1.2.Современное представление о предмете информатики
История формирования термина «информатика»
В контексте рассматриваемых проблем, безусловно, заслуживает внимания все еще дискуссионный вопрос о наименовании современного учебного курса информатики. Вопрос этот имеет не только учебно-методологический, но и философско-научный характер, так как он самым тесным образом связан с современными представлениями о содержании предмета информатики как науки и, следовательно, о содержании предмета соответствующей этой науке учебной дисциплины. Ведь, как говорили древние, «правильно называть означает правильно понимать». А именно в этом имеются сегодня достаточно серьезные расхождения у методологов сферы образования.
Так, например, в Соединенных Штатах Америки, в Канаде и некоторых латиноамериканских странах сегодня достаточно широко распространен термин «computer science» (компьютерная наука), который и используется в качестве наименования как для научной, так и для учебной дисциплин, изучающих процессы обработки, хранения и передачи информации при помощи компьютеров и телекоммуникационных систем. Тем самым подчеркивается «компьютерная ориентация» предметной области этих научной и учебной дисциплин.
Что же касается России, стран СНГ и Западной Европы, то здесь более распространен термин французского происхождения «informatique» (информатика), который, вероятнее всего, является производным от двух других французских терминов — «informatione» (информация) и «avtomatique» (автоматика).
Термин «информатика» представляется нам сегодня более удачным для наименования рассматриваемых научной и учебной дисциплин, так как он в большей мере отражает информационную ориентацию их предметной области. Это мнение разделяют и украинские ученые. Свидетельством этому являются наименования двух недавно образованных на Украине академий наук. Одна из них — Международная академия компьютерных наук и систем — свои исследования концентрирует, в основном, на проблемах создания и эффективного использования компьютеров и систем на их основе, которые столь необходимы обществу для реализации современных и перспективных информационных технологий.
Другая академия наук — Украинская Академия информатики — основной целью своих исследований ставит изучение информации и информационных процессов в обществе, социальных последствий его информатизации.
Как видим, это две тесно связанные, но существенно различные по своему содержанию предметные области.
Учитывая вышеизложенное, сегодня можно достаточно обоснованно утверждать, что «информатика» и «компьютерная наука» — это не два разных наименования одной и той же научной и учебной дисциплины, а название двух смежных тесно связанных, но различных по своему содержанию дисциплин. При этом в связи с быстрым расширением предметной области информатики это различие будет становиться в дальнейшем все более заметным.
Информатика в современной системе научного знания
Информатика —достаточно новая научная дисциплина. Своим появлением она обязана развитию глобального процесса информатизации общества, который, в свою очередь, является проявлением общей закономерности развития цивилизации. Сегодня этот процесс приобрел общепланетарный характер и охватывает практически все развитые страны мира, в том числе и Россию. Информатизация общества влечет за собой многие весьма радикальные научно-технические, экономические и социальные изменения. Она существенным образом изменяет привычные условия жизни людей, их производственной деятельности, быта и отдыха. Тенденции и темпы развития этих изменений убедительно свидетельствуют о том, что наступающий XXI век будет веком информации [I].
Как наука информатика переживает сейчас период своего бурного развития. Зародившись в недрах науки о процессах управления — кибернетики, информатика сегодня быстро расширяет свою предметную область. Буквально на наших глазах из технической дисциплины о методах и средствах обработки данных при помощи вычислительной техники информатика превращается в фундаментальную науку об информации и информационных процессах не только в технических системах, но также в природе и обществе [2].
При этом необходимо подчеркнуть, что, в отличие от кибернетики, внимание которой сосредоточено, в основном, на исследовании систем и процессов управления, главными объектами изучения для информатики являются информационные системы, а также методы и средства генерации, хранения, передачи и использования информации в различных условиях, которые в последние годы получили обобщенное название информационных сред.
Необходимо отметить, что информатика как самостоятельная наука имеет сегодня не только свою достаточно четко очерченную проблемную область, но и свои собственные методы исследования. К их числу относятся метод информационного подхода, а также метод информационного моделирования изучаемых явлений.
Использование этих методов позволяет уже сегодня выявлять, анализировать и понимать многие фундаментальные свойства и закономерности природных и социальных явлений в окружающем нас мире.
