Вопросы для самопроверки
Назовите языческих богов восточных славян. Проанализируйте, как они трансформировались в христианскую веру.
Объясните, что такое религиозный синкретизм. Укажите, какие конкретно в нем совмещены элементы язычества и христианства.
Назовите составляющие устного народного творчества восточных славян, приведите примеры.
Назовите исторические былины (от 3 до 10), раскройте краткое содержание отдельных из них.
Назовите ведущие элементы "узорочья", приведите примеры их наличия в современном искусстве, быту, архитектуре, ремесле.
Кто на Руси за приверженность к знаниям получил прозвище "Философ"?
Кто такой Гуттенберг? За что ему выдана пожизненная пенсия: ежегодно новое платье, 20 мер зерна, 2 воза вина. По какому поводу его имя чтимо в России?
В картинах какого русского художника запечатлена обстановка и дух дорюриковской старины. Назовите художника и его картины.
О каком произведении древности Бестужев - Рюмин сказал: "Это энциклопедический труд, архив, в котором хранятся следы погибших для нас произведений первоначальной нашей литературы".
В какой переводной древней повести, поступившей на Русь в начале XIII века слова: "Сыне, имя и слава почетнее человеку, нежели красота его лица, потому что слава вечно пребывати, а лицо после смерти увядает".
Почему пословицы и поговорки древности имеют повсеместное хождение у народов России до современного времени. Назовите запомнившиеся вам пословицы и поговорки.
Раскройте культурные потери славян в результате монголо-татарского ига.
Назовите отличительные особенности становления российской цивилизации.
Тест
Определите, в каком произведении древней русской литературы есть слова: "Велика бо бывает полза от учения книжного; книгами бо кажеми и учими есми пути покаянью, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо суть рекы, напающе вселеную, се суть исходяща мудрости; книгами бо есть неищетная глубина: сими бо в печати утешаеми есмы; си суть узда въездержанью. Мудрость бо велика есть…"
Определите, кому принадлежат слова о русском языке: М.В. Ломоносову, Л.Н. Толстому, К.Г. Паустовскому, В.Г. Белинскому, Просперу Мериме.
"В нем великолепие испанского, живопись французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков"
Употреблять иностранное, когда есть равносильное русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус".
"Язык - душа нации".
"Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку".
"Русский язык является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенной с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого фразы".
Отгадайте загадки:
По дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел.
В лесу выросло, из лесу вынесли, в руках плачет, а кто слушает, скачет.
Сани бегут, оглобли стоят.
На улице столбом, в доме скатертью.
Как вы поясните следующее суждение: "Культура совестлива, а бескультурье хитро, культура добра и иронична, а бескультурье - бездуховно, себялюбиво и агрессивно".
Допишите антиномии, имеющие место в русской культуре:
индивидуализм -
смирение-
монашеский аскетизм-
мягкость-
самоотверженность-
элитарность-
обыденность -
религиозность-
Определите, что наиболее вызвало особенности становления российской цивилизации и культуры :
Огромные географические пространства.
Полиэтничность.
Приверженность православию.
Аграрный тип страны.
Христианское искусство, духовность в осмыслении быта.
Наличие общины и других референтных групп.
Осмыслите и поясните следующие пословицы и поговорки: "Каков век, таков и человек", "Каков гость, такова ему и честь", "Каков грех, такова и расправа", "Какие думы, такие и песни", "Каков дар, такой и поклон", "Каков дед, таков и обед", "Каков дуб, таков и клин, каков батька, таков и сын", "Каков корень, таково и семя", "Каков корм, таков и конь", "Каков муж, такова и речь", "Каков ни будь пень, а все за ним тень", ""Каков пастырь, таковы и овцы", "Какова жена, таков и муж", "Какова резва ни будь ложь, а от правды не уйдет", "Каково начало, таков и конец".
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры