Билет №30 Основные религиозно-философские системы Южной Азии (индуизм, буддизм, джайнизм).
В первую очередь следует определить тот регион, о котором пойдёт речь. Южная Азия – это полуостров Индостан и прилегающие территории. Исторически в этом регионе складываются следующие религиозно-философские системы: индуизм, буддизм, джайнизм, движение адживиков, «6 даршан»5.
Буддизм
-
Буддизм возник в Древней Индии в VI-V вв. до н.э.
-
Основатель - Сиддхартха Гаутама (623-544 гг.; Шакьямуни – мудрец из рода шакьев)
-
Центральные принципы буддизма:
«четыре благородные истины»
Жизнь полна страданий; причина страданий – желание; страдания могут быть прекращены; есть путь прекращения страданий «восьмеричный путь».
«восьмеричный путь»
Праведные воззрения и устремления, праведная речь, праведное поведение, праведный образ жизни, праведное усердие, праведное сознание и самоуглубление.
Понятия «карма» и «нирвана»
Карма – нравственный результат всех деяний человека, определяет характер его нового рождения.
Нирвана (санскр. - угасание) – это состояние духовного блаженства, которое свободно от низменных привязанностей и лишено признаков чувственного.
«срединный путь»
Будда призывал людей к умеренности, к избеганию крайностей.
Понятие «сансара» - круг перерождений
-
«триратна » - три сокровища:
Будда (которых известно 27)
Дхарма (учение)
Сангха (община последователей)
-
В буддизме различают 2 течения: Хинаяна – малая колесница (тхеравада), Махаяна - большая колесница. Первое представлено в странах Юго-Восточной Азии и на Шри-Ланке. Второе – Китай, включая Тибет, и Япония.
-
Буддизм относится к неортодоксальным учениям Индии, то есть к тем, которые не признают авторитет Вед. Наряду с буддизмом, неортодоксальными являются: джайнизм, чарвака-локаята.
Джайнизм
-
Возникло приблизительно в IV в. до н.э.
-
Основатель – Вардхамана Махавира (по прозвищу Джина)
-
Представление о существовании двух субстанций – живой (джива), неживой (аджива). Душу (живую) надо совершенствовать, избавляя от кармы, дабы достичь нирваны. Способ достижения – «триратна» : совершенное воззрение, знание и поведение. Также к нирване ведет путь выполнения 5 «великих заповедей»: ненасилие, справедливость, неприсвоение чужого, соблюдение целомудрия, нестяжательство.
-
Принцип аскетизма
Индуизм
-
Индуизм возник как результат синтеза многих учений: буддизма, джайнизма, движения адживиков, традиционной религиозной системы (ведической).
-
Оформление индуизма произошло в первых вв.н.э.
-
Ведущая роль в индуизме принадлежит тройственному культу «тримурти», который отражает три ипостаси Творца Мира: Создателя (Брахма), Хранителя (Вишну), Разрушителя (Шиву).
Учение о круге перерождений души и законе воздаяния играют важную роль в индуизме.
Джайнизм – возник на территории Индии в 6ом тысячелетия до н.э. Является ответвлением от брахманизма. Основная цель: с помощью наставника прекратить приток кармы и добиться ее отмирания. А затем отпадения. В итоге необходимо достичь освобождения.
Индуизм: основан в Индии в конце первого тысячелетия на стыке конфликта брахманизма и буддизма. Главнейшими понятиями индуизма являются атман (индивидуальная душа) и брахман (вселенская душа). Они не связаны ни с временем и пространством, ни с причинно-следственными отношениями. Атман и брахман противостоят природе (пракрита), развивающейся во времени и пространстве по законам причинно-следственных отношений. Согласно индуизму, конечная цель всякого прогресса - это освобождение атмана от природы и слияние его с брахманом. Связь души с природой регулируется законом кармы, сущность которого сводится к следующему: атман, став "живой" душой, воплощенной и тоже какого-либо живого существа, совершает действия, хорошие или дурные. Может перерасти в мировую религию из-за кришноитов.
623-544 жил Будда, из клана Шакьев (Сиддхартха Гаутама)
В 29летнем возрасте отправился в странствия (жена, ребенок) – 4 ипостаси
Аскет – находит путь (просветление под деревом Бодхи)
Конечная цель – разорвать цепь перерождений, улучшая карму, уйти от сансарического мира
Хинаяна – Малая колесница
Махаяна – Большая Колесница
Будд может быть много, мир перерождается. Будда показывает путь к нирване.
