Тема 14.
Говоря о целях и задах музыкального проекта в первую очередь необходимо сказать о продюсерстве и определении слова «продюсер» (от английского «производить»). Продюсер – это лицо, осуществляющее организационно-финансовую поддержку деятельности творческой группы. Из определения видно, что благодаря своему положению, продюсер в значительной степени определяет решающее влияние на некоторые творческие вопросы, подбор кадров (творческих и технических), отвечающих за соблюдение сметы и сроков производства продукта. В немом кино эти обязанности не были строго распределены и функции продюсера обычно выполнял режиссёр, откуда возникло частое смещение терминов «продюсер» и «режиссёр»[24].
Систему продюсирования ввёл Т.Инс. Крупные известные продюсеры Голливуда – И.Тальберг, Л.Б. Майер и другие – способствовали тому, что роль продюсера стала ключевой, т.к. он обладал правом окончательного решения организационно-финансовых и творческих вопросов. В Западной Европе продюсерами чаще всего были предприниматели финансировавшие производство картин. Противоречия между продюсерами и создателями фильмов привели многих режиссёров, актёров, сценаристов к мысли взять на себя функции продюсера. В 1919г. Чаплин, Д.Фербенкс, М.Пикфорд, Гриффит основали собственную кинокомпанию «Юнайтид артистс». Права продюсера в исключительных случаях предоставлялись отдельным режиссёрам или актёрам, чьё участие гарантировало массовый успех соответствующим картинам. С 1930г. система продюсирования теснейшим образом стала соприкасаться с музыкальным видом искусства. Уже в то время трудно было встретить того или иного более менее преуспевающего исполнителя или творческого коллектива, за плечами которых не стояло бы имя какого-нибудь известного или менее известного продюсера.
Особенно велики роль специалиста и его ответственность в современном обществе, где оно может (и должно!) пользоваться научными методами руководства, опираясь на знания общих законов развития культуры.
Музыкальная культура – это такой же тонкий организм, как, например, экономика; в ней все взаимосвязано. Если расстраивается одно из ее звеньев, - «болеет» вся культура. Так, например, если в городе есть достаточное количество концертных учреждений, исполнителей, но существует проблема нехватки профессиональных организаторов и управленцев в данной области – концертная жизнь придет в упадок.
Одной из составляющих музыкальной культуры является шоу-бизнес. Это прочно утверждающееся направление вошло в жизнь общества как мощное средство воздействия на личность, на развитие ее музыкальных потребностей, в свою очередь являющихся потенциалом, формирующим облик нашей музыкальной культуры.
Шоу-бизнесом называется деятельность, направленная на производство товаров и услуг, удовлетворяющих массовый спрос на развлечения с целью получения прибыли. Соответственно, из этого положения вытекает, что для шоу-бизнеса характерны все черты присущие любому другому бизнесу. Здесь же применимы абсолютно все определяющие показатели и терминология, принятые в финансовых кругах для анализа и прогнозирования перспектив развития как в макроэкономическом, так и в более узком аспекте. Образно говоря, шоу-бизнес – это область человеческой деятельности, занимающихся «меркантильными» вопросами в музыке. И проблемы, которая возникает в данной области актуальны для большего числа людей, нежели скажем, проблемы деревообрабатыющей промышленности.
Музыкальная индустрия является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой индустрии развлечения. По данным «Российского музыкального ежегодника» крупнейшими мировыми рынками музыкального товара является:
Европа – 34%
Северная Америка – 33%
Япония – 17%
Латинская Америка – 6%
Австралия – 2%
Ближний Восток и Турция – 1%
Африка – 1%
На долю североамериканского репертуара в мире приходится 40 – 50%, европейского – 25 – 35%, японского - 12 –13%. Латиноамериканская музыка составляет 4 – 6%, классические записи 4 – 5%, азиатская музыка – 3 – 4%, индийские, арабские записи и музыка стран бывшего соцлагеря – по 1%.
Основные объемы мировых продаж приходятся на долю Европы и выражаются суммой 13,5 миллиардов долларов в год, с количеством реализованных компакт –дисков 72% от мировых продаж.
Если говорить о репертуаре, то можно отметить, что доля «местной» музыки составляет 40%, международные записи – 52%, а классика оставшиеся 8%.
Крупнейшими европейскими музыкальными рынками являются Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды и Италия. По данным Международной федерации производителей фонограмм на конец десятилетия, основу рынка Западной Европы составляют CD – 82% от всех копий, в то время как в Восточной Европе доля компакт-дисков равняется только 14%. Сумма всех легально проданных копий в бывших социалистических странах равняется 1% от общемирового рынка. За последние пять лет продажи в Восточной Европе выросли на 49% - это один из самых высоких показателей роста в мире.
