4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
Продолжателем традиций и устремлений культуры античной Греции и, вместе с тем, совершенно самостоятельным и особенным государством является Древний Рим. Выше уже говорилось о том, что римляне очень многое переняли от греков в плане искусства, воспитания подрастающего поколения, мифологии и т.д., однако, ценностные установки, идеалы и предпочтения древнеримской культуры существенно отличались от античных греков.
4.2.1. Общая характеристика культуры Древнего Рима
Начала культуры Античного Рима восходят еще к древнейшей культуре этрусков, которая развивалась в 1 тыс. до н.э. на северо-западе Аппенинского полуострова. Этруски испытывали на себе влияние древних греков, вероятно, поэтому их мифологические персонажи, искусство (архитектура и скульптура) во многом схожи с древнегреческими; однако, этруски заимствовали многое и из восточных культур (в частности, у них сложился развитый загробный культ и особый страх перед душами умерших). К 6 в. до н.э. былое могущество этрусков стало существенно ослабляться и к 280 г. до н. э. они полностью теряют самостоятельность, подчинившись Риму.
Собственно Рим создается в 753 г. до н.э. как город-государство греческого типа. Постепенно из обычного города-полиса он перерастает в крупный социально-политический центр, объединивший окрестные города, поселки и племена.
С возникновением города Рима связана знаменитая легенда о его основателях Ромуле и Реме. Она гласит, что после разрушения ахейцами Трои, некоторые ее защитники во главе с Энеем бежали и прибыли в Лаций (территория в центр. части Аппенинского п-ова, где жили латины), царь которых отдал Энею в жены свою дочь. Впоследствии их потомок - Рея Сильвия - родила от бога войны Марса двух близнецов, но вероломный царь, захвативший в этот период власть, приказал бросить детей в реку Тибр. Волны выбросили детей на берег, где их подобрала и вскормила своим молоком волчица, посланная Марсом. Затем детей взял к себе царский пастух и назвал их Ромулом и Ремом. Повзрослев, они узнали тайну своего рождения, свергли жестокого тирана, который хотел с ними покончить, вернули своему деду Нумитору законную власть, а сами решили основать город на том месте, где были Тибром выброшены на берег (на Палатинском холме). Построив город, братья заспорили, кому в нем править, между ними завязалась ссора, в результате которой Ромул убил Рема, и город был назван в честь первого правителя Ромула.
Уже с 5 в. до н.э. Рим начинает активную завоевательную политику, подчинив себе весь Аппенинский полуостров, а затем Грецию, Восточное Средиземноморье, Карфаген. Этот этап древнеримской истории, продолжавшийся до конца 30-х годов до н.э. получил названия периода Республики.
На этом этапе происходит переход от мелкого к крупному землепользованию, укрепление рабовладельческого строя. Римские граждане в этот период подразделяются на нобилитет (аристократия), всадников (торгово-финансовая знать) и плебс (беднейшее городское население); рабы из числа граждан Рима исключены. Период республики характерен так же созданием основ Римского войска (залога всех блистательных завоевательных операций Рима), основ римского права (законы «12 таблиц»); первые шаги в это время делает римская ораторская школа (овладение искусством которой необходимо для выступления сенаторов в сенате, должностных лиц на народных собраниях), оформляется своеобразие римского искусства и литературы. В основном в этот период складываются основы специфического римского менталитета - отношения к Риму как синониму величия, славы, военной доблести, богатства и силы.
С конца 1 в. до н.э. вплоть до 4 в. н.э. Римское государство вступает в период империи, обратившись к идее неограниченной власти цезарей. Первым пожизненным диктатором Рима стал знаменитый Гай Юлий Цезарь. В период империи органы римского самоуправления - такие как народное собрание, сенат - становятся абсолютно формальными организациями и их деятельность ограничивается обсуждением формальных проблем жизнедеятельности государства.