- Билет №2 Язык и текст как основные источники данных для востоковеда
- Билет №3 Генетическая классификация языков стран Азии и Африки.
- Билет №4 Миф, эпос, фольклор.
- Билет №5 Основные задачи и понятия текстологии.
- Билет №6 Источниковедение и историография.
- Билет №7 Формационный и цивилизационный подходы в исторических исследованиях.
- Билет № 8.Отечественное востоковедение в 18-19 вв.
- Билет № 10.Основные этапы истории Восточного факультета.
- Билет №11 Понятие «этнического» в отечественной и западной традициях.
- Билет №12 Структура этнической культуры.
- Билет №13 Синхронные и диахронные исследования этнических культур
- Билет № 14 Метафизика, нумерология и картина мира в древних культурах
- Билет № 15 Роль этнопсихологии в изучении культур Азии и Африки
- Билет № 16 Мировые, национальные, государственные религии.
- Государственная Религия
- Билет № 17 Восток как родина мировых религий.
- Билет №18 Основные положения буддизма
- Билет №19 Основные положения ислама.
- Билет № 20 Что роднит социально-культурную антропологию
- Билет № 21 Включенное (участвующее) наблюдение как основной метод социально-культурной антропологии.
- Билет №22 Политическая антропология как субдисциплина социально-культурной антропологии.
- Билет № 23Антропология права как субдисциплина социально-культурной антропологии.
- Билет №24 Основные школы геополитики.
- Билет №25 Понятие «парадигма» и «код» («кодекс») геополитического развития.
- Билет № 26 Геополитическая доктрина евразийства(н.С.Тубецкой,п.М.Савицкий,г.В.Вернадский и др.)
- Билет № 27 Языковая ситуация в Южной Азии
- Билет №28 Протоиндийская (хараппская) цивилизация.
- Билет № 29 Индоарийская миграция на территорию Южной Азии (хронология; общий характер). Влияние древних Ариев на социальную организацию и культуру древнеиндийского общества.
- Билет №30 Основные религиозно-философские системы Южной Азии (индуизм, буддизм, джайнизм).
- Билет № 31 Древнеиндийская (санскритская) литература 1 тысячелетия н.Э. (драматургия, поэзия, проза, научная литература).
- Билет № 32 Ригведа - древнейший культурный текст Южной Азии. Состав и содержание Ригведы. Ведийская мифология.
- Билет № 33 Особенности Восточной Азии как историко-культурного региона.
- Билет № 34 Религиозный синкретизм в странах Восточной Азии.
- Билет № 35 Колониальные владения в юва.
- Билет № 36 асеан: история и современность.
- Билет № 37 Географическая и историческая характеристика термина «Центральная Азия».
- Билет № 38 Основные религиозные системы в Центральной Азии, памятники, связанные с ними.
- Билет № 39Характеристика этнолингвистической ситуации в регионе Центральной Азии.
- Билет № 40 Характеристика специфики формы правления, государственного устройства и социально-экономического развития одного из государств региона Центральной Азии (по выбору студента).
- Билет № 42 Основные направления и этапы распространения арабско-мусульманской культуры.
- Билет № 43 Культурные процессы в мире ислама в эпоху Омейядов, Абассидов.
- Билет № 45 Роль антропогенного фактора в распределении и использовании природных ресурсов на Африканском континенте.
- Билет № 46 Общая характеристика включенности Африки в общемировой хозяйственный процесс.
- Билет № 47 особенности социально-экономического и политического развития в странах Африки.
- Билет № 48 Этноконфессиональная ситуация в странах Африки.
- Билет № 49 Роль заимствований в материальной культуре и духовной культуре стран Африки.
- Билет № 50 Основные этапы и особеннгости этногенеза в Африке.
- Билет № 51 прикладное востоковедение в истории внешнеполитической службы России.
- Билет № 52 прикладное востоковедение в истории военной службы России.
- Билет № 53 прикладное востоковедение в истории миссионерской службы России.
- Билет № 54 прикладное востоковедение в ссср.
- Билет № 55 Прикладное востоковедение сегодня.