logo
Балашова А

А. Шерель

Сценарист, критик, ведущий радио- и телепрограмм, исследователь средств массовой коммуникации

Родился 23 июня 1937 года в г. Москве

Поступил в школу в эвакуации, в Ульяновске. В первом классе его посадили за парту, на которой была написана "За этой партой сидел Владимир Ульянов". Такая же парта была в каждом классе. А так как в школе было несколько первых классов, несколько вторых и т.д., ученик 1-ого класса А. Шерель спросил учительницу: "А сколько раз Владимир Ульянов оставался на второй год?". За что и был исключен из школы.

Закончил среднюю школу в Москве в 1956 году.

Работал учеником набарщика в типографии "Красный пролетарий".

С 1956 па 1959 служил в СА, в артиллерийских частях.

В 1959 сдал экзамены в МГУ им. М.В. Ломоносова на факультет журналистики, поэтому был досрочно демобилизован (Эта был первый год, когда солдатам срочной службы разрешили сдавать экзамены).

На втором курсе, в 1961 году, организовал Вечер памяти Вс. Мейерхольда, хотя я то время изучение его творчества было "крайне нежелательным".

В конце 1961 перестал ходить в университет: ему было там скучно. Но, как отличника, его не стали отчислять, а перевели на заочное отделение.

1961-1962 гг. - корреспондент "Московского комсомольца" в отделе комсомольской жизни, потом в студенческом отделе да сих пар помнит свой первый материал - "доброе начала - половина успеха. Отчет о комсомольской конференции". Вел рубрику "Планета целина". Ездил на целину корреспондентам "МК" в студенческих стройотрядах.

В 1962-64 г. - главный администратор театра-студии "Современник". Александр Шерель до этого два года был председателем Совета зрительского актива при театре-студии "Современник", однажды написал письмо в "Современник" с критикой театра и уехал по заданию редакции на целину. Его там срочно разыскали, вызвали в Москву и назначили главным администратором, чтобы он перестраивал театр.

С 1961 по 1963 гг. - директор театра-студии "Наш дом", созданного М. Разовским, И. Рутбергом и А. Аксельродом в Клубе гуманитарных факультетов МГУ.

В 1964 г. сдал экзамены и получил диплом МГУ вместе со своими однокурсниками. Тема диплома "О гражданственности, подлинной и мнимой". Работа состояла из трех очерков о борьбе с космополитизмом в СССР, об А. Солженицыне и о "Современнике". Защищать такой диплом было слож­но: ему назначили трех оппонентов вместо одного, защита проходила отдельно от остальных диплом­ников.

С 1965 г. - корреспондент литературно-драмати­ческого вещания на Всесоюзном радио, театраль­ный обозреватель "Маяка", автор ежедневных выпусков «"Маяк" о культуре», соавтор и ведущий ра­диоальманаха "Поэзия".

В 1965 г. за цикл радиопередач о Великой Отече­ственной войне получил 1-ую премию на Всесоюз­ном конкурсе радио- и телевизионных журналистов, посвященном 20-летию Победы. В цикл входили пе­редачи "В редакцию не вернулся", "1418" и другие.

В 1967 г. А. Шереля чуть не уволили с работы за "неправильное понимание театральной политики". Выражалось оно в том, что А. Шерель целый вечер вел репортаж из Театра на Таганке, который пер­вым давал спектакль в пользу пострадавших от таш­кентского землетрясения, но в итоге "приговор" был смягчен, он получил строгий выговор с занесением в учетную карточку и был понижен до должности "редактор" в журнале "Советское радио и ТВ".

С 1967 по 1985 г. работал редактором отдела радио, а потом старшим редактором в журнале «Советское радио и ТВ» (позже "Телевидение и ра­диовещание"). Фактически исполнял обязанности одного из руководителей журнала. За первые годы работы тираж увеличился с 5 до 90 тысяч экземпля­ров. В журнале было напечатано около 50 теоре­тических работ А. Шереля, в том числе об особен­ностях профессии "режиссер радио" ("Четыре пись­ма о режиссере радио"), об особенностях местного (провинциального) вещания. Цикл статей "Как гово­рит Саратов" лег потом в основу новых радиострук­тур, создававшихся в Томске, Свердловске, других городах.