На сегодняшний день продюсирование в сфере музыкального искусства вполне оправдало себя. Как показывает практика, разделение труда в этом виде искусства так же необходимо как солнечные лучи для живого растения. Исполнители и музыкальные коллективы не могут сами заниматься своим продюсированием, так как совмещение исполнительского вида искусства и продюсирования в корне своём абсурдно и не представляется возможным. В более общем понимании продюсирование в музыкальном виде искусства разделяется на два вида: саундпродюсирование и просто продюсирование (саунд-продюсер и продюсер).
Профессиональная деятельность продюсера очень разноплановая. Например, если исходить из рыночной оценки его деятельности, то можно сказать, что он вполне должен быть компентентным человеком что касается оценки конкурентов, стратегии финансирования, оценки рынков сбыта музыкальной продукции, а так же плана защиты от риска, поскольку вся ответственность за реализацию проекта ложится на его плечи. Что касается саунд-продюсера, то его сфера деятельности несколько иная. Он также занимается производством, т.е. творческим процессом, но в отличии от продюсера его задача состоит в обеспечении качества производства звукозаписи. К тому же он определяет стратегию выпуска альбома (либо сингла), количества песен, их очерёдность и многое другое. От профессионализма саунд-продюсера во многом зависит успех альбома или сингла.
Каждый продюсер (в силу своих возможностей) сам выбирает для себя сферу деятельности в музыкальном бизнесе. Кто-то хочет заниматься финансовыми творческими вопросами (имиджмент, работа с исполнителем на управленческом и педагогическом уровнях). В своём классическом варианте (западный вариант), работа с исполнителем предполагает целый штат сотрудников и персонала: композитор, саунд-продюсер, администратор, менеджер, продюсер, и т.д. В идеальном варианте все они конечно же должны быть. Но как показывает практика, например, в российской действительности, зачастую случается так, что все эти профессии совмещаются в одном лице, и виной этому как всегда становятся деньги, ведь каждому нужно платить зарплату, также невнимание со стороны государства (проблема авторского права). Ярким примером данного совмещения можно назвать деятельность Игоря Матвиенко, чьи проекты «Любэ» и «Иванушки international» известны всем и каждому, и чья успешность в этой роли не вызывает сомнения. Он утверждает, что занялся продюсированием только лишь потому, что современная действительность не позволяет ему в полной мере реализовать авторские амбиции. А кроме того, ситуация на рынке аудионосителей, завоёванном пиратами, попросту не подразумевает возможности зарабатывать приличные деньги оставаясь композитором. «Я скорее, музыкальный продюсер (саунд-продюсер), – утверждает Игорь Матвиенко – основная моя работа в студии над новыми песнями. Приходится, конечно, заниматься и другими вопросами, никуда не денешься. Но я жду, что когда-нибудь проблема пиратства будет решена, начнут нормально продаваться диски, и я тогда буду заниматься тем, что мне действительно нравится, заниматься музыкальным продюсированием только в студии».
Однако в России композитор (аранжировщик, саунд-продюссер) уже может существовать на средства, которые даёт создание музыки. Там действует хорошо налаженная система авторских гонораров. Автору оплачивается каждая трансляция по радио или телевидению, как это делается во всем цивилизованном мире. Вероятно, такая система будет внедряться и в нашей республике. За последнее время был принят ряд постановлений, которые требуют сохранения авторских прав. Таким образом, проблемы социальной защищённости композиторов и исполнителей, которые следует рассматривать как проблемы сохранения авторских прав, в нашей республике в стадии решения [24, 9].
От продюсера зависит очень многое. Чаще всего, именно интуиция, тот практический опыт, который вырабатывался годами, позволяет делать ему правильный выбор в отношении того или иного музыкального материала, конкретного исполнителя. У каждого существуют свои критерии, оценки. Как сказал Евгений Орлов, продюсер, работавший с такими танцевальными проектами как «Гости из будущего», «Отпетые мошенники»: «В потоке жизни необходимо отыскать своего артиста, свой коллектив, точно определить для него роль и место на сцене. Если это удалось, считайте, что половина успеха у вас в кармане». Эта половина, по его мнению состоит в следующем: «Исполнитель должен обладать особой энергетикой, своей, неповторимой индивидуальностью. Если этого нет, то даже при наличии феноменального голоса, даже при том, что он учился музыке всю жизнь, певец будет неинтересен публике. И такие примеры есть. А ещё в основе проекта должна быть некая инновационная идея» [18].
