logo
Вопросы по Антипову

Эпоха Комнинов (1057 - 1204 г.)

Свое название комниновский период в византийской истории получил по имени правящей династии Комнинов (1081–1185 гг). Несмотря на то, что династия пресеклась за 19 лет до завоевания Константинополя крестоносцами и ее сменили династии Ангелов и Дуков, весь период до 1204 принято называть комниновским.

В искусстве комниновского периода доминирует утонченный и изысканный стиль, воплотивший в себе основные принципы византинизма. Центральные памятники комниновского искусства: мозаики церкви Успения монастыря Дафни (близ Афин) (ок. 1100 г.), Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (1114–1115 гг.), церкви Успения в Никее, в Софии Константинопольской, фрески монастыря Иоанна Евангелиста на Патмосе (нач. XII в.), фрески Дмитриевского собора во Владимире (посл. четв. XII в.), фрески церквей в Амасгу и Асину на Кипре, знаменитая икона — святыня Русского государства — Владимирская икона Божьей Матери (ок. сер. XII в.).

На всех памятниках этого периода лежит особая печать утонченной красоты, интеллектуализма, аристократической избранности. Античное чувство формы, пропорций, статуарности в искусстве комниновского периода безупречны, однако служат требованиям максимального одухотворения формы, материи, доходящего в ряде памятников до наивысшего своего напряжения (длинные изломанные фигуры, взвихряющиеся одежды, сложные ракурсы — во фресках церкви св. Георгия в Курбинове, Македония).

В XII-XIII веках византийское искусство находит свои самые совершенные типы и самые идеальные формы, находит свой художественный язык, утверждается торжественный византийский стиль, черты которого получают полную завершённость и в мозаиках, и в иконах, и в миниатюрах. Художественным идеалом становится сильнейшее одухотворение классических чувственных форм.

Излюбленным у византийских художников становится особый физиогномический тип, благородный и строгий, с продлговатым овалом, миндалевидными восточными глазами и удлинённым тонким носом. Нет энергичных жестикуляций и подвижности поз. Фигуры, не связанные друг с другом, представлены в фас или в чинных, едва заметных поворотах. Причём пропорции верны, и движения отличаются естественностью с налётом сакраментальности. Отсутствует какое-либо напряжение. Драпировки одежд похожи на на складки античных хитонов., однако лишены индивидуальности и кажутся неосязаемыми. Фигуры в них подчёркнуто лёгкие и "парящие", как бы независимые от земного притяжения. Они возникают в особом простаранстве, созданном золотым фоном, неконкретном и кажущемся беспредельным. Золотой фон по средневековой символике является светом, поэтому в композициях нет видимого света, как нет и теней -

Важной особенностью комниновского периода было расширение ареала распространения византийской культуры: византийские мастера работают на Руси, где рядом с чисто греческими памятниками создается искусство, окрашенное специфически русскими чертами (фрески Софии Новгородской, Николо-Дворищенского собора и Антониева монастыря в Новгороде), в Италии: в Венеции, где строится и украшается мозаиками собор Сан-Марко, в Торчелло, в Триесте, в Равенне (базилика св. Урсиана), в Палермо на Сицилии (мозаики Палатинской капеллы), в Чефалу. Под непосредственным влиянием Византии находятся Болгария (фрески в монастыре Бачково), Сербия, его испытывают европейские страны.