Можно вполне обоснованно утверждать, что информатика сегодня — это одна из стратегически важных и перспективных «точек роста» мировой науки. Вокруг нее формируется целый комплекс новых направлений научных исследований, находящихся на стыках информатики с другими науками. К их числу относится социальная информатика (наука о процессах информатизации общества), биологическая информатика (наука об информационных процессах в биологических системах), социальная когнитология (наука о развитии интеллектуального потенциала общества) и некоторые другие [З].
Таким образом, в современном понимании информатика представляет собой комплексное научное направление, имеющее междисциплинарный характер. Она активно содействует развитию ряда других научных направлений и тем самым выполняет интегративную функцию в системе наук. Именно такого представления об информатике придерживаются сегодня многие ведущие ученые России и Украины, активно работающие в области развития фундаментальных основ информатики как одной из наиболее перспективных междисциплинарных областей научного знания.
Вполне естественно, что эти представления уже находят свое отражение в системе образования России и в первую очередь в системе ее высшей школы.
Перспективы развития информатики в ближайшем будущем
Наиболее важными тенденциями развития информатики, которые в последние годы становятся все более заметными, являются следующие [4].
1. В области научной методологии происходит философское переосмысление роли информации и информационных процессов в развитии природы и общества. При этом растет понимание общенаучного значения информационного подхода как фундаментального метода научного познания [5].
2. В области теоретической информатики наиболее перспективными представляются исследования общих свойств информации как одного из проявлений реальности, изучение принципов информационного взаимодействия в природе и обществе, а также основных закономерностей реализации информационных процессов в различных информационных средах.
Такие исследования в последние годы все более активно проводятся российскими учеными, и можно ожидать, что в результате этих исследований будет, наконец, сформирована общая теория информации, которая и станет теоретической базой для дальнейшего развития информатики как фундаментальной науки.
Необходимость создания этой теории становится все более очевидной, а ее основные положения, безусловно, будут использоваться как в естественных, так и в гуманитарных науках, которые в последние годы все чаще сталкиваются с информационными проблемами, но все еще не имеют достаточно удовлетворительных научных объяснений удивительного по своей многогранности феномена информации.
3. В области развития средств информатизации прогнозируется дальнейший рост массового производства и распространения персональных ЭВМ, встраиваемых микропроцессоров, а также создания глобальных и региональных сетей обмена информацией. Достаточно указать на стремительное развитие сети ИНТЕРНЕТ, которая уже насчитывает десятки миллионов пользователей и сегодня фактически представляет собою глобальную мировую информационную систему.
В то же время благодаря усилиям американской компании IBM, а также некоторых компьютерных фирм Германии начинается новый этап в производстве и все более широком использовании вычислительных машин средней и большой производительности. Хотя ранее казалось, что машины этого класса окончательно вытеснены с мирового компьютерного рынка. Вероятнее всего, в использовании этих средств информатизации следует ожидать нового ренессанса, так как их функциональные и эксплуатационные характеристики растут столь высокими темпами, что здесь открываются совершенно новые возможности для развития информационной сферы общества.
Так, например, даже младшие модели из разработанного вышеуказанными фирмами ряда программно и аппаратно совместимых ЭВМ средней производительности обладают быстродействием в сотни миллионов операций в секунду. Они очень надежны и способны поддерживать эффективную работу десятков и сотен терминалов пользователей, удаленных от ЭВМ на расстояние до 100км. При этом удельные затраты на обеспечение функционирования одного терминала оказываются существенно более низкими, чем при использовании терминалов в ставших уже традиционными сетях персональных ЭВМ.
Это открывает новые возможности для информатизации финансовой и экономической деятельности, управления городским хозяйством, транспортными системами, а также материальными и людскими ресурсами.
В ближайшие годы на компьютерном рынке ожидается появление сверхпортативных и сравнительно недорогих персональных компьютеров типа NOTEBOOK, которые будут обладать большой емкостью памяти на миниатюрных оптических дисках. Это приведет к революционным изменениям в социальной сфере общества, так как создаст принципиально новые возможности для работы, творчества и получения образования в домашних условиях. Персональный компьютер станет доступным и необходимым для многих членов общества, что существенно повысит его информационную культуру, приведет к соответствующим изменениям общественного сознания.