Из вышесказанного следует сделать вывод, что работа продюсера напрямую связана с творческим процессом, поскольку часто приходится работать на педагогическом уровне с артистами и исполнителями. Это касается и саунд-продюсера, работающего со звуком, занимающегося производством звука, принимая творческий процесс в его чистом виде. В целом, специфика работы продюсера, требует от представителя данной профессии весьма определённых качеств. Здесь находят применение: последовательность действий, моральная устойчивость, уверенность, творческий, инновационный склад мышления, склонность к риску, и, конечно же лидерство, поскольку ему часто приходится вселять веру в свои идеи очень большому количеству людей.
В любом случае, если мы ведем речь о музыкальном проекте, мы в сущности своей говорим о культурном проекте. Культурные проекты являются неотъемлемой составляющей развития и существования любого цивилизованного общества. Типологически культурные проекты целесообразно разделить по формам существования конечного продукта и выделить следующие из них [21]:
• аудиовизуальный, связанный с созданием или размещением аудиовизуальной продукции, включая Интернет-проекты, различные виды кинематографа или телевидения;
• художественно-дизайнерский, связанный с созданием или реставрацией различных художественных ценностей, коллекций одежды или ювелирных украшений;
• сценический, связанный с созданием театральной, эстрадной или цирковой антрепризы, реализации шоу-проектов;
• музыкальных или иных фольклорных фестивалей;
• полиграфический, связанный с изданием книг и периодических изданий или другой полиграфической продукций;
• реставрационный, связанный с восстановлением памятников истории, религии и культуры, с санацией жилых кварталов старинных городов;
• экспериментальный, связанный с поиском доказательств или постановкой эксперимента по подтверждению исторических, этнических или лингвистических гипотез.
По значимости все культурные проекты ранжируются следующим образом [21]:
1. Общегуманитарные проекты, имеющие значение для всего человечества и направленные на сохранение исторических, культурных и духовных ценностей планеты.
2. Республиканские проекты, связанные с созданием прочных межнациональных, межрелигиозных и межэтнических связей через различные коммуникации, включая СМИ и кинематограф.
3. Национальные проекты, связанные с культурными традициями народа, с сохранением его духовного богатства и своеобразия языка, путем всемерной поддержки литературных, фольклорных источников и музыкальных наследий и традиций.
4. Региональные и городские проекты, связанные с восстановлением первоначального облика городов, проведением фестивалей, гастролей и других культурных мероприятий.
5. Частные проекты, связанные с собранием предметов искусства и старины, учреждением издательских и модельных домов, а также продюсерских фирм.
Последний тип проектов в отличие от других может носить коммерческий характер. Рассмотрим характерные особенности культурного проектирования на примере музыкальной сферы.
В основе музыкального проекта лежит творческий материал, основанный на использовании определенных духовных ценностей и традиций, а также предполагающий конкретный финансовый или творческий результат.
Продюсер должен оформить определенный комплект документов, позволяющий проведение той или иной деятельности, связанной с проектом, на основании которых принимается решение о финансовых затратах на производства музыкального продукта (записи песен, создания концертной программы). Кроме того, необходим и ряд документов, подтверждающих финансовую привлекательность предприятия и, следовательно, требуется разработка бизнес-планов связанных с осуществлением проекта. Реализация проекта определяется рядом различных факторов микроэкономического и макроэкономического характера, таких как конкуренция, концентрация рекламных потоков, степень экспансии зарубежных (ближнего и дальнего) музыкальных продуктов, проблемы его квотирования и многие другие экономические и правовые аспекты. Также необходимо определить характерные требования определенной социальной значимости проекта ориентированного на значительную аудиторию.
Для определения сущности музыкального проекта следует выделить и рассмотреть ряд его наиболее значимых признаков. К ним относятся признаки [21]:
изменений как основное содержание проекта;
ограниченных во времени целей;
временной ограниченности проекта;
относящегося к проекту бюджета;
ограниченности требуемых ресурсов;
оригинальности;
комплексности факторов окружения;
разграничения системных связей;
социального заказа;
правового и организационного обеспечения.
Наиболее существенным признаком является признак изменения, поскольку он несет в себе изменения качественной системы, в которой реализуется проект. Отличие исходного состояния системы от его конечного, результирующего состояния, следовательно, является главной целью реализации проекта в любой сфере предпринимательства. Вместе с тем следует отметить тот факт, что хотя конечная цель не всегда является вполне достижимой, любой проект можно описать в терминах взаимозависимых задач и целей с определенной иерархией.
Признак ограниченных во времени целей характерен только для ряда музыкальных продуктов, таких, как событийные акции или заказного производства. Основу репертуара составляет музыкальный материал, чьей целевой установкой не является заранее запланированное ограничение производства по истечении определенного срока, а следовательно, лишь достижение конкретных финансовых показателей. Более общим для всех музыкальных проектов является признак относящегося к проекту бюджета, характеризующий определенный технологический процесс с определенной структурой затрат и используемых ресурсов. Следует отметить, что в отличие от проектов материальной сферы производства влияние социального заказа приводит к изменениям в бюджете проекта, к расширению и версификации используемых ресурсов. Популярность отдельных музыкальных проектов, подобных группам «Вирус» или «Блестящие», довольно часто приводит продюсера к смене артистов, авторов, имиджмейкеров и т.д.. Вместе с тем и основной возврат средств для музыкальной продукции осуществляется через концертно-гастрольную деятельность.
