2.2.1 Мифологическая школа.
Мифологическая теория возникла в Западной Европе в начале ХIХ в., в период расцвета романтизма. Ее основоположники, немецкие ученые братья В. и Я. Гримм испытали влияние романтической эстетики, в которой содержался тезис о “национальном духе" каждого народа. Источником искусства признавалась мифология. Братья Гримм поставили целью воссоздать немецкую мифологию, для чего занялись изучением фольклора
языка древних германцев. Ученые впервые указали на то, что корни национальной культуры связаны с древними народными верованиями — язычеством. Главный труд Я. Гримма "Немецкая мифология" ("Deutsche Myfologie", 1835) и дал название первому теоретическому направлению фольклористики. Русская мифологическая школа оформилась на рубеже 1840-50-х гг. Ее основоположником был Ф. И. Буслаев, “первый русский подлинный ученый-фольклорист". Буслаев был филологом широкого диапазона (языковед, исследователь древнерусской литературы и народной поэзии). Вслед за братьями Гримм Буслаев установил связь фольклора, языка и мифологии, выде-
лил принцип коллективной природы художественного творчества народа. Мифологический анализ он применил к славянскому материалу. Труды Буслаева развивали идею о том, что народное сознание проявилось в двух важнейших формах: языке и мифе. Миф — форма народной мысли и народного сознания. Буслаева как мифолога характеризует капитальный труд "Исторические очерки русской народной словесности и искусства" (Т. 1—11. — СПб., 1861). Позже ученый оценил положительные стороны других направлений в фольклористике и проявил себя в них.
Братья Гримм и Буслаев были основоположниками мифологической теории. "Младшие мифологи" (школа сравнительной мифологии) расширили сферу исследования мифов, привлекли фольклор и язык других индоевропейских народов, усовершенствовали метод, в основе которого лежало сравнительное изучение этносов. В Европе, а затем и в России мифологическая школа получила ряд разновидностей. Метеорологическая (или "грозовая") теория связывала происхождение мифов с атмосферными явлениями; солярная теория видела в основе мифов первобытные представления о небе и солнце — и проч. При этом всех мифологов объединяло убеждение, что древней религией была религия природы, обожествление ее сил.
В России школа сравнительной мифологии имела многих последователей. Солярно-метеорологическая концепция была разработана О. Ф. Миллером ("Илья Муромец и богатырство киевское. Сравнительно-критические наблюдения над слоевым составом народного русского эпоса". — СПб., 1869). Тщательно подобрав огромный материал, автор попытался выделить в русском эпосе разные по древности слои, отделить исторические и бытовые элементы от мифологических.
Наиболее известным представителем русской школы младших мифологов был А. Н. Афанасьев, который вошел в историю фольклористики не только как составитель знаменитого сборника "Народные русские сказки", но и как крупный исследователь. Комментарии к сказкам его сборника, выделенные во втором издании в отдельный, четвертый том, легли в основу капитального труда Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов" (Т. 1-3, — М, 1865-1869).
Афанасьев выступил как ученик Ф.И. Буслаева, последователь братьев Гримм и других западноевропейских ученых. Однако в мифологическую теорию он внес новое. Афанасьев привлек настолько громадный фактический материал, что "Поэтические воззрения…" сразу стали ярким явлением в мировой науке и до сих пор остаются ценной справочной книгой по славянской мифологии.
Свои теоретические взгляды Афанасьев изложил в первой главе, которую назвал "Происхождение мифа, метод и средства его изучения".
