Английский театр
В то время как в странах континентальной Европы театральная жизнь была полна художественных исканий, английский театр не претерпел никаких существенных изменений. Конец XIX – начало XX вв. было ознаменовано тем, что ни английская театральная критика, ни антрепренеры, ни актеры не приняли драматургию Ибсена, следовательно, линию реализма в театральном искусстве.
Английская драматургия этого времени – это «хорошо сделанные пьесы» А. Пинеро, Д. Барри, Г. Джонса, которые подражали Э. Ожье и В. Сарду. Именно такого рода пьесы составляли основу репертуара английского театра. Это отвечало вкусам респектабельной публики. Авторы таких пьес позволяли себе умеренную критику буржуазных нравов, а также отдавали дань сентиментальности и мещанского морализирования. Единственное произведение, пережившее свое время, – это сказка-фантазия Д. Барри «Питер Пэн» о приключениях английского мальчика.
Только в 90-е гг. появились драматурги, противопоставившие свое творчество мещанским вкусам. Среди них первое место, несомненно, принадлежит Бернарду Шоу (1856-1950), который резко обличал общественную жизнь и английскую буржуазию.
Почти одновременно с Шоу в драматургию вошел писатель и критик Оскар Уайльд (1856-1900), придерживавшийся иных взглядов, но буржуазию он тоже эпатировал. Уайльд разделял эстетическую позицию: «искусство для искусства» и в своих статьях «Упадок жизни» и «Критик как художник» (1890) выдвигал мысль, что «искусство – абсолютная истина, ему нет дела до фактов». Наиболее полно эти взгляды отразились в драме «Саломея» (1892) и в трагедии «Герцогиня Падуанская» (1883).
«Саломею» он написал на французском языке специально для Сары Бернар, и только много лет спустя он перевел ее на английский язык. Эта пьеса – на библейские мотивы; в ней своеобразно сочетаются болезненная эротика, надлом и высокая поэтичность. Это была дань декадансу.
Совершенно другие приемы характеризуют его комедии: «Веер леди Уиндермир» (1892), «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Как важно быть серьезным» (1895), «Идеальный муж» (1895). Действие в этих пьесах происходит в высшем обществе, к которому автор относится иронически, а в «Идеальном муже» он даже обличает его порочность.
Обращает на себя внимание великолепный литературный язык Уайльда, изящество, остроумие и парадоксальность диалогов. Эти качества позднее мы увидим в комедиях Б. Шоу.
- Л.М. Петрова
- Формы осмысления действительности называются формами общественного сознания, иными словами – это мысли, идеи, представления, сложившиеся в обществе.
- П р о с т р а н с т в е н н ы е и с к у с с т в а
- Античный театр древняя греция
- Устройство античного театра
- Греческая драматургия
- Эсхил (525 – 456 г.Г. До н.Э.)
- Софокл (496-406 г.Г. До н.Э.)
- Еврипид (485-406 г.Г. До н.Э.)
- Греческая комедия
- Аристофан (446-385 г.Г. До н.Э.)
- Менандр (343/2 – 292 г.Г. До н.Э.)
- Античная теория искусства
- Платон (427-347 гг. До н.Э.)
- Театр древнего рима
- Появление литературной драмы в Риме
- Римская комедия
- Плавт (254 – 184 г.Г. До н.Э.)
- «Наука поэзии» Горация
- Организация театральных представлений в Риме.
- Значение античного театра и античной культуры
- Истоки средневековой культуры
- Содержание средневекового искусства
- Формы театрального искусства средневековья
- Эпоха возрождения Италия – родина Возрождения
- Итальянский театр Возрождения
- Маски комедии дель арте
- Мировое значение комедии дель арте.
- Испанское возрождение. «Золотой век» испанского театра.
- Устройство театра и организация театральных зрелищ.
- Организация театрального дела в Испании
- Английское возрождение Английский театр
- Особенности исторического развития Англии в XVI веке
- Английские гуманисты
- Английская драматургия и театр в XVI веке
- Устройство театра
- Шекспир (23 апреля 1564 – 23 апреля 1616)
- Английский театр после Шекспира
- Значение английского театра Возрождения
- Эпоха классицизма. Французский театр классицизма
- Драматургия классицизма
- Классицизм в искусстве актера и в сценографии. (о том, как шел процесс развития театра классицизма)
- Английский театр эпохи Просвещения
- Разработка теории актерского искусства в XVIII веке
- Таким образом, только обладая и разумом и чувствительностью, актер будет трогать зрительный зал как в трагедии, так и в комедии.
- Французское Просвещение. Французский театр.
- Вольтер (1694-1778)
- Театральное искусство
- Итальянский театр эпохи Просвещения
- Немецкий театр эпохи Просвещения.
- Драматургия Шиллера.
- Эстетика Шиллера
- Сценическое искусство Германии
- Стилевые тенденции эпохи Просвещения
- Русский театр от истоков до конца XVIII века
- Культура и театр русского средневековья
- Русское народное прикладное искусство Русский фольклор и фольклорный театр
- Формы русского средневекового театра
- Скоморохи на Руси.
- Театр при Алексее Михайловиче
- Художественная культура и театр России в первой половине хiх века
- Комедия начала XIX века
- Актерское искусство
- Декорационное оформление спектаклей начала XIX века
- А.С. Грибоедов и театр
- Сценическая история комедии «Горе от ума»
- О трактовках образа Чацкого на сцене
- Русский романтический театр
- А.С. Пушкин и театр
- Сценическая судьба трагедии «Борис Годунов».
- «Маленькие трагедии»
- Сценическая судьба «маленьких трагедий»
- Значение драматургии Пушкина в развитии русского театра.
- Н.В. Гоголь и театр
- История и эстетика театра
- Часть II. Мировой театр XIX века Европейский театр XIX века (до 1871 г.) Введение
- Французский театр Театр периода Великой Французской революции
- Театр начала XIX века
- Актерское искусство Франции периода романтизма.
- Сценическое искусство
- Английский романтический театр
- Актерское искусство
- Немецкий романтический театр
- Итальянский театр периода романтизма.
- Европейский театр конца XIX века
- Введение
- Французский театр
- Актерское искусство
- Скандинавский театр
- Английский театр
- Актерское искусство
- Немецкий театр
- Создание Свободной сцены
- Итальянский театр
- Русская художественная культура и театр второй половины XIX века
- Сатирическая драматургия
- Борьба за осуществление театральной реформы.
- Осуществление театральной реформы
- А.П. Чехов и театр
- Театральное учение к.С. Станиславского и мировой театр