19. Элементы язычества в русской культуре
Культура языческой русиСлавяне- язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины в верованиях. До образования Киевского государства они имели значительную историю, заметные успехи в области материальной культуры: знали секреты обработки металла, земледельческие орудия. Центральное место в культуре этого периода занимала языческая религия. Язычество-- это религиозная форма освоения человеком мира. Языческая обрядность включала и различные виды искусств. С помощью скульптуры, резьбы, чеканки создавались изображения, обладание которыми, думали; славяне, давало власть над силами природы, предохраняло от бед и опасностей (амулеты, обереги
Язычество - феномен духовной культуры древних народов, в основе которой лежит вера во многих богов (идолопоклонство).
Язычество, это термин, возникший в церковной среде и первоначально означавший всё дохристианское и нехристианское
По сравнению с другими древними религиями, у религии наших предков были некоторые отличительные черты, такие как отсутствие храмов, вера в верховного Бога, особая вера в загробный мир, возможное отсутствие человеческих жертвоприношений и чернобожия, а также некоторые другие.
у восточных славян не было храмов, потому что они считали, что их Боги услышат их в любом месте. По его мнению, не было у них даже идолов, и что таковые, которых приписывают нашим предкам, принадлежали народам, жившим рядом с ними.
Незаметно ни храмов, ни жреческого класса; но были отдельные волхвы, кудесники, к которым обращались за гаданиями и которые имели большое влияние на народ. На открытых местах, преимущественно на холмах, ставились изображения Богов, перед которыми совершались некоторые обряды и приносились требы,(жертвы), иногда даже человеческие. Так, в Киеве на холме стоял идол Перуна, перед которым в 945 году Игорь приносил клятву в соблюдении заключённого с греками договора.Владимир, утвердившись в 980 году, поставил здесь на холме идол Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Даждьбога, Стрибога и других Богов, которым князь и народ приносили жертвы”.[1]
Другим весьма почитаемым Богом был Сварог. “У славян он был Богом неба, отцом всего сущего.
…Рай представлялся славянам красивым вечнозеленым садом, пребывание в котором вечно и счастливо… Рай - место счастья и изобилия… язык народных загадок называет раем водяные источники… что указывает на древнейшую связь идеи рая с небесными дождевыми колодцами.
Интересно, что понятие ада у славян не существовало
Таким образом, религия наших предков была оригинальной. В отличии от многих других народов восточные славяне не имели храмов, признавали Творца Вселенной, имели представление о рае (в отличии от греков).
Языческая религия и славянская мифология
“Мифы тесно связаны с верованиями. И те, и другие сопряжены с ритуальными действиями и обращаются к сфере сверхъестественного: духам, Богам, чудесным явлениям. Но главное отличие мифов от религиозных верований состоит в том, что в мифах (особенно ранних) сверхъестественные силы играют второстепенную роль: обращение к ним происходит для объяснения естественных процессов. В религиозных же идеях сверхъестественное занимает центральное место.
Мифологию традиционно разделяют на высшую и низшую. Под высшей обычно понимают мифы о Богах и героях, под низшей - мифологические представления о различных духах природы и других сверхъестественных существах, не имеющих статуса божественности.
6. Судьба языческих верований после принятия христианства
Принятие христианства на Руси - важнейший этап в духовной истории восточных славян, в результате которого прежние языческие верования уступают место новой религии
- I курс экзаменационные вопросы по культурологии
- 1. Понятие и сущьность культуры
- 2. Понятие и сущьность ядра культуры
- 3. Предмет культурологии и место ее среди других наук
- 4. Общие положения психоаналитической концепции культуры з.Фрейд, к.Юнг.
- 5. Основные положения культурологической концепции к. Леонтьева
- 6. Основные положения культурологической концепции н. Данилевского
- 7. Сущность аксиологической концепции культуры
- 8. Методы исследования мировой культуры
- 9. Общая характеристика антропологического блока культуры
- 10. Общая хар-ка философского блока культуры
- 11. Сущность деятельностной концепции культуры
- 12. Особенности культуры первобытного общества
- 13. Особенности культуры древнего египта
- 14. Особенности культуры эпохи античности
- 15. Особенности культуры эпохи средневековья
- 16. Особенности культуры нового времени
- 17. Особенности культуры эпохи возрождения
- 18. Крещение и христианизация руси: особенности и значение
- 19. Элементы язычества в русской культуре
- 20. . Культурологические проблемы развития россии