития торгово-промышленных выставок
- 2.1.История развития торгово-промышленных выставок
- 2.2. Лидеры современного рынка выставочной деятельности
- 2.3. История развития художественных выставок
- 2.4. Выставочная деятельности в Самаре
- 2.6. Музейные и художественные выставки в Тольятти
- Тольяттинский краеведческий музей
- Тема 3. Планирование и проведение выставки ее организаторами
- 3.1. Организационно-документальное обеспечение выставочного проекта
- 3.2. Структура мероприятий деловой программы выставки
- 3. 3. Дирекция выставки. Распределения должностных обязанностей.
- 3.4. Требования безопасности, предъявляемые к организаторам выставки.
- Тема 4.Планирование и участие в выставке экспонента
- 1 Участие экспонента в международных выставках
- 4.1. Участие экспонента в международных выставках
- 4.2. Планирование бюджета выставки.
- 4. 3. Подготовка выставочного персонала
- Тема 5. Работа стендиста на выставке
- 5.1.Основные функции стендиста.
- 5.2.Подготовка,отправка и приемка выставочного груза стендистом
- 5.3. Прием, привлечение и обслуживания посетителей выставки.
- 5.4. Анализ работы и подготовка отчета стендиста
- 5. 5. Культура речи стендиста.
- Тема 6. Оформление выставочной экспозиции
- 6.1.Основные принципы организации выставочного стенда
- 6.2. Выставочное оборудование
- 5. Семинарские занятия Семинар 1
- Семинар 2
- Семинар 3
- Семинар 4
- Семинар 5
- Семинар 6
- Семинар 7
- Индивидуальная работа
- 5. Курсовая работа
- Примерные этапы разработки проекта
- К теме Перпективы развития
- Список литературы к теме худож. Музеи:
- Источники
- 7. Вопросы к экзамену
- Приложение 1 Перечень памятников архитектуры и истории г.Тольятти составлен сотрудниками музея «Наследие»
- Дома жилые - конец 19 века
- Памятники именные
- Указатели улиц
- Памятники-cимволы
- Произведения монументально- изобразительного искусства