Общей тенденцией развития средств информационной техники и информационных систем различного назначения (радио и телефонной связи, видеосистем и устройств, кино, фото, измерительной и копировальной аппаратуры, издательской техники и т. п.) стал ее массовый перевод на цифровую элементную базу, использование компьютерного микропрограммирования и цифровых методов передачи и хранения информации. При этом границы между аналоговой и цифровой информационной техникой быстро размываются, продвигаясь в сторону последней. В ближайшие годы эта тенденция, по всей вероятности, не только сохранится, но и будет нарастать.
Таким образом, арсенал создаваемых человеком технических средств, которые в ближайшем будущем необходимо будет рассматривать как средства информатизации, быстро расширяется.
4. В области информационных технологий ожидается существенное расширение их функциональных возможностей по обработке и использованию изображений, речевой информации, полнотекстовых документов, результатов научных измерений и массового мониторинга. Новое развитие получат электронные библиотеки текстовой, аудио и видеоинформации, а также электронные полнотекстовые архивы.
Продолжаются поиски эффективных методов формализованного представления знаний, в том числе нечетких и плохо формализуемых, а также методов их использования при автоматизированном решении сложных задач в различных сферах социальной практики. Одновременно с этим бурно развиваются информационные технологии решения задач ситуационного управления, а также информационные технологии для поддержки принятия управленческих решений.
Гораздо скромнее выглядят сегодня результаты использования достижений современной информатики в исследовании человека, медицине, здравоохранении, развитии культуры. Связано это не только с финансовыми ограничениями, но, главным образом, с отставанием в области подготовки специалистов в соответствующих предметных областях, хорошо владеющих средствами и методами информатики и предоставляющих себе ее быстро возрастающие возможности. Решить эту проблему может и должна перспективная система образования, в которой необходимо существенно усилить информационную ориентацию.
Вклад ученых России в развитие информатики
как науки и учебной дисциплины
В последние годы российскими учеными активно ведутся фундаментальные исследования в области информационных проблем развития современного общества, включая и философские проблемы анализа роли информации и научных знаний в процессе дальнейшей эволюции цивилизации, перехода общества к новой парадигме безопасного и устойчивого развития. В основе этих исследований лежит ноосферная концепция эволюции биосферы, созданная трудами таких всемирно известных российских ученых, как К. Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.В. Тимофеев-Ресовский. Сегодня эта концепция получила свое дальнейшее развитие в работах российских философов Н.Н. Моисеева, А.Д. Урсула, А.И. Ракитова, Р.Ф. Абдеева и др. [6,9].
В работах российских ученых информация и научные знания рассматриваются сегодня как важнейший стратегический ресурс дальнейшего развития цивилизации, а проблема активизации и эффективного использования этого ресурса выдвигается как наиболее важная и приоритетная среди других научно-технических и социально-экономических проблем современного общества [I].
Результаты этих исследований активно обсуждаются учеными и педагогами в научной печати, на семинарах и конференциях и уже находят свое отражение и в содержании ряда пилотных учебных курсов по информатике, которые читаются в российских вузах. Так, например, в составе курса «Теоретическая информатика», который в течение ряда лет читается для слушателей Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации, а также для студентов Московского государственного социального университета, сведения об информации, знаниях, информационных процессах и информационных технологиях излагаются преподавателями именно с этих философских и общесистемных позиций [10].
Что же касается анализа роли информационных процессов в современном обществе, а также влияния глобального процесса информатизации на развитие общества и самого человека, то эти проблемы рассматриваются в специальном учебном курсе «Социальная информатика», который с 1989 года изучают студенты и аспиранты ряда университетов и гуманитарных вузов России в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.
Необходимо отметить, что социальная информатика, как новая и весьма перспективная комплексная научная и учебная дисциплина, получает в последние годы все более широкое признание в российской системе высшего образования. Уже созданы и успешно функционируют проблемно ориентированные кафедры социальной информатики в МГУ им. Ломоносова, в Московском государственном социальном университете, в Нижегородском государственном университете. В 1994 году образована ассоциация этих кафедр.
По проблемам социальной информатики в России защищаются кандидатские и докторские диссертации, регулярно проводятся научные и научно-методические семинары, ежегодно издается сборник научных трудов «Социальная информатика» и серия научных монографий «Проблемы социальной информатики» [12,13].
В Высшую аттестационную комиссию России направлено ходатайство научной общественности о введении новой научной специальности «Социальная информатика» , что позволило бы активизировать подготовку научных кадров по этой актуальной и социально значимой научной проблеме.
