logo
kulturol_posobie_Anokhina

1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима

Термин «античность» происходит от латинского слова antigus– древний. Этим термином называют особый период развития Древней Греции и Рима, тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Временные рамки его определяются временем существования античных государств – сXI-IXвв. до н.э. – времени становления античного общества в Греции и доVв. н.э. – гибели Римской империи под ударами варваров. Гуманисты эпохи Возрождения называли греко-римскую культуру колыбелью европейской цивилизации. Об этом свидетельствуют раскопки, проведённые на островах Эгейского моря и на юге Балканского полуострова выдающимися археологамиXIXиXXвв. – Генрихом Шлиманом и Артуром Эвансом.

Центром античной культуры был остров Крит, а позднее греческий город Микены. Этот период античной культуры называют крито-микенским, время существования его – почти тысяча лет.

В искусстве Крита, особенно в живописи, архитектуре, в росписях керамики отмечена асимметричность.

В 1899 г. английский археолог Артур Эванс открыл громадный дворец. С востока дворец был ограничен глубоким оврагом, с юга – рекой, с севера – морем. Помещения дворца располагались вокруг внутреннего двора, соединялись запутанными ходами, лестницами и коридорами. Дворец напоминает лабиринт древнегреческого мира, в котором обитал полубык – получеловек Минотавр. Размеры внутренних дворов были одинаковы 28х52 м. Это подтверждает жесткую подчинённость двора некой ритуальной системе.

Главным украшением Кносского дворца была живопись.

В настенных росписях раскрывается жизнь древних его обитателей, праздники, состязания с быками. Имеются сцены таврокапсии (ритуальные бои с быками), эпифании (сцены внезапного появления богини). Женщины – критянки на изображениях грациозны, походка их легка. Мужчины – стройные, быстрые, подвижные.

В крито-микенской культуре было заметно развито ювелирное искусство: ожерелья из золота, полудрагоценных камней и стеклянной паствы.

К середине IIтыс. до н.э. в искусстве Крита произошли большие перемены. В произведениях мастеров ощущается жёсткость, стилизация, сухость. Утверждается, что к этому привело внедрение на Крит микенцев, пришедших на территорию Греции около 2000 г. до н.э.

Критская цивилизация погибла в XVв. до н.э.

Искусство Микен более суровое и простое. Города – крепости строились на высоких холмах, укреплялись стенами. Отсюда появилось название «акрополь» - верхний город. Стены Микен имеют длину 900 м., толщину от 6 до 10 метров. Основу микенского двора составляло длинное прямоугольное здание.

В изображении женщин обнаружены серьёзность, неподвижность фигуры, подобно колоннам.

Одно из главных видов художественного творчества Микен – расписные вазы. Рисунок на них строгий, цветы схематичные, без очерченных форм. Микетская цивилизация в IIв. до н.э. разрушена дорийцами – новыми греческими племенами.XI-IXвека до н.э. получили название Гомеровского периода, в период которого заложено основание материальной культуры Греции.

При изучении культуры Древней Греции и Рима необходимо обратить внимание на доминанты античной культуры.

Главным, стержневым в античной культуре считаются: религия, мифология, античное рабовладение, наука, художественная культура.

Колыбелью европейской культуры считается античная Древняя Греция. Именно здесь были заложены, те материальные, эстетические, духовные ценности, которые далее были развиты европейскими народами.

История Древней Греции делится на 5 периодов: эгейский или критомикенский (III-IIтыс. до н.э.), гомеровский (XI-IXвв. до н.э.), архаический (V-VIвв. до н.э.), классический (V-IVвв. до н.э.), эллинистический (вторая половинаIV- серединаIвв. до н.э.). Классический период является наиболее позитивным и результативным в развитии культуры Древней Греции.

Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху. Она знаменует конец понимания природы, как грозной силы, олицетворяющей космос.

Героями древнегреческих мифов были боги высшего ранга, возглавляемые Зевсом, восседающем на Олимпе.

Гера – жена Зевса, покровительница брака.

Афина – дочь Зевса, воительница, покровительница мудрости и ремёсел.

Посейдон – брат Зевса, бог морей.

Арес – бог войны.

Деметра – богиня земли и плодородия.

Гея – богиня земли.

Афродита – богиня любви.

Аполлон – бог солнечного света, покровитель искусств, наук.

Артемида – сестра Аполлона – богиня охоты.

Гефест – бог кузнечного ремесла

Гермес – покровитель торговли и путников.

Дионис – покровитель растительности, виноградарства и виноделия.

Боги низшего ранга имели полубожественный статус и были смертны. Например, Геракл как сын Зевса и земной женщины Алкмены. Властелином царства мёртвых был Аид.

Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм – обожествление человека, представление о богах как сильных, бессместрных и вечно молодых людях.

Делом государственной важности у древних греков было совершенствование обрядовых культов: возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, пение торжественных гимнов и молитв, религиозных плясок.

Говоря о доминантах греческой культуры отметим мифологию. Наиболее характерными являются земледельческие мифы, олицетворяющие посев, прорастание зерна, обряды земледельцев. Интересны мифы о борьбе между богами, о происхождении людей, о появлении богов-титанов, героев от брака богов с людьми (Геракл – совершил 12 подвигов; Прометей – принёс людям огонь, разум, знания; Афина – ввела оливковое дерево; Деметра – ввела хлебные злаки; Дионис – ввёл виноградарство, виноделие; Гермес – изобрёл меры и весы, числа и письма; Аполлон – обучал людей поэзии, музыке)

Полулегендарным является образ Гомера – автора «Илиады» и «Одиссеи».

В греческой культуре понимание сущности, назначения, места рабства позволяют больше понять идеологию, мировосприятие, философию античного общества. Отношение рабов и рабовладельцев составляли основу всех других, в том числе и экономических отношений. Античные философы – Аристотель, Платон, ритор Либания (VIв. н.э.).

Наличие рабства представляли естественным явлением, поскольку в мире, утверждали они, одно подчинено другому.