В 1968 начал сотрудничать с Четвертой программой ТВ, которая была только что создана и задумывалась как программа для интеллигенции. А. Шерель снимал цикл передач "Биография филь­ма". Передачи выходили один раз в месяц. Идея была в том, чтобы за 1,5 часа (стандартный хроно­метраж кинофильма) рассказать историю одной известной картины. Начали с "9 дней одного года" Ромма, потом "Коммунист" Райзмана, "Никто не хо­тел умирать" Жалакявичуса, "Дом, в котором я живу" Кулиджанова и Сегеля. Каждый фильм, о котором шла речь, старались поставить в контекст времени и искусства. У всех передач цикла была одна и та же структура: все начиналось с хроники, которая ассоциативно переходила в одну из сцен фильма. Затем шли интервью с режиссером, актерами, про­образами героев и одним кинокритиком. Причем автору появляться в кадре тогда не разрешалось, поэтому вопросы он задавал титрами, как в немом кино Газета "Советская культура" написала тогда, что после такой передачи, нельзя говорить на ТВ о кино, как раньше, - нужен другой язык. В 1970 г. цикл "Биография фильма" был закрыт. Поводом послужило то, что в передаче о кинофильме "Шестое июля", которую также делал А. Шерель (он снял 5 передач из этого цикла) планировалось показать подлинные ленинские документы.

В 1972 г. выходит фильм "Что вы знаете о Марецкой", А. Шерель был сценаристом и режиссером этого филь­ма. В 1973 г. - фильм о М. Яншине "Этот мир мой".

В 1977 г. участвует в работе над телециклом "Наша биография".

В 1978 г. - автор фильма "Монолог актрисы" об Э. Быстрицкой.

В 70-х г. на ереванском ТВ поставлен телеспек­такль по его пьесе «Ненаписанные письма».

В 1982 г. А Шереля уволили по личному указанию тогдашнего Председателя Гостелерадио С.Г. Лапи­на. Пригласили преподавать в Гиттисе. На кафед­ре актерского мастерства он преподавал дисцип­лину "РТВ" (мастерство на радио и ТВ). Как препо­давателя его хорошо знали и знают студенты не только ГИТИСа, на и Российского государственного гуманитарного университета, а также факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1985 г. вышла книга А. Шереля "Рампа у микро­фона". Тогда же он перешел на работу в Институт искусствознания. И довольно скоро получил долж­ность ведущего научного сотрудника в Секторе ху­дожественных проблем средств массовой комму­никации, где работает и до сих пор. Все эти годы он продолжает как автор и ведущий работать на ра­дио и ТВ.

В фонде радио хранится несколько десят­ков его передач, отмеченных прессой и различными премиями.

В 1989 г. выходит в эфир телепередача "Старье берем и показываем" о театре-студии "Наш дом" в 2 частях, по 1,5 часа каждая.

С 1991 по 1992 г. – параллельно с работой во ВНИИ искусствознания становится советником министра культуры СССР, занимается проблемой взаимного возвращения трофейных культурных ценностей. Впервые заявляет о том, что полное возвращение невозможно, потому что большая часть ценностей осела на дачах высокопоставленных чинов из КГБ и армии. Помог Дому актера, у которого тогда сго­рело помещение, получить бывшее здание Мини­стерства культуры.

В 1994 г. в рубрике "XX век в кадре и за кадром" выходит его видеофильм о Тарковском. Несколько лет работал над видеофильмом о В.Э. Мейерхольде "Страсти по Мастеру". В результате конфликта редакция взяла на себя цензурные обязанности, хотя цензура уже была отменена. А. Шерель прекратил работы, на снятый им материал вошел в картину, которую ТВ выпустило без его фамилии. Газета "Советская культура" опубликовала письмо соавто­ров Шереля с извинениями в его адрес.

С 1993 по 1996 г. - научный руководитель "Международной Мастерской Михаила Чехова".

В 1994 г. представлял Россию в жюри Первого меж­дународного фестиваля радиоспектаклей "Приз Останкино", в 1996 - главный консультант в Оргко­митете этого фестиваля.

В 1995 г. - руководитель ежегодного Международ­ного радиоуниверситета в г. Арль (Франция).

В 1995 г. - художественный руководитель и глав­ный редактор радиофестиваля "Рампа у микрофо­на", посвященного 70-летию отечественного радио­искусства.

С 1995 по 1996 г. - избирался Председателем По­печительского совета МХАТ им А.П. Чехова.

В 1997-1998 г. на "ТВ-центре" вышло 8 авторских телепрограмм из цикла "Театральный роман". На канале "Культура" начался цикл "Микрофон вклю­чен" об истории отечественного радио.

С 1995 г. - доктор искусствоведения. С 1998 г. - профессор по специальности "театральное искусство". Изданы книги А. Шереля, которые стали фактически учебниками для студентов "Рампа у микрофона" (1985), "В студии радиотеатра" (1978), "Там, на невидимых подмостках радиоискус­ство, проблемы истории и теории" (1994.) А. Шерель - автор и составитель "Мейерхольдовского сборни­ка" в 2-х т.т. (1992). В течение многих лет член Комиссии по творческому наследию Мейерхольда, один из организаторов и руководителей российского "Общества Михаила Чехова", многие годы - член Совета Центрального Дома актера им. А.А. Яблочкиной.

Несмотря на все свои достижения, самым главным своим делом считает работу со студентами.