Безусловно, заслуживает также внимания и опыт России в части использования курса информатики и информационных технологий при подготовке и переподготовке специалистов для органов государственной службы, который имеется, в частности, в Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации. Начиная с 1994 года эта академия в системе продолженного высшего образования государственных служащих выпускает также и специалистов, которым после защиты дипломного проекта присваивается квалификация «Системный аналитик по информационным технологиям» [ 14].
Появление специалистов такой квалификации в органах федеральной и муниципальной власти России — факт сам по себе весьма примечательный. Он, безусловно, будет содействовать более эффективному развитию процесса информатизации российского общества, тем более, что Академия государственной службы имеет ряд филиалов в различных регионах России.
Международное сотрудничество России
в области новых проблем теоретической и социальной информатики
Научно-методический и педагогический опыт России в области изучения отмеченных выше новых проблем теоретической и социальной информатики начиная с 1989 года достаточно регулярно обсуждается на международных конференциях, конгрессах и форумах, для участия в которых приглашаются как специалисты стран Запада, так и ученые из стран «ближнего зарубежья», бывших ранее республиками СССР. Так, например, на Международном конгрессе «Информационные процессы и технологии» (Москва, 1993) этим проблемам были посвящены все четыре пленарных доклада [ 15], а международные конференции по проблемам социальной информатики стали практически ежегодными [ 16]. Очередная конференция «Социальная информатика—2000» состоялась в Москве в апреле 2000 года.
Научные результаты и педагогический опыт российских ученых в области информатики в настоящее время изучаются специалистами ряда университетов США, Великобритании, Западной Германии, Франции, Испании, Португалии, Индии. По некоторым проблемам, например в области развития методов дистанционного обучения и мультимедиатехнологий, международное сотрудничество осуществляется на долгосрочной договорной основе с такими странами, как Великобритания и Испания, а в области развития теоретической и социальной информатики — с учеными Украины.
Для более широкого и многопланового развития этого международного сотрудничества необходима финансовая поддержка со стороны ЮНЕСКО и правительств стран-участниц этой организации. В первую очередь эта поддержка необходима в части публикации и распространения научных трудов и монографий в области перспективных проблем информатики, а также проведения научных и научно-методических конференций и семинаров по наиболее актуальным проблемам.
Что же касается проблемы обобщения и распространения уже имеющегося научно-методического опыта изучения курсов «Теоретическая информатика», «Социальная информатика» и «Информационные технологии в системе органов государственной службы», то опыт России здесь является уникальным и заслуживает самого пристального изучения.
Характеристика информатики как образовательной области в государственных образовательных стандартах России
В последние годы в российской системе образования наметился новый подход к изучению информатики как фундаментальной общеобразовательной дисциплины, который находит все большее понимание и поддержку не только среди ученых, но и среди преподавателей высшей и средней школы, работников Министерства образования. Этот подход уже начинает активно проникать и в государственные образовательные стандарты России. Так, например, в проекте федерального компонента государственного образовательного стандарта России для начального общего, основного общего и среднего (полного) образования [17] содержится следующая характеристика информатики как образовательной области: «Информатика — в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий».
Мировоззренческая роль курса информатики в системе образования
Необходимо особо подчеркнуть мировоззренческую роль курса информатики в современной системе образования. Изучение этого курса содействует формированию у обучаемых целостной системно-информационной картины мира, пониманию ими общности информационных основ процессов управления в живой природе, обществе и технике [18].
Таким образом, информатика сегодня — это актуальная комплексная междисциплинарная проблема, в решении которой одинаково важны как фундаментальные, так и прикладные исследования. Для ее решения необходимо тесное взаимодействие специалистов академической науки и системы образования. Главным итогом вышеуказанного взаимодействия должно стать продвижение новых идей и результатов в области фундаментальной информатики в сферу образования. Сегодня этот процесс уже стал практически необратимым, так как поддерживается не только
специалистами академической науки, но также многими учеными и преподавателями, работающими в сфере образования.
Представляется исключительно важным и своевременным сфокусировать внимание руководителей органов образования, ученых и педагогов, а также средств массовой информации на этом направлении развития системы образования для того, чтобы новый подход к изучению информатики наш ел свое адекватное отражение в программах, методиках и учебных планах системы высшего и среднего образования, а также в системе переподготовки специалистов с высшим образованием и в первую очередь — педагогов.
