4.1.Структура информационного потенциала общества
Для успешного развития процесса информатизации общества, который, как уже отмечалось ранее во второй главе, представляет собою ни что иное, как социотехнологическую революцию, недостаточно иметь в стране только развитые информационные ресурсы. Необходимо также иметь инструментальные средства и социальные условия, которые создавали бы возможности для широкомасштабного и эффективного использования информационных ресурсов во всех областях социальной активности населения. Именно эти средства и условия и образуют в своей совокупности то новое качество, которое мы будем в дальнейшем называть информационным потенциалом общества.
Под информационным потенциалом общества мы в дальнейшем будем понимать всю совокупность средств, методов и условий, позволяющих активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы.
В эту совокупность должны быть включены не только все инструментальные средства информационной техносферы (технические и программные средства информатики и вычислительной техники, средства информационной коммуникации и информационные технологии), но также средства, методы и социальные структуры, содействующие воспроизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры общества, его интеллектуального потенциала.
Таким образом, в понятие «информационный потенциал общества» предлагается включить не только весь индустриально-технологический комплекс средств информатики той или иной страны, но и сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций и социальных институтов, деятельность которых содействует активизации и эффективному использованию информационных ресурсов, а также подготовке для этих целей необходимого количества специалистов соответствующей квалификации.
Стратегическое значение развития
информационного потенциала общества
Понятие «информационный потенциал общества» было впервые предложено автором настоящей монографии еще в 1993 году [69] и с тех пор стало все более широко применяться в отечественной научной литературе [70,122,126].
Нам еще предстоит разработать необходимый понятийный и методологический аппарат для анализа структуры, динамики и закономерностей формирования информационного потенциала общества. Однако уже сейчас совершенно очевидна необходимость целенаправленных исследований в этой области, так как на современном этапе развития цивилизации информационный потенциал государства становится таким же важным экономическим и социальным фактором развития, как энергетический, промышленный и оборонный потенциалы, численность и образовательный уровень населения.
Одна из ключевых проблем данного направления исследований заключается в создании научно обоснованной методологии формирования и развития инфосферы, т. е. информационной техносферы и информационной среды общества, которые смогли бы удовлетворить его быстро возрастающие информационные потребности. Главными в этой проблеме являются следующие четыре крупномасштабных задачи:
• проведение системных исследований для определения оптимальной структуры и стратегии развития национального парка средств вычислительной техники и информатики, которые необходимы для решения задач социально-экономического, научного и культурного развития конкретной страны, ее регионов и сфер деятельности людей;
• организация автоматизированного проектирования и массового промышленного производства высоконадежных средств вычислительной техники, персональной информатики и связи, а также их программного обеспечения;
• создание и развитие интегрированной телекоммуникационной среды общества на основе спутниковых и оптоволоконных систем связи и перспективных информационных технологий их использования, обеспечивающих информационное взаимодействие с соответствующими международными системами и гарантирующих оперативный удаленный доступ абонентов к центрам хранения информационных ресурсов;
• организация промышленного производства и внедрения перспективных средств подготовки и распространения массовой информации (цифрового многопрограммного телевидения высокой четкости, стереофонического радиовещания, настольных издательских и копировальных систем, средств ввода/вывода и обработки изображений и т. п.).
Только развитие и широкомасштабное внедрение перечисленных выше средств информатизации позволит снизить остроту проблемы «информационного бума», которая сейчас принципиально не может быть решена за счет дальнейшего увеличения количества работников информационной сферы. Доля таких работников в США уже превышает 60% от общего количества занятых, а аналогичный показатель для региона бывшего СССР составляет 40%.
