1.4. Принципиальные особенности базовой программы курса «Социальная информатика»
Предлагаемая для системы высшего образования базовая модульная программа изучения курса «Социальная информатика» имеет ряд принципиальных особенностей, на которые хотелось бы обратить внимание преподавателей.
Главные из них состоят в следующем:
1. При формировании общей структуры базовой программы ее автор считал своей главной задачей сконцентрировать внимание педагогов на изучении тех основных проблем становления глобального информационного общества, которые являются сегодня уже достаточно хорошо выраженными, освещаются в научной печати, но все еще слабо изучаются в традиционных курсах системы образования. Сюда относятся проблемы изучения роли информации в истории развития цивилизации, стратегического значения информационных ресурсов общества и его информационного потенциала, а также ряд других информационных аспектов социально-экономических проблем развития современного общества.
2. В то же время при определении содержания как основных, так и дополнительных проблемных блоков широко использовался принцип опережающего образования. Суть использования этого принципа в данном случае заключалась в том, что при определении содержания проблемных блоков, а также при отборе рекомендуемой для их изучения литературы главным критерием являлась ориентация на будущее. Другими словами, внимание преподавателя обращалось не только на уже очевидные проблемы, но также и на те новые тенденции, которые выявлены в результате научных исследований и которые в самые ближайшие годы могут стать причиной новых серьезных социальных проблем и явлений. К числу таких проблем относятся, например, проблема информационного неравенства людей в новой информационной среде, проблемы информационной безопасности личности и общества, некоторые другие.
Нам представляется, что изучение этих проблем в системе высшего образования сегодня крайне необходимо для того, чтобы своевременно подготовить специалистов и педагогов к новым условиям их жизни и профессиональной деятельности в глобальном информационном обществе.
3. Изложенный ниже текст базовой программы не следует рассматривать как окончательно завершенную разработку. Скорее всего, это лишь новый этап большой работы коллектива ученых и преподавателей, которые поставили перед собой цель создать достаточно гибкую структурно-тематическую основу для изучения новой для системы высшего образования учебной проблематики.
При этом они старались найти рациональное соотношение фундаментальности и прагматичности в подходах к структуризации и изложению новых научных и социальных проблем.
Автор будет признателен за все замечания и предложения по существу данной работы, которые будут учтены на последующих этапах реализации проекта.
- К. К. Колин
- Предисловие
- Введение
- Главаi предмет и задачи учебного курса «социальная информатика»
- 1.1.Состояние и тенденции развития курса информатики для системы образования
- 1.2.Современное представление о предмете информатики
- 1.3.Научно-методологические проблемы развития социальной информатики
- 1.4.Современная структура предметной области социальной информатики
- 1.5.Конгресс юнеско о новых принципах изучения информатики в системе образования
- 1.6. Опыт России в изучении курсе социальной информатики в системе высшего образования
- Глава 2роль информации в развитии общества
- 2.1.История развития цивилизации и основные информационные революции
- 2.2.Информатизация общества как глобальный процесс
- 2.3.Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества
- 2.4.Информационные технологии -катализатор процесса развития современного общества
- 2.5.Информатизация общества и проблемы образования
- 2.6.Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности
- Глава III информационные ресурсы общества
- 3.1.Виды и классификация информационных ресурсов
- 3.2.Информационная инфраструктура общества
- 3.3.Информационные продукты и услуги
- 3.4.Информационный рынок
- 3.5.Государственная политика в области информационных ресурсов
- 3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
- Глава IV информационный потенциал общества
- 4.1.Структура информационного потенциала общества
- 4.2.Информационная техносфера
- Техносферы в развитых странах на 1997 год
- 4.3.Информационно-телекоммуникационные системы и технологии
- 4.4.Информационная культура общества
- Глава vинформационное общество
- 5.1.Основные черты информационного общества
- 5.2.Информационная экономика
- 5.3.Технологии информационного общества
- 5.4.Путь России к информационному обществу
- 5.5.Новая информационная среда обитания
- 5.6. Информационные проблемы национальной безопасности
- 5.7.Информационная безопасность
- 5.8.Информационная война
- Глава VI человек в информационном обществе
- 6.I.Информационный образ жизни
- 6.2.Информационное неравенство
- 6.3.Информационные аспекты творчества и развивающее образование
- 6.4. Информационная свобода личности
- 6.5. Информационная преступность
- 6.6. Проблема информационно-психологической безопасности
- Заключение
- Литература
- Словарь основных терминов
- Глава 1. Предмет и задачи учебного курса
- Глава 2. Роль информации в развитии общества
- Глава 3. Информационные ресурсы общества
- Глава 4. Информационный потенциал общества
- Глава 5. Информационное общество
- Глава 6. Человек в информационном обществе
- Приложение социальная информатика базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования
- 1. Введение
- 1.1. Назначение курса «Социальная информатика»
- 1.2. Ожидаемые результаты
- 1.3. Основные принципы формирования содержания учебного курса
- 1.4. Принципиальные особенности базовой программы курса «Социальная информатика»
- 2. Состав и общая структура программы
- 2.1. Модульная структура программы
- 2.2. Краткое содержание проблемных модулей
- 2.3. Типовая структура проблемных модулей
- 3. Структура и содержание проблемных модулей
- 3.1. Проблемный модуль №1 «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»
- 3.1.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.1.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.2. Проблемный модуль №2 «Роль информации
- 3.2.1. Педагогические задачи модуля
- 3.2.2. Основные проблемные блоки
- 3.2.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.2.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3. Проблемный модуль № 3
- 3.3.1. Педагогические задачи модуля
- 3.3.2. Основные проблемные блоки
- 3.3.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.3.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.4. Проблемный модуль №4
- 3.4.1. Педагогические задачи
- 3.4.2. Основные проблемные блоки
- 3.4.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.4.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.5. Проблемный модуль №5 «Информационное общество»
- 3.5.1. Педагогические задачи
- 3.5.2. Основные проблемные блоки
- 3.5.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.6. Проблемный модуль №6 «Человек в информационном
- 3.6.1. Педагогические задачи
- 3.6.2. Основные проблемные блоки
- 3.6.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.6.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.6.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.7. Проблемный модуль №7 «Информационная цивилизация»
- 3.7.1. Педагогические задачи
- 3.7.2. Основные проблемные блоки
- 3.7.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.7.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.7.5. Краткое содержание дополнительных проблемных модулей
- 4. Список литературы по курсу
- Глава I предмет и задачи учебного курса «социальная информатика» 9