3.4.Информационный рынок
Назначение информационного рынка и его основные функции
В федеральном законе России «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что «информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации». Это положение является правовой основой для формирования и функционирования в нашей стране нового вида рыночных отношений — информационного рынка [59].
Информационный рынок включает в себя следующие основные компоненты:
• рынок информационной техники и информационных технологий;
• рынок информационных продуктов и услуг.
При этом под рынком информационных продуктов и услуг понимается система экономических, правовых и организационных отношений, которая обеспечивает торговлю информационными продуктами, а также предоставление на коммерческой основе информационных услуг пользователям.
Субъектами информационного рынка могут являться:
• производители, собственники или владельцы информационных ресурсов, информационных систем и информационных технологий;
• пользователи (потребители) информации — организации или частные лица, которые обращаются к информационным системам или посредникам за получением необходимой им информации, информационных продуктов, средств информационной техники или же информационных технологий.
Структура информационного рынка современного общества
Формирование информационного рынка в капиталистических странах началось еще в 50-х годах и осуществлялось параллельно с развитием процесса их информатизации. В начале пользователям предоставлялась в основном лишь различного рода справочная информация. Затем стали предоставляться услуги по электронной обработке информации на ЭВМ, а также по ее передаче по сетям связи. В середине 70-х годов в качестве информационных услуг пользователям стали предоставляться и электронные базы данных, содержащие упорядоченную информацию по различным направлениям деятельности.
Что же касается современных тенденций развития информационного рынка, то здесь все большую популярность приобретает диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных через глобальные национальные или же проблемно-ориентированные информационные сети. Такие сети сейчас имеются во всех развитых странах мира и обеспечивают информационную поддержку сфер бизнеса, науки, образования, культуры и промышленного производства.
Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на то, что в результате стремительного развития процесса информатизации общества цены на информационном рынке быстро снижаются, информационный сектор экономики остается исключительно важной и выгодной сферой вложения капитала и трудовой занятости общества. Ведь информационные и коммуникационные услуги начинают сегодня доминировать в сфере услуг развитых стран, таких, как США, Япония, страны Западной Европы [60].
Информационный бизнес
Информационный бизнес представляет собой сравнительно новую отрасль деловой активности общества. Однако в связи с быстрым развитием процесса его информатизации он начинает занимать все большую долю в экономике наиболее развитых стран мира, а также во всей мировой экономике. Так, например, объем информационной отрасли промышленности в мировой экономике в 1993 году составил 2850 млрд долларов США, в два с половиной раза превышая объемы производства в автомобильной промышленности и более чем в 3 раза —объемы производства в машиностроительной и оборонной промышленности.
Столь высокие объемы производства информационной техники, а также ее все более широкое использование практически во всех сферах жизнедеятельности современного общества, активизация производства информационных продуктов и сферы информационных услуг привели к формированию нового направления деловой активности, которая получила название информационный бизнес [61].
Первоначально информационный бизнес понимался лишь как предпринимательство в информационной сфере, направленное на развитие торговли и посредничества на информационном рынке. Однако сегодня это понятие приобретает более широкий смысл, так как оно охватывает не только торговлю и посредничество на информационном рынке, но также организацию производства, обслуживания, аренды, страхования, финансового и кадрового обеспечения средств информатизации общества.
В соответствии с приведенными в работе [61] подходами можно выделить следующие основные функции информационного бизнеса:
• маркетинг и маркетинговые исследования на информационном рынке;
• организация производства средств информатизации;
• материально-техническое снабжение и сервисное обслуживание информатизации;
• лизинговые операции;
• страховые операции;
• консультационное обслуживание;
• организация службы информационной безопасности;
• управление финансовыми операциями;
• подготовка кадров для работы в информационной сфере.
Что же касается дальнейших перспектив развития информационного бизнеса в мировой экономике, в том числе и в России, то здесь наблюдаются следующие основные тенденции:
• появление специализированных фирм и организаций, профессионально занимающихся информационным бизнесом;
•развитие системы правового обеспечения информационного бизнеса как в системах национального законодательства, так и в сфере международного права;
•уголовное преследование незаконного копирования и распространения информационных продуктов, а также правонарушений в сфере информационной безопасности;
•развитие аналитического направления и прогнозных исследований развития информационной сферы общества.