Происхождение мифов объясняет история языка. Ссылаясь на диалекты и язык фольклора, Афанасьев утверждал: "В древности значение корней было осязательно"; "Большая часть названий основывалась на весьма смелых метафорах1”. Однако со временем происходило затемнение метафор, метафорическое уподобление начинало восприниматься как действительный факт — и рождался миф. "Стоило только забыться, затеряться первоначальной связи понятий, чтобы метафорическое уподобление получило, для народа все значение действительного факта и послужило поводом к созданию целого ряда баснословных сказаний. Извилистая молния является огненным змеем, быстролетные ветры наделяются крыльями, владыка летних гроз - огненными стрелами"." . В вопросе о сущности мифов ученый был последователем прежде всего "метеорологической" теории, согласно которой в основе большинства мифов лежит обожествление грозы, грома, молнии, ветра, туч. Афанасьев писал: "Чудесное сказки есть чудесное могучих сил природы"<...> Противоположность света и тьмы, тепла и холода, весенней жизни и зимнего омертвения — вот что особенно должно было поразить наблюдающий ум человека. Чудная, роскошная жизнь природы, громко звучащая в миллионах разнообразных голосов и стремительно развивающаяся бесчисленных формах, обусловливается силою света и тепла, без нее все замирает. Подобно другим народам, наши праотцы обоготворили небо, полагая там ее вечное царство, ибо с неба падают солнечные лучи, оттуда блистают луна и звезды и проливается плодотворящий дождь" <…> “В весенних грозах, сопровождающих возврат солнца из дальних странствий в царство зимы, воображению древнейших народов рисовались: с родной стороны, брачное торжество природы, поливаемой семенем дождя, а с другой — ссоры и битвы враждующих богов; в громовых раскатах, потрясающих землю, слышались то клики свадебного веселья, то воинственные призывы и брань .
На протяжении истории мифы подвергались значительной переработке. Афанасьев выделил три принципиально важных момента.
" Во-первых, "раздробление мифических сказаний". "Большая часть мифических представлений индоевропейских народов восходит к отдален-
ному времени ариев; выделяясь из общей массы родоначального племени и расселяясь по дальним землям, народы, вместе с богато выработанным словом, уносили с собой и самые воззрения и верования".
Во-вторых, "низведение мифов на землю и прикрепление их к известной местности и историческим событиям". "…Поставленные в условия человеческого быта, воинственные боги утрачивают свою недоступность, нисходят на степень героев и смешиваются с давно усопшими историческими личностями. Миф и история сливаются в народном сознании; события, о которых повествует последняя, вставляются в рамки, созданные першем; поэтическое предание получает историческую окраску, и мифический узел затягивается еще крепче".
В-третьих, нравственное (этическое) мотивирование мифических сказаний". С возникновением государственных центров мифы канонизируются, причем в высшей среде. Они приводятся в хронологическую последовательность, устанавливается иерархический порядок: боги подразделяются на высших и низших. Общество богов организуется по образцу человеческого, государственного союза, и во главе его становится верховный владыка с полною “царственною властью".
Для Афанасьева фольклор — важный и, достоверный источник мифологических разысканий. Исследователь рассмотрел загадки, пословицы, приметы, заговоры, обрядовые песни, былины, духовные стихией сказки. О сказках он писал: "Сравнительное изучение сказок, живущих в устах индоевропейских народов, приводит к двум заключениям: во-первых, что сказки создались, на мотивах, лежащих в основе древнейших воззрений арийского народа на природу, и во-вторых, что по всему вероятию, уже в эту давнюю арийскую эпоху были выработаны главные типы сказочного эпоса и потом разнесены разделившимися племенами в разные стороны —: на места их новых поселений". Так объяснялось международное сходство сказочных сюжетов и образов.
Афанасьев поставил в фольклористике существенные теоретические проблемы: о сущности мифов, об их происхождении и историческом развитии. Он предложил стройную концепцию. Вместе с тем в этом труде отразились недостатки романтических теорий языковедов и фольклористов середины XIX в. Уже современники критиковали Афанасьева за отсутствие четких критериев, за субъективизм в конкретных истолкованиях.
"Поэтические воззрения славян на природу" способствовали активизации изучения фольклора и оказали воздействие на ли-
тературное творчество русских писателей (П. И. Мельникова-Печерского, С. А. Есенина и др.).
Идеи мифологической школы на протяжении всех последующих лет использовали многие направления филологии. Яркая вспышка интереса к мифу была в 50-60-х гг. XX в., когда в Западной Европе и Америке оформилась неомифологическая теория. Она основывалась на этнологических трудах конца XIX — первой половины XX в., связанных с разработкой антропологической концепции (см. ниже). Самым значительным было исследование английского ученого Д. Фрэзера — 12-томная книга "Золотая ветвь". На огромном материале Фрэзер показал мифологическую общность примитивных культур и попытался доказать, что в основе образного мышления современного цивилизованного человека лежат те же мифы.