Уже в эпоху ранней империи Римское государство разрастается, объединяя огромную территорию, включающую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы. В 212г. император Каракала издает указ, согласно которому все свободные граждане Римской империи (не только собственно Римляне, но и жители отдаленных завоеванных провинций) уравниваются в правах и провозглашаются гражданами Великого Рима. Фактически, именно в этот период складывается единое пространство античной культуры, объединенное властью и ценностно-мировоззренческими установками Рима.
К концу 4 в. н.э. могущество Римского государства существенно пошатнулось. Вторжения полупервобытных племен с Рейна и Дуная, неспособность власти контролировать огромную империю привели к тому, что в 395 г. н.э. Римская империя распалась на Восточную (Византия) и Западную части. Византия (с центром в г. Константинополе) положила начало крупнейшему государству Средневековья. Западная же часть римской империи, постоянно подвергавшаяся нашествиям варварских племен готов и вандалов прекратила свое существование в 476 г.н.э.
- Культурология
- Раздел I. Понятие культуры. Основные этапы культурного развития человечества
- Глава 1. Предмет и основные понятия культурологического знания
- 1. 1. Становление и развитие культурологического знания. Культурология как интегративная дисциплина
- 1. 2. Понятие культуры. Культура как пространство смысла
- 1.3. Семиотическое поле культуры
- 1.4. Понятие культурной динамики
- 1.5. Понятие типологии культуры
- Глава 2. Первобытная культура
- 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
- 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы
- 2.3. Особенности первобытного искусства
- Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
- 3.1. Культура Месопотамии
- 3.2. Культура Древнего Египта
- 3.3. Культура Древней Индии
- Глава 4. Античная культура
- 1.1. Древнегреческая культура
- 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
- 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
- 4.1.3. Древнегреческая мифология
- 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
- 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
- 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
- 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
- 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
- 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
- Глава 5. Христианство
- Возникновение христианства
- 5.2 Вселенские соборы.
- 5.3 Условия и причины раскола христианства
- 5.4 Особенности православного вероучения и культа.
- ГЛава 6. Культура Византии
- 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
- 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
- 6.3. Художественная культура Византии.
- Глава 7. Культура западноевропейского средневековья
- 7. 1. Периоды развития культуры западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
- 7. 2. Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
- 7.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
- 7. 4. Романский и готический стиль в средневековой культуре
- Глава 8. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8. 1. Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
- 8.2. Гуманизм эпохи Возрождения
- 8.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
- Искусство Итальянского Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- 4. Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
- 8. 5. Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
- Глава 9. Европейская культура нового времени
- 9.1. Картина мира Нового времени. Становление рационалистического мировоззрения
- 9. 2. Наука как феномен культуры. Классическая наука Нового времени
- 9. 3. Особенности культуры эпохи Просвещения
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 10. Стили и направления в искусстве нового времени
- 10. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
- 10. 2. Эстетизм рококо
- 10. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
- 10. 4. Реалистические тенденции в культуре Нового времени
- 10.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 11. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
- Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
- Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
- Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
- 11.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
- Глава 12. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 12.2. Христианизация восточных славян
- 12.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 12.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 13. Русская культура
- 13.1. Культура Московского государства
- 13.2. Культура Петербургского периода
- 13.3. Золотой век русской культуры
- Глава 14. Особенности БелорусскОй культурЫ
- 14.1. Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 14.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 14.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 15. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 15.2. Культура послереволюционной России
- 15.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 15.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 15.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 16. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 16.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 16.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 16.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур
- Раздел 3. Основы современной культуры
- Глава 17. Основные тенденции развития культуры в хх веке
- 17.1. Картина мира и мировоззренческие проблемы культуры хх века
- 2. Проблема массовости и элитарности в современной культуре
- Роль средств массовой коммуникации (смк) в развитии современной культуры и феномен манипулирования сознанием
- 4. Хх век и социально-культурное расслоение общества: субкультуры, контркультуры, маргинальные культурные образования
- Глава 18. Модернизм и постмодернизм в современной культуре
- 18. 1. Мировоззрение эпохи модернизма. Основные направления искусства авангарда
- 18.2. Ситуация постмодерна в культуре конца хх в.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 19 (вместо заключения). Современный мир: глобализация или столкновение цивилизаций?