2. Проблема массовости и элитарности в современной культуре
Термины массовая и элитарная культура появились в гуманитарном знании еще в 19 веке, однако смысл этих понятий существенно отличался от их современных значений. Массовой называлась культура «среднего потребителя», уровень жизни и культурная продукция, рассчитанная на человека, принадлежащего преимущественно к среднему (и низшему) классу. То, что распространялось быстро, охватывало разные слои населения, не требовало значительных духовных усилий для восприятия (например, к массовой культуре можно было бы отнести «легкую» литературу и музыку, общепринятую моду и т.д.). Экономико-социальными причинами возникновения массовой культуры стали:
- «коммерциализация» всех общественных отношений,
- всеобъемлющая массовизация и «усредненность» жизни,
- появление «среднего класса.
В свою очередь элитарной могла быть названа культура, связанная с деятельностью богатых и знатных, утонченных и просвещенных, лучших слоев общества – высокоинтеллектуальной элиты. Элитарные направления в культуре Европы проявляются наиболее ярко на рубеже 19 – 20 в. (если не рассматривать характерные тенденции культуры для лучших, знатных и богатых, начиная еще с античности). Они утверждают особое элитарное искусство (не всем понятное и близкое), элитарную моду, даже элитарный стиль общения и поведения, дающие возможность избранным художественным высокодуховным натурам избежать обыденности. Таким образом, массовая и элитарная культура изначально противопоставлялись, однако говорить об их неравновесности, экспансии, опасности одного из этих феноменов для человечества было бы неверно и преждевременно.
Еще в прошлом веке типичным явлением массовой культуры зачастую назывался фольклор: имелась в виду его принадлежность народным массам, отражение данным феноменом устоев простой народной жизни и быта. Однако в таких исследованиях используется своё понимание термина массовая культура. Здесь преобладает значение ее как репрезентации традиционных, проверенных временем устоев жизни народа, глубинных пластов народного художественного творчества, ментальности. На основе народного фольклора многие представители высокого искусства создали шедевры музыкального, декоративно-прикладного, литературного творчества (Чайковский, Римский-Корсаков, Васнецов, Гоголь, и др.). К сожалению, фольклорная основа, связанная с исконно национальными (этническими) традициями в массовой культуре сегодня утрачивается (можно говорить в лучшем случае о псевдофольклорных или псевдотрадиционных проявлениях). Постепенно современная массовая культура изживает фольклор, да и всю богатую народную традицию в целом (например, в высокоразвитой Германии аутентичные фольклорные традиции практически утрачены, исчезает и естественно-исторический ландшафт – реки превращаются в коллекторы, леса – в «регулярные парки»).
В современной культурной ситуации понятие массовая культура постепенно переосмысливается, приобретает скорее негативный оттенок и становится едва ли не главным феноменом современного общества. Все чаще даже на страницах прессы мы сталкиваемся с понятием «омассовление», которое несет явный отрицательный смысл, подчеркивая усиление средних и низших слоев культуры, нивелировку и усреднение человека, псевдотрадиционность (а на самом деле насмешливое и пренебрежительное отношение к традиции).
Современная массовая культура - это явление, нацеленное на создание неких общих усредненных образцов деятельности, стереотипов чувствования, мышления, действия, а так же общепринятых правил, вошедших в привычку норм поведения, «расхожих» сценариев, «рецептов» общения, социальных инстинктов и реакций, бытовых установок, распространенных общественных мнений и стандартизированных вкусов. Массовой культурой сегодня называют такую культурную продукцию, которая каждодневно производится в больших объемах (тиражируется). Она сознательно ориентирует распространяемые ею ценности на «усредненный» уровень развития массовых потребителей. Главным каналом ее распространения становится многотиражная коммуникативная техника (книгопечатание, пресса, радио, кино, телевидение, видео- и звукозаписи, виртуальная среда), особое значение для распространения массовой культуры имеет реклама. Синонимами понятия массовая культура стали сегодня выражения поп-культура, индустрия развлечений, потребительская, коммерческая культура, китч. Китч - синоним стереотипного псевдоискусства, лишенного художественной ценности, перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект деталями.
Типичными примерами массовой культуры можно назвать различного рода явления, которые ориентированы на низкий вкус, отсутствие желания думать и анализировать, на неспособность сочувствовать, страдать и стремится к высоким идеалам, – таковы, например, различные «мыльные оперы», легкие романчики-«однодневки», музыкальная попса (живущая несколько дней и уступающая место новым псевдошедеврам), украшения и безделушки в псевдонародном стиле (или в псевдоклассическом, псевдоромантическом) и т.д. Массовая культура не только «творит» свой мир, свое искусство, она активно преобразует и прошлое – утверждая, что делает его понятнее, проще и доступнее человеку. Появляются римейки известных фильмов, «конспективные» (с ремарками новых авторов) пересказы классических художественных произведений, компьютерные игрушки «по мотивам» великих исторических событий , катастроф и т.д.
