3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
Цели и задачи правового регулирования в
области информационных ресурсов
Информационные ресурсы сегодня признаются в качестве одного из важнейших ресурсов страны. Поэтому во всех развитых странах мира они являются объектом особого внимания, контроля и управления со стороны государства. Так, например, в США в настоящее время действует специальная федеральная программа «Национальная информационная инфраструктура», которой руководит вице-президент Альберт Гор. Главными приоритетами этой программы являются следующие виды национальных информационных ресурсов:
• государственные информационные ресурсы, создаваемые на основе правительственной информации;
• библиотечные информационные ресурсы;
• информационные ресурсы в сфере образования, здравоохранения и экологии.
Реализация этой программы должна обеспечить государственную поддержку производителей указанных выше видов ресурсов, а также обеспечение доступа к ним массового пользователя на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий.
Аналогичная программа «Европейская информационная инфраструктура» принята и Европейским союзом. При этом вице-президент США А. Гор выступил с инициативой создания глобальной информационной инфраструктуры, целью которой является максимальное развитие мировых информационных коммуникаций. Создание такой структуры по оценке американских специалистов обеспечит не только экспансию американских информационных продуктов, услуг и технологий в глобальном масштабе, что сулит для США немалые экономические выгоды. Гораздо важнее другое — гегемония США в новом мировом информационном пространстве гарантирует им и стратегическое превосходство в политической области. Ведь давно известно, что тот, кто владеет информацией, владеет миром.
Таким образом, главной целью государственной политики любой страны в информационной сфере на современном этапе является создание благоприятных условий для ее максимального развития, поддержки производства информационных продуктов и их продвижения как на внутренний, так и на внешний рынок. Важным средством для достижения этой цели является правовое регулирование в области информационных ресурсов.
Основными задачами правового регулирования в этой области являются:
• упорядочение имущественных отношений в области информационных ресурсов, юридическая защита прав собственности на эти ресурсы государственных, общественных и коммерческих структур, а также физических лиц;
• распределение полномочий и ответственности в области информационных ресурсов между федеральными органами государственной власти и субъектами федерации;
• обеспечение формирования государственных информационных ресурсов страны и выделение необходимого для этого финансирования;
• содействие развитию внутреннего и внешнего рынка информационных продуктов и услуг путем создания благоприятствующей этому правовой базы;
• обеспечение сохранности государственной и коммерческой тайны, а также информационной безопасности страны и ее граждан.
Одной из серьезных правовых проблем в области информационных ресурсов является проблема преодоления необоснованного монополизма на информацию со стороны отдельных государственных органов, министерств и ведомств. Эта проблема, конечно же, не нова. Она была всегда и сохранится впредь, по крайней мере до тех пор, пока обществом будет управлять бюрократия. Ведь монополия на информацию всегда дает ее обладателям значительные материальные выгоды или же политические преимущества. Поэтому, решая эту проблему, нельзя обольщаться. Реалистический подход здесь состоит в том, чтобы не пытаться ликвидировать эту проблему полностью, а в том, чтобы ослабить ее влияние.
Другими словами, уровень экономических и социальных диспропорций, который обусловлен влиянием данной проблемы, должен быть таким, чтобы он не наносил существенного ущерба стратегическим интересам государства и общества.
Одной из эффективных мер борьбы с монополией на информацию является децентрализация системы информирования общества. Она может проявляться в виде демонополизации информационных фондов, а также средств массовой информации (печати, радио, телевидения, киностудий). В эффективности этой меры мы сегодня убеждаемся в своей повседневной практике. Можно что угодно говорить об ангажированности отдельных газет или каналов российского телевидения. Однако вряд ли кто может оспорить тот факт, что сегодня мы являемся гораздо более информированными о происходящих в стране и за рубежом событиях, чем это было при тоталитарном режиме, где правом на информацию обладали лишь государственные органы.
И это произошло благодаря тому, что сегодня граждане России имеют реальную возможность получать информацию из нескольких источников.
Законодательные и нормативные акты России
в области информационных ресурсов
Информационное законодательство России начало формироваться в середине 90-х годов XX века и в настоящее время еще находится в стадии становления. Помимо уже упоминавшегося ранее федерального закона
«Об информации, информатизации и защите информации» в нашей стране сегодня действует еще целый ряд законодательных и нормативных актов, которые и составляют правовую основу деятельности государства, а также юридических и физических лиц в области информационных ресурсов.
В числе этих документов необходимо отметить следующие:
• федеральный закон «О библиотечном деле», принятый Государственной Думой 23.11.1994 г.
• федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» (23.12.1994г.);
• постановление Правительства РФ от 01.12.1994г. «Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации»;
• положение о Российском государственном историческом архиве;
• федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене».