- К. К. Колин
- Предисловие
- Введение
- Главаi предмет и задачи учебного курса «социальная информатика»
- 1.1.Состояние и тенденции развития курса информатики для системы образования
- 1.2.Современное представление о предмете информатики
- 1.3.Научно-методологические проблемы развития социальной информатики
- 1.4.Современная структура предметной области социальной информатики
- 1.5.Конгресс юнеско о новых принципах изучения информатики в системе образования
- 1.6. Опыт России в изучении курсе социальной информатики в системе высшего образования
- Глава 2роль информации в развитии общества
- 2.1.История развития цивилизации и основные информационные революции
- 2.2.Информатизация общества как глобальный процесс
- 2.3.Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества
- 2.4.Информационные технологии -катализатор процесса развития современного общества
- 2.5.Информатизация общества и проблемы образования
- 2.6.Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности
- Глава III информационные ресурсы общества
- 3.1.Виды и классификация информационных ресурсов
- 3.2.Информационная инфраструктура общества
- 3.3.Информационные продукты и услуги
- 3.4.Информационный рынок
- 3.5.Государственная политика в области информационных ресурсов
- 3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
- Глава IV информационный потенциал общества
- 4.1.Структура информационного потенциала общества
- 4.2.Информационная техносфера
- Техносферы в развитых странах на 1997 год
- 4.3.Информационно-телекоммуникационные системы и технологии
- 4.4.Информационная культура общества
- Глава vинформационное общество
- 5.1.Основные черты информационного общества
- 5.2.Информационная экономика
- 5.3.Технологии информационного общества
- 5.4.Путь России к информационному обществу
- 5.5.Новая информационная среда обитания
- 5.6. Информационные проблемы национальной безопасности
- 5.7.Информационная безопасность
- 5.8.Информационная война
- Глава VI человек в информационном обществе
- 6.I.Информационный образ жизни
- 6.2.Информационное неравенство
- 6.3.Информационные аспекты творчества и развивающее образование
- 6.4. Информационная свобода личности
- 6.5. Информационная преступность
- 6.6. Проблема информационно-психологической безопасности
- Заключение
- Литература
- Словарь основных терминов
- Глава 1. Предмет и задачи учебного курса
- Глава 2. Роль информации в развитии общества
- Глава 3. Информационные ресурсы общества
- Глава 4. Информационный потенциал общества
- Глава 5. Информационное общество
- Глава 6. Человек в информационном обществе
- Приложение социальная информатика базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования
- 1. Введение
- 1.1. Назначение курса «Социальная информатика»
- 1.2. Ожидаемые результаты
- 1.3. Основные принципы формирования содержания учебного курса
- 1.4. Принципиальные особенности базовой программы курса «Социальная информатика»
- 2. Состав и общая структура программы
- 2.1. Модульная структура программы
- 2.2. Краткое содержание проблемных модулей
- 2.3. Типовая структура проблемных модулей
- 3. Структура и содержание проблемных модулей
- 3.1. Проблемный модуль №1 «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»
- 3.1.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.1.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.2. Проблемный модуль №2 «Роль информации
- 3.2.1. Педагогические задачи модуля
- 3.2.2. Основные проблемные блоки
- 3.2.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.2.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3. Проблемный модуль № 3
- 3.3.1. Педагогические задачи модуля
- 3.3.2. Основные проблемные блоки
- 3.3.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.3.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.4. Проблемный модуль №4
- 3.4.1. Педагогические задачи
- 3.4.2. Основные проблемные блоки
- 3.4.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.4.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.5. Проблемный модуль №5 «Информационное общество»
- 3.5.1. Педагогические задачи
- 3.5.2. Основные проблемные блоки
- 3.5.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.6. Проблемный модуль №6 «Человек в информационном
- 3.6.1. Педагогические задачи
- 3.6.2. Основные проблемные блоки
- 3.6.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.6.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.6.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.7. Проблемный модуль №7 «Информационная цивилизация»
- 3.7.1. Педагогические задачи
- 3.7.2. Основные проблемные блоки
- 3.7.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.7.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.7.5. Краткое содержание дополнительных проблемных модулей
- 4. Список литературы по курсу
- Глава I предмет и задачи учебного курса «социальная информатика» 9