По преимуществу современная массовая культура товарна и развлекательна, делает ставку на зрелищность, однако подтекстом ее является манипулирование сознанием человека, превращение последнего в легко управляемого, усредненного стандартизированного индивида, в котором стерто все личностное, духовное, в котором нет стремления к лучшему и совершенному, который живет, не задумываясь о завтрашнем дне. Таким образом, главные функции, которые выполняет массовая культура в современном обществе могут быть обозначены как
утилитарно-развлекательная;
манипулирование человеческой психикой (нивелировка взглядов и вкусов под сложившийся обывательский стереотип);
иллюзорно-компенсаторная (приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез).
Аналогично изменению смысла термина массовая культура переосмысляется сегодня и значение понятия элитарная культура. Элитарной сегодня называют уже не столько культуру элиты общества (элита – особый высший слой общества, наделенный специфическими духовными способностями и качествами), сколько культуру, ориентирующую не на стандарт, а на индивидуальность, традиционность и высокодуховность. Элитарная культура – плюралистичная, разнообразная, высокоинтеллектуальная, имеет нерушимый стержень - высоконравственные идеалы развития человека и культуры.
Проблеме омассовления современной культуры, необходимости стремления к элитарности посвящена одна из работ знаменитого испанского философа и культуролога Х. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс».
Ортега-и-Гассет пишет о современной ситуации, когда вся власть в обществе перешла к массам. По его мнению, Запад переживает сейчас самый тяжелый кризис, который может постигнуть нацию, общество, культуру, и имя ему - восстание масс. «Сомневаюсь, - пишет философ, - чтобы в истории нашлась еще эпоха, когда массы господствовали так явно и непосредственно, как сегодня».
Масса, с точки зрения Ортеги, – это множество людей без особых достоинств, это средний заурядный человек. Человек массы, рассуждает философ, – это тот, кто чувствует себя «точь-в-точь» как остальные и притом нисколько этим не огорчен, а, наоборот, счастлив чувствовать себя таким же, как все. Масса давит все непохожее, личностное, избранное – вульгарные мещанские души сегодня смело заявляют свое право на вульгарность. Человеку массы не дано проектировать и планировать, он всегда плывет по течению, поэтому он ничего не создает, как бы ни были велики его возможности и власть. Как считает Ортега-и-Гассет, человек массы наделен двумя основными чертами: безудержный рост жизненных вожделений, а тем самым личности, и принципиальная неблагодарность ко всему, что позволило так хорошо жить.
Человек массы не хочет считаться ни с какой внешней инстанцией или авторитетом. Он доволен собой таким, как он есть. Замкнутость души лишает человека массы возможности познать свое несовершенство. Впрочем, человек массы совсем неглуп – он раз и навсегда усвоил набор общих мест, предрассудков, обрывков мыслей и пустых слов, случайно нагроможденных в памяти, и «с развязностью, которую можно оправдать только наивностью, пользуется этим мусором всегда и везде». Сейчас у заурядного человека есть самые определенные идеи обо всем, что в мире происходит и должно произойти, поэтому, как считает испанский философ, он перестал слушать других.
Масса не желает терпеть рядом с собой тех, кто к ней не принадлежит. Она питает смертельную ненависть ко всему иному. Метод действия масс (типичный и единственный) – «прямое действие». Суть моральных заповедей массы – жить, не подчиняясь правилам (человек массы отбросил устаревшие заповеди, в итоге – пришел к нравственному кризису).
Как считает Ортега-и-Гассет, принципы, на которых покоится наша цивилизация, просто не существуют для современного человека массы. Основные культурные ценности его не интересуют, он с ними не соглашается, он не намерен их защищать (главное для человека массы, чтобы он мог себя чувствовать совершенно свободным от всякого подчинения высшему, в том числе правилам, нормам, ценностям, авторитетам).
По мнению Ортеги-и-Гассета, закономерность возникновения массового общества связана с несколькими факторами:
– облегчением жизни и экономической обеспеченностью – физическими благами, комфортом, общественным порядком (начиная со второй половины века, средний человек уже был свободен от социальных перегородок: заурядный человек узнает, что все люди равны в своих правах);
– увеличением и «разрастанием» мира в пространстве (увеличился кругозор – каждый человек принимает участие во всей жизни планеты) и во времени (предыстория и археология, пишет Ортега, открыли нам исторические области невероятной давности);
– чрезмерным изобилием жизненных благ и возможностей, что автоматически ведет к созданию уродливых, порочных форм жизни, к появлению особых людей-выродков (частный случай такого типа – «аристократ», избалованный ребенок, человек-масса).
Резюмируя все вышесказанное, Ортега-и-Гассет утверждает, что мы живем в эпоху выравнивания и нивелировки - происходит выравнивание богатств, прав, культур, классов, полов и даже континентов. Итогом такой нивелировки человека становится появление нового типа – человека массы (представителя массовой культуры). Однако, по мнению философа, не стоит тешить себя иллюзиями, что человек массы окажется способным, как ни поднялся его уровень, управлять ходом всей нашей цивилизации.
Выход только один – обратиться к элитарной культуре и возродить человека элиты. Человек элиты, как определяет его испанский мыслитель, – человек выдающийся, всегда чувствующий внутреннюю потребность обращаться вверх, к авторитету или принципу, которому он свободно и добровольно служит. Он предъявляет к себе высокие требования (в противоположность человеку массы, который всегда доволен собой). Человек элиты проводит жизнь в служении (Как сказал Гете: «Жить в свое удовольствие – удел плебея; благородный стремится к порядку и закону»), благородная жизнь напряженна и готова к новым достижениям, подлинный человек элиты – человек энергии и действия.
Знаменателен вывод, которой делает в своем «Восстании масс» Ортега-и-Гассет: «у Европы нет перспектив, если только судьба ее не попадет в руки людей подлинно современных, проникнутых ощущением истории, сознанием уровня и задач нашей эпохи и отвергающих всякое подобие архаизма и примитивизма. Нам нужно знать подлинную целостную историю, чтобы не провалиться в прошлое, а найти выход из него». Только так, по мнению философа, можно преодолеть и изжить порабощающий наше общество феномен омассовления (массового человека и массовое сознание).
- Культурология
- Раздел I. Понятие культуры. Основные этапы культурного развития человечества
- Глава 1. Предмет и основные понятия культурологического знания
- 1. 1. Становление и развитие культурологического знания. Культурология как интегративная дисциплина
- 1. 2. Понятие культуры. Культура как пространство смысла
- 1.3. Семиотическое поле культуры
- 1.4. Понятие культурной динамики
- 1.5. Понятие типологии культуры
- Глава 2. Первобытная культура
- 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
- 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы
- 2.3. Особенности первобытного искусства
- Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
- 3.1. Культура Месопотамии
- 3.2. Культура Древнего Египта
- 3.3. Культура Древней Индии
- Глава 4. Античная культура
- 1.1. Древнегреческая культура
- 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
- 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
- 4.1.3. Древнегреческая мифология
- 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
- 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
- 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
- 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
- 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
- 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
- Глава 5. Христианство
- Возникновение христианства
- 5.2 Вселенские соборы.
- 5.3 Условия и причины раскола христианства
- 5.4 Особенности православного вероучения и культа.
- ГЛава 6. Культура Византии
- 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
- 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
- 6.3. Художественная культура Византии.
- Глава 7. Культура западноевропейского средневековья
- 7. 1. Периоды развития культуры западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
- 7. 2. Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
- 7.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
- 7. 4. Романский и готический стиль в средневековой культуре
- Глава 8. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8. 1. Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
- 8.2. Гуманизм эпохи Возрождения
- 8.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
- Искусство Итальянского Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- 4. Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
- 8. 5. Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
- Глава 9. Европейская культура нового времени
- 9.1. Картина мира Нового времени. Становление рационалистического мировоззрения
- 9. 2. Наука как феномен культуры. Классическая наука Нового времени
- 9. 3. Особенности культуры эпохи Просвещения
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 10. Стили и направления в искусстве нового времени
- 10. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
- 10. 2. Эстетизм рококо
- 10. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
- 10. 4. Реалистические тенденции в культуре Нового времени
- 10.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 11. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
- Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
- Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
- Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
- 11.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
- Глава 12. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 12.2. Христианизация восточных славян
- 12.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 12.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 13. Русская культура
- 13.1. Культура Московского государства
- 13.2. Культура Петербургского периода
- 13.3. Золотой век русской культуры
- Глава 14. Особенности БелорусскОй культурЫ
- 14.1. Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 14.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 14.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 15. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 15.2. Культура послереволюционной России
- 15.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 15.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 15.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 16. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 16.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 16.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 16.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур
- Раздел 3. Основы современной культуры
- Глава 17. Основные тенденции развития культуры в хх веке
- 17.1. Картина мира и мировоззренческие проблемы культуры хх века
- 2. Проблема массовости и элитарности в современной культуре
- Роль средств массовой коммуникации (смк) в развитии современной культуры и феномен манипулирования сознанием
- 4. Хх век и социально-культурное расслоение общества: субкультуры, контркультуры, маргинальные культурные образования
- Глава 18. Модернизм и постмодернизм в современной культуре
- 18. 1. Мировоззрение эпохи модернизма. Основные направления искусства авангарда
- 18.2. Ситуация постмодерна в культуре конца хх в.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 19 (вместо заключения). Современный мир: глобализация или столкновение цивилизаций?