Наиболее важный источник неомифологической теории — учение об архетипах швейцарского психиатра К. Юнга. Юнг выступил с идеей интуитивного постижения человеком опыта древних. Содержание этого опыта составляют общечеловеческие первообразы (архетипы). Большинство сюжетов и образов фольклора и литературы восходят к символически переосмысленным архетипам, к мотивам древнейших мифов, которые "хранятся" у каждого человека в области бессознательного.
К. Юнг исследовал проявление фольклорных и мифологических мотивов в психике. Он писал: «Бессознательное, как историческая подпочва психики» содержит в себе в концентрированной форме весь последовательный ряд отпечатков, обусловливавший с неизмеримо давних времен современную психическую структуру. ...Эти отпечатки функций представляются в виде мифологических мотивов и образов, которые встречаются у всех народов, ...их можно, проследить без труда и в бессознательных материалах современного человека<…> .
Во всех проблематических вопросах наше понимание подпадает, — реже сознательно, в большинстве же случаев бессознательно — под сильнейшее влияние известных коллективных идей, образующих нашу духовную атмосферу. Эти коллективные идеи находятся в самой тесной связи с жизнепониманием или мировоззрением прошедших веков и тысячелетий. ...Эти образы являются осадками» накопившимися в течение многотысячелетнего опыта приспособления и борьбы за существование».
Главная цель мифологической школы состояла в реконструкции мифологии и древнего фольклора. Эта проблема остается актуальной. Миф всегда будет привлекать к себе исследователей. В современных трудах по мифологии различают два основных течения: этимологическое (занимающееся лингвистической реконструкцией мифа) и аналогическое (основанное на сравнении мифов, сходных по содержанию).
- Т.В.Зуева
- Учебник Для высших учебных заведений
- От авторов
- Фольклор как предмет филологического изучения
- 1. Фольклор и фольклористика
- 2. Специфика фольклора
- 2.1. Традиционность
- "Ой, да ни зимою вьюги лютые
- 2.2. Синкретизм
- 2.3. Вариативность
- 2.4. Импровизация
- 3. Фольклор как художественная система.
- 4. Творческий метод фольклора
- Литература к теме
- Пособия по собиранию фольклора
- 1.2. Фольклор в оценке общественных направлений середины xiXв.
- 2. Русская фольклористика XIX-начала XX в. (до 1917 г.)
- 2.1. Собирание и научные публикации русского фольклора.
- 2.2.Академические школы (научные направления) в фольклористике
- 2.2.1 Мифологическая школа.
- 2.2.2. Школа заимствования (миграционная)
- 2.2.3. Историческая школа
- 3. Русская фольклористика после 1917 г.
- 3.1. Собирание и публикация народных произведений
- 3.2. Основные подходы к изучению фольклора
- Литература к теме
- Контрольные вопросы
- Раннетрадицйонный фольклор
- 1. Условия формирования ранне-традиционного устного творчества как источника русского фольклора
- 1.1. Этнические корни русских
- 1.2. Древнерусское язычество
- 2. Некоторые жанры раннетрадиционного фольклора (трудовые песни, гадания, заговоры)
- 2.1. Трудовые песни
- 2.2. Гадания. Заговоры
- Литература к теме
- Контрольные вопросы
- Задание
- Обряды и обрядовый фольклор
- 1. Календарные обряды и их поэзия
- 1.1. Зимние обряды
- 1.2. Весенние обряды
- 1.3. Летние обряды
- 1.4. Осенние обряды
- 2. Семейные обряды и их поэзия
- 2.1. Свадебный обряд
- 2.1.1. Исторический очерк
- 2.1.2. Общая характеристика традиционного свадебного обряда
- 2.1.3. Мифологическое в русской свадьбе
- 2.1.4. Свадебная поэзия
- 2.2. Причитания
- Контрольные вопросы
- Задание
- Малые жанры фольклора. Паремии
- 1. Пословицы и поговорки
- 1.1. Определение пословиц и поговорок
- 1.2. Возникновение и развитие пословиц и поговорок. Их содержание