- К. К. Колин
- Предисловие
- Введение
- Главаi предмет и задачи учебного курса «социальная информатика»
- 1.1.Состояние и тенденции развития курса информатики для системы образования
- 1.2.Современное представление о предмете информатики
- 1.3.Научно-методологические проблемы развития социальной информатики
- 1.4.Современная структура предметной области социальной информатики
- 1.5.Конгресс юнеско о новых принципах изучения информатики в системе образования
- 1.6. Опыт России в изучении курсе социальной информатики в системе высшего образования
- Глава 2роль информации в развитии общества
- 2.1.История развития цивилизации и основные информационные революции
- 2.2.Информатизация общества как глобальный процесс
- 2.3.Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества
- 2.4.Информационные технологии -катализатор процесса развития современного общества
- 2.5.Информатизация общества и проблемы образования
- 2.6.Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности
- Глава III информационные ресурсы общества
- 3.1.Виды и классификация информационных ресурсов
- 3.2.Информационная инфраструктура общества
- 3.3.Информационные продукты и услуги
- 3.4.Информационный рынок
- 3.5.Государственная политика в области информационных ресурсов
- 3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
- Глава IV информационный потенциал общества
- 4.1.Структура информационного потенциала общества
- 4.2.Информационная техносфера
- Техносферы в развитых странах на 1997 год
- 4.3.Информационно-телекоммуникационные системы и технологии
- 4.4.Информационная культура общества
- Глава vинформационное общество
- 5.1.Основные черты информационного общества
- 5.2.Информационная экономика
- 5.3.Технологии информационного общества
- 5.4.Путь России к информационному обществу
- 5.5.Новая информационная среда обитания
- 5.6. Информационные проблемы национальной безопасности
- 5.7.Информационная безопасность
- 5.8.Информационная война
- Глава VI человек в информационном обществе
- 6.I.Информационный образ жизни
- 6.2.Информационное неравенство
- 6.3.Информационные аспекты творчества и развивающее образование
- 6.4. Информационная свобода личности
- 6.5. Информационная преступность
- 6.6. Проблема информационно-психологической безопасности
- Заключение
- Литература
- Словарь основных терминов
- Глава 1. Предмет и задачи учебного курса
- Глава 2. Роль информации в развитии общества
- Глава 3. Информационные ресурсы общества
- Глава 4. Информационный потенциал общества
- Глава 5. Информационное общество
- Глава 6. Человек в информационном обществе
- Приложение социальная информатика базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования
- 1. Введение
- 1.1. Назначение курса «Социальная информатика»
- 1.2. Ожидаемые результаты
- 1.3. Основные принципы формирования содержания учебного курса
- 1.4. Принципиальные особенности базовой программы курса «Социальная информатика»
- 2. Состав и общая структура программы
- 2.1. Модульная структура программы
- 2.2. Краткое содержание проблемных модулей
- 2.3. Типовая структура проблемных модулей
- 3. Структура и содержание проблемных модулей
- 3.1. Проблемный модуль №1 «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»
- 3.1.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.1.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.2. Проблемный модуль №2 «Роль информации
- 3.2.1. Педагогические задачи модуля
- 3.2.2. Основные проблемные блоки
- 3.2.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.2.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3. Проблемный модуль № 3
- 3.3.1. Педагогические задачи модуля
- 3.3.2. Основные проблемные блоки
- 3.3.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.3.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.4. Проблемный модуль №4
- 3.4.1. Педагогические задачи
- 3.4.2. Основные проблемные блоки
- 3.4.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.4.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.5. Проблемный модуль №5 «Информационное общество»
- 3.5.1. Педагогические задачи
- 3.5.2. Основные проблемные блоки
- 3.5.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.6. Проблемный модуль №6 «Человек в информационном
- 3.6.1. Педагогические задачи
- 3.6.2. Основные проблемные блоки
- 3.6.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.6.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.6.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.7. Проблемный модуль №7 «Информационная цивилизация»
- 3.7.1. Педагогические задачи
- 3.7.2. Основные проблемные блоки
- 3.7.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.7.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.7.5. Краткое содержание дополнительных проблемных модулей
- 4. Список литературы по курсу
- Глава I предмет и задачи учебного курса «социальная информатика» 9