В настоящее время подготовлены и рассматриваются Государственной Думой России проекты законов о защите персональной и коммерческой тайны. Начата подготовка законопроектов «Об информационном обеспечении органов государственной власти» и «Об электронной цифровой подписи». Однако всех этих правовых актов для нормального функционирования общества в новой информационной среде, конечно же, еще недостаточно. Остро необходимы законодательные акты, которые должны обеспечить:
• правовое регулирование процессов функционирования российских сегментов международных глобальных информационных систем и в первую очередь — сети ИНТЕРНЕТ;
• охрану прав потребителей информационных продуктов и услуг;
• защиту населения России от вредного воздействия отдельных видов информационной продукции;
• правовую основу применения новых информационно-телекоммуникационных технологий в таких сферах,
как дистанционное обучение, медицина, досуг населения и т. п.
Таким образом, проблема правового регулирования в сфере формирования и использования информационных ресурсов в настоящее время находится в России еще в начальной стадии своего решения. Многое здесь зависит от уровня развития информационной культуры общества, которая должна стимулировать развитие его информационных потребностей.
- К. К. Колин
- Предисловие
- Введение
- Главаi предмет и задачи учебного курса «социальная информатика»
- 1.1.Состояние и тенденции развития курса информатики для системы образования
- 1.2.Современное представление о предмете информатики
- 1.3.Научно-методологические проблемы развития социальной информатики
- 1.4.Современная структура предметной области социальной информатики
- 1.5.Конгресс юнеско о новых принципах изучения информатики в системе образования
- 1.6. Опыт России в изучении курсе социальной информатики в системе высшего образования
- Глава 2роль информации в развитии общества
- 2.1.История развития цивилизации и основные информационные революции
- 2.2.Информатизация общества как глобальный процесс
- 2.3.Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества
- 2.4.Информационные технологии -катализатор процесса развития современного общества
- 2.5.Информатизация общества и проблемы образования
- 2.6.Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности
- Глава III информационные ресурсы общества
- 3.1.Виды и классификация информационных ресурсов
- 3.2.Информационная инфраструктура общества
- 3.3.Информационные продукты и услуги
- 3.4.Информационный рынок
- 3.5.Государственная политика в области информационных ресурсов
- 3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
- Глава IV информационный потенциал общества
- 4.1.Структура информационного потенциала общества
- 4.2.Информационная техносфера
- Техносферы в развитых странах на 1997 год
- 4.3.Информационно-телекоммуникационные системы и технологии
- 4.4.Информационная культура общества
- Глава vинформационное общество
- 5.1.Основные черты информационного общества
- 5.2.Информационная экономика
- 5.3.Технологии информационного общества
- 5.4.Путь России к информационному обществу
- 5.5.Новая информационная среда обитания
- 5.6. Информационные проблемы национальной безопасности
- 5.7.Информационная безопасность
- 5.8.Информационная война
- Глава VI человек в информационном обществе
- 6.I.Информационный образ жизни
- 6.2.Информационное неравенство
- 6.3.Информационные аспекты творчества и развивающее образование
- 6.4. Информационная свобода личности
- 6.5. Информационная преступность
- 6.6. Проблема информационно-психологической безопасности
- Заключение
- Литература
- Словарь основных терминов
- Глава 1. Предмет и задачи учебного курса
- Глава 2. Роль информации в развитии общества
- Глава 3. Информационные ресурсы общества
- Глава 4. Информационный потенциал общества
- Глава 5. Информационное общество
- Глава 6. Человек в информационном обществе
- Приложение социальная информатика базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования
- 1. Введение
- 1.1. Назначение курса «Социальная информатика»
- 1.2. Ожидаемые результаты
- 1.3. Основные принципы формирования содержания учебного курса
- 1.4. Принципиальные особенности базовой программы курса «Социальная информатика»
- 2. Состав и общая структура программы
- 2.1. Модульная структура программы
- 2.2. Краткое содержание проблемных модулей
- 2.3. Типовая структура проблемных модулей
- 3. Структура и содержание проблемных модулей
- 3.1. Проблемный модуль №1 «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»
- 3.1.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.1.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.2. Проблемный модуль №2 «Роль информации
- 3.2.1. Педагогические задачи модуля
- 3.2.2. Основные проблемные блоки
- 3.2.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.2.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3. Проблемный модуль № 3
- 3.3.1. Педагогические задачи модуля
- 3.3.2. Основные проблемные блоки
- 3.3.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.3.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.4. Проблемный модуль №4
- 3.4.1. Педагогические задачи
- 3.4.2. Основные проблемные блоки
- 3.4.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.4.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.5. Проблемный модуль №5 «Информационное общество»
- 3.5.1. Педагогические задачи
- 3.5.2. Основные проблемные блоки
- 3.5.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.6. Проблемный модуль №6 «Человек в информационном
- 3.6.1. Педагогические задачи
- 3.6.2. Основные проблемные блоки
- 3.6.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.6.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.6.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.7. Проблемный модуль №7 «Информационная цивилизация»
- 3.7.1. Педагогические задачи
- 3.7.2. Основные проблемные блоки
- 3.7.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.7.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.7.5. Краткое содержание дополнительных проблемных модулей
- 4. Список литературы по курсу
- Глава I предмет и задачи учебного курса «социальная информатика» 9