Признак оригинальности связан в первую очередь с внедрением инноваций как способа достижения наибольшего рейтинга популярности, а следовательно, связан с креативной и маркетинговыми составляющими проектов в сфере ТВ. Подобные инновации закономерно отражаются на этапе начального финансирования как увеличение прямых затрат на разработку или закупку креативного продукта, технологии или оборудования.
Признак комплексности факторов окружения свидетельствует в первую очередь о тесной связи сферы СМИ с реальной экономической средой, характерной для коммерческих проектов, а также неоспоримой значимости музыкальной продукции для подавляющего числа населения. Именно его потребности и являются основой для реального «социального заказа».
Не менее значимым является признак разграничения системных связей, определяющий рамки предметной области, характерной для музыкального проекта. Эта характеристика позволяет рассматривать подобный проект как относительно целостную систему с определенными параметрами.
И, наконец, совершенно очевидно, что любой музыкальный проект нуждается в правовом и организационном обеспечении, связанным с различием в интересах его участников и необходимостью его правового и организационного регулирования.
Для каждого музыкального проекта может быть построено множество взаимосвязанных целей, отражающих структуру и процесс взаимодействия его участников. Поэтому существенное место в формировании конкретной структуры занимает процесс целеполагания проекта, в ходе которого происходит определение указателей целей проекта, определение целей, а также конкретных задач, необходимых для их достижения, и описание иных возможных целей.
Определение указателей цели требует анализа информации по социальной и коммерческой составляющим, возможности получения заказа на создание музыкального продукта, текущего состояния музыкального рынка. По сути, этот процесс является исследованием среды для бизнеса с использованием логических методов. Результат подобного исследования заключается в описании целей проекта, интерпретируемых как коммерческий или творческий результат, срок окончания, затраты и ресурсы, порядок изменения целей, а также иерархия зависимых целей. Подобный подход к проектированию позволяет вместе с тем учесть возможные риски, характерные для большинства проектов в музыкальной сфере.
Одной из первых задач, которые решает продюсер, является формулировка важнейших элементов инноваций, содержащихся в проекте, и определение объема требуемых ресурсов, а также выяснение социально-экономических, финансовых и технических условий выполнения проекта. Эту стадию оценки реализуемости проекта следует выражать в последовательности (иерархии) критериев оценки всех аспектов предстоящего проекта. Положительная оценка средств и возможностей продюсера определяет поиск партнеров и дальнейшую стратегию деятельности инициатора проекта.
Характерной особенностью подобных инновационных проектов является то обстоятельство, что если главная цель проекта четко обозначена, то отдельные цели постоянно уточняются по мере достижения частных результатов. Основным условием реализуемости является определенность всех целей проекта и их попадание в области допустимых решений.
Таким образом, сам процесс определения целей делится на следующие процедуры:
• определение указателей целей;
• определение возможных целей музыкального проекта;
• описание целей проекта.
Вместе с тем описание целей и определяет сущность проекта в целом.
Таким образом, правомерно характеризовать музыкальный проект как целенаправленное изменение экономической системы с установленными требованиями к качеству продукта, рамкам расхода ресурсов, уровню социальной значимости, а также специфической организацией его разработки и реализации.
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 4.
- Белгосфилармония
- «Класс-клуб ДжазКрафт» ооо
- «Виртуозы сцены»
- «Ковчег»
- Тема 5.
- Наиболее древние образцы народной музыки:
- Календарно-земледельские песни:
- Семейно-обрядовые песни: Родинные, свадебные, причитания, колыбельные песни
- Рекрутские, солдатские, беседно-шуточные песни образный строй белорусской песни
- Тема 7.
- «Академические жанры» музыкального искусства
- Тема 8.
- Этапы развития джаза
- История джаза второй половины хх века в ссср
- Тема 9.
- Из интерьвью в.В. Кing
- Белорусская рок-музыка
- Темы 10,11.
- Тема 12.
- Тема 13.
- Тема 14.
- Мюзикл как шоу-проект
- Оперетта
- Список литературы
- Тема 2.
- Тема 3.
- Тема 4.
- Тема 5.
- Тема 6.
- Тема 7.
- Тема 8.
- Тема 9.
- Тема 10.
- Тема 11.
- Тема 12.
- Тема 13.
- Тема 14.