При этом изменения должны быть внесены не только в содержание курса изучения информатики и смежных с ней технических дисциплин (вычислительной техники, кибернетики), но также и в содержание курсов ряда гуманитарных дисциплин, таких, как философия, экономика, социология, психология.
- К. К. Колин
- Предисловие
- Введение
- Главаi предмет и задачи учебного курса «социальная информатика»
- 1.1.Состояние и тенденции развития курса информатики для системы образования
- 1.2.Современное представление о предмете информатики
- 1.3.Научно-методологические проблемы развития социальной информатики
- 1.4.Современная структура предметной области социальной информатики
- 1.5.Конгресс юнеско о новых принципах изучения информатики в системе образования
- 1.6. Опыт России в изучении курсе социальной информатики в системе высшего образования
- Глава 2роль информации в развитии общества
- 2.1.История развития цивилизации и основные информационные революции
- 2.2.Информатизация общества как глобальный процесс
- 2.3.Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества
- 2.4.Информационные технологии -катализатор процесса развития современного общества
- 2.5.Информатизация общества и проблемы образования
- 2.6.Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности
- Глава III информационные ресурсы общества
- 3.1.Виды и классификация информационных ресурсов
- 3.2.Информационная инфраструктура общества
- 3.3.Информационные продукты и услуги
- 3.4.Информационный рынок
- 3.5.Государственная политика в области информационных ресурсов
- 3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
- Глава IV информационный потенциал общества
- 4.1.Структура информационного потенциала общества
- 4.2.Информационная техносфера
- Техносферы в развитых странах на 1997 год
- 4.3.Информационно-телекоммуникационные системы и технологии
- 4.4.Информационная культура общества
- Глава vинформационное общество
- 5.1.Основные черты информационного общества
- 5.2.Информационная экономика
- 5.3.Технологии информационного общества
- 5.4.Путь России к информационному обществу
- 5.5.Новая информационная среда обитания
- 5.6. Информационные проблемы национальной безопасности
- 5.7.Информационная безопасность
- 5.8.Информационная война
- Глава VI человек в информационном обществе
- 6.I.Информационный образ жизни
- 6.2.Информационное неравенство
- 6.3.Информационные аспекты творчества и развивающее образование
- 6.4. Информационная свобода личности
- 6.5. Информационная преступность
- 6.6. Проблема информационно-психологической безопасности
- Заключение
- Литература
- Словарь основных терминов
- Глава 1. Предмет и задачи учебного курса
- Глава 2. Роль информации в развитии общества
- Глава 3. Информационные ресурсы общества
- Глава 4. Информационный потенциал общества
- Глава 5. Информационное общество
- Глава 6. Человек в информационном обществе
- Приложение социальная информатика базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования
- 1. Введение
- 1.1. Назначение курса «Социальная информатика»
- 1.2. Ожидаемые результаты
- 1.3. Основные принципы формирования содержания учебного курса
- 1.4. Принципиальные особенности базовой программы курса «Социальная информатика»
- 2. Состав и общая структура программы
- 2.1. Модульная структура программы
- 2.2. Краткое содержание проблемных модулей
- 2.3. Типовая структура проблемных модулей
- 3. Структура и содержание проблемных модулей
- 3.1. Проблемный модуль №1 «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»
- 3.1.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.1.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.2. Проблемный модуль №2 «Роль информации
- 3.2.1. Педагогические задачи модуля
- 3.2.2. Основные проблемные блоки
- 3.2.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.2.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3. Проблемный модуль № 3
- 3.3.1. Педагогические задачи модуля
- 3.3.2. Основные проблемные блоки
- 3.3.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.3.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.4. Проблемный модуль №4
- 3.4.1. Педагогические задачи
- 3.4.2. Основные проблемные блоки
- 3.4.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.4.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.5. Проблемный модуль №5 «Информационное общество»
- 3.5.1. Педагогические задачи
- 3.5.2. Основные проблемные блоки
- 3.5.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.6. Проблемный модуль №6 «Человек в информационном
- 3.6.1. Педагогические задачи
- 3.6.2. Основные проблемные блоки
- 3.6.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.6.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.6.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.7. Проблемный модуль №7 «Информационная цивилизация»
- 3.7.1. Педагогические задачи
- 3.7.2. Основные проблемные блоки
- 3.7.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.7.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.7.5. Краткое содержание дополнительных проблемных модулей
- 4. Список литературы по курсу
- Глава I предмет и задачи учебного курