4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
Религиозные верования Древнего Рима обнаруживают значительное сходство с культами, сложившимися ранее у других народов. Здесь распространены антропоморфные божества - такие, как Юпитер, Венера, Марс, Минерва, Вулкан и т.д. Фактически эти римские божества ничто иное, как греческие заимствования, поменявшие свою «прописку» и имя (греческий Зевс стал Юпитером, Афродита – Венерой, Арес – Марсом, Афина - Минервой и т.д.). Значительным влиянием пользуются в Риме и восточные мистические культы, приводившие к почитанию таких богов как Исида, Кибела, Митра и т.д. У римлян, вероятно, чувство практицизма, зачастую оказывалось сильнее религиозности, только этим можно объяснить тот факт, что, завоевывая чужие земли и культуры, римляне «переселяли» к себе и чужих богов, строили им храмы и святилища («на всякий случай», чтобы получить мистическое покровительство).
Совершение культов у римлян в целом так же отличается некоторым формализмом и утилитаризмом. Так, все культовые функции в Риме были разделены между жрецами, объединенными в коллегии (например, коллегии жрецов-предсказателей или жрецов-понтификов, осуществлявших надзор за другими жрецами), что скорее способствовало упорядочиванию и систематизации религиозных действий, нежели развитию истинного чувства святости и преклонения перед высшими силами.
В период империи происходит некоторое «сращение» религиозной и политической жизни. Так, при императоре Августе проведены религиозные преобразования, связанные в частности с формированием культа императора. В имперский период Рима распространяется так же культ богини Ромы (покровительницы великой Римской империи).
Впрочем, нельзя утверждать, что все римские божества имеют исключительно заимствованный характер. Целый ряд богов и духов, кстати, особо почитаемых в древнем Риме достались им в наследство от предков. Так, в Риме было распространено поклонение манам (душам умерших), гениям (духам-покровителям мужчин), пенатам ( покровителям дома и всего народа); известны так же злые духи - ларвы (души непогребённых покойников), лемуры (призраки мертвецов, преследующих людей) и т.д. Среди божеств, имевших, вероятно латино-этрусское происхождение так же двуликий Янус и знаменитая Веста (богиня покровительница домашнего очага).
Утверждая практицизм римлян в вопросах религии, нельзя забывать о том, что мы обращаемся к древней культуре, поэтому роль религии в жизни общества, тем не менее, очень значительна. Так, в эпоху Республики народное собрание могло состояться только при благоприятной погоде и при совершении гаданий; большинство сделок и серьезных политических начинаний начинались так же с гаданий и молебнов. Доклады по религиозным вопросам зачитывались в Сенате первыми. Весталки (жрицы богини Весты - девочки, выбиравшиеся из лучших семей Рима и служившие в течение 30 лет богине Весте) пользовались необыкновенным почетом и уважением в обществе, их присутствие в доме считалось залогом покровительства великой богини.
Вероятно, рассматривая древнеримскую религиозность, правильнее применять к этому феномену понятие мистицизм, выражавшийся в поклонении духам и древнейшим божествам-покровителям, в огромной роли гаданий и предсказаний в обществе, в стремлении «позаимствовать» божеств завоеванных территорий. С другой стороны обязательно надо учитывать характерный во всем для римлян практицизм и утилитаризм, проявлявшийся даже в свершении религиозного культа. Последний выражается в специфических отношениях с богами (носивших зачастую характер юридических сделок), в фактическом обожествлении (решением Сената!) императоров, отношении к заимствованным из других культур богам.
В ситуации фактической безрелигиозности и расцветавшего мистицизма наилучшим выходом для Римской культуры стал путь индивидуального спасения и идея единобожия, предложенные христианством. Изначально монотеизм, идея мессии – спасителя мира, нравственные установки новой религии послужили причиной гонений на ранних христиан в Риме. Однако уже в 313 г., согласно декрету императора Константина, христианство получило статус официальной религии Рима.
- Культурология
- Раздел I. Понятие культуры. Основные этапы культурного развития человечества
- Глава 1. Предмет и основные понятия культурологического знания
- 1. 1. Становление и развитие культурологического знания. Культурология как интегративная дисциплина
- 1. 2. Понятие культуры. Культура как пространство смысла
- 1.3. Семиотическое поле культуры
- 1.4. Понятие культурной динамики
- 1.5. Понятие типологии культуры
- Глава 2. Первобытная культура
- 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
- 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы
- 2.3. Особенности первобытного искусства
- Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
- 3.1. Культура Месопотамии
- 3.2. Культура Древнего Египта
- 3.3. Культура Древней Индии
- Глава 4. Античная культура
- 1.1. Древнегреческая культура
- 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
- 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
- 4.1.3. Древнегреческая мифология
- 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
- 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
- 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
- 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
- 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
- 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
- Глава 5. Христианство
- Возникновение христианства
- 5.2 Вселенские соборы.
- 5.3 Условия и причины раскола христианства
- 5.4 Особенности православного вероучения и культа.
- ГЛава 6. Культура Византии
- 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
- 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
- 6.3. Художественная культура Византии.
- Глава 7. Культура западноевропейского средневековья
- 7. 1. Периоды развития культуры западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
- 7. 2. Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
- 7.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
- 7. 4. Романский и готический стиль в средневековой культуре
- Глава 8. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8. 1. Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
- 8.2. Гуманизм эпохи Возрождения
- 8.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
- Искусство Итальянского Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- 4. Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
- 8. 5. Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
- Глава 9. Европейская культура нового времени
- 9.1. Картина мира Нового времени. Становление рационалистического мировоззрения
- 9. 2. Наука как феномен культуры. Классическая наука Нового времени
- 9. 3. Особенности культуры эпохи Просвещения
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 10. Стили и направления в искусстве нового времени
- 10. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
- 10. 2. Эстетизм рококо
- 10. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
- 10. 4. Реалистические тенденции в культуре Нового времени
- 10.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 11. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
- Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
- Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
- Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
- 11.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
- Глава 12. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 12.2. Христианизация восточных славян
- 12.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 12.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 13. Русская культура
- 13.1. Культура Московского государства
- 13.2. Культура Петербургского периода
- 13.3. Золотой век русской культуры
- Глава 14. Особенности БелорусскОй культурЫ
- 14.1. Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 14.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 14.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 15. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 15.2. Культура послереволюционной России
- 15.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 15.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 15.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 16. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 16.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 16.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 16.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур
- Раздел 3. Основы современной культуры
- Глава 17. Основные тенденции развития культуры в хх веке
- 17.1. Картина мира и мировоззренческие проблемы культуры хх века
- 2. Проблема массовости и элитарности в современной культуре
- Роль средств массовой коммуникации (смк) в развитии современной культуры и феномен манипулирования сознанием
- 4. Хх век и социально-культурное расслоение общества: субкультуры, контркультуры, маргинальные культурные образования
- Глава 18. Модернизм и постмодернизм в современной культуре
- 18. 1. Мировоззрение эпохи модернизма. Основные направления искусства авангарда
- 18.2. Ситуация постмодерна в культуре конца хх в.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 19 (вместо заключения). Современный мир: глобализация или столкновение цивилизаций?