- 1.3. Художественные особенности пословиц и поговорок
- 2. Загадки
- 2.1. Определение загадок. Их происхождение
- 2.2. Тематика загадок
- 2.3. Художественные особенности загадок
- 2.4. Загадки в свадебном обряде и в разных жанрах фольклора
- Литература к теме
- Контрольные вопросы
- Задание
- 1. Сказки как вид народной прозы
- 2. Роль книги в обогащении сказочного репертуара
- 3. Сказочные жанры и жанровые разновидности
- 3.1. Сказки о животных
- 3.2. Волшебные сказки
- 3.3. Бытовые сказки
- 3.3.1. Анекдотические сказки
- 3.3.2. Новеллистические сказки
- 4. Русские сказочники
- Литература к теме
- Контрольные вопросы
- Задание
- Несказочная проза
- 1. Общие признаки произведений несказочной прозы
- 2. Предания
- 2.1. Характеристика жанра преданий
- 2.2. Основные циклы преданий
- 3. Легенды
- 3.1. Жанровые признаки легенд
- 3.2. Основные разновидности легенд
- 4. Демонологические рассказы
- 4.1. Жанровые признаки демонологических рассказов
- 4.2. Тематическая классификация быличек и бывалыцин
- Литература к теме
- Контрольные вопросы
- Задание
- 1. Определение былин. Особенности отображения истории в былинах
- 2. Проблема происхождения и исторической периодизации былин
- 3. Сказители
- 4. Основное содержание русского эпоса
- 4.1. Былины мифологического содержания
- 4.2. Киевские былины
- 4.3. Новгородские былины
- 5. Поэтика былин
- 5.1. Композиция
- 5.2. Общие места (loci communes)
- 5.3. Система повторений
- 5.4. Гипербола — основное средство создания образов
- 5.5. Тропы
- 6. Взаимодействие былин с другими фольклорными жанрами2
- Список сокращений
- Контрольные вопросы
- Задание
- Исторические песни
- 1. Определение исторических песен. Их художественные особенности
- 2. Основные циклы исторических песен
- 2.1. Ранние исторические песни
- 2.2. Исторические песни XVI в.
- 2.3. Исторические песни XVII в.
- 2.4. Исторические песни XVIII в.
- 2.5. Исторические песни XIX в.
- Контрольные вопросы
- Задание
- Баллады
- 1. Определение жанра
- 2. Историческое развитие народных баллад
- 3. Мифологические баллады
- 4. Классические баллады
- 4.1. Баллады любовного содержания
- 4.2. Баллады семейного содержания
- 5. Новые баллады
- 6. Поэтика народных баллад
- Литература к теме
- Контрольные вопросы
- Духовные стихи
- 1. Определение духовных стихов
- 2. Среда бытования духовных стихов
- 3. Репертуар духовных стихов
- 4. Поэтика духовных стихов
- Контрольные вопросы
- Задание
- Лирические внеобрядовые песни
- 1. Определение лирических внеобрядовых песен
- 2. Историческое развитие репертуара. Роль книжной лирики
- 3. Проблема классификации
- 4. Основные темы традиционной крестьянской лирики
- 5. Поэтика традиционной крестьянской лирики
- Литература к теме
- Контрольные вопросы
- Задание
- Фольклорный театр. Народная драма
- 1. Балаган
- 2. Театр передвижных картинок (раёк)
- 3. Народный кукольный театр, его виды
- 3.1. Театр Петрушки
- 3.2. Вертеп
- 4. Народные драмы
- 4.1. Народные бытовые сатирические драмы
- 4.2. Народные героико-романтические драмы
- 4.2.1. "Лодка"
- 4.2.2. "Царь Максимилиан"
- 4.3. Особенности постановки народных драм
- Литература к теме
- Контрольные вопросы
- Задание
- Детский фольклор. Фольклор для детей
- 1. Определение детского фольклора
- 2. Материнский фольклор
- 3. Собственно детский фольклор
- 3.1. Поэзия подвижных игр
- 3.2. Поэзия словесных игр
- 3.3. Детская сатира
- 4. Современная детская мифология ("страшные истории")
- Литература к теме
- Контрольные вопросы
- Задание
- Позднетрадиционный фольклор
- 1. Общая характеристика позднетрадиционного фольклора
- 2. Частушки
- 3. Фольклор рабочих
- 4. Фольклор периода великой отечественной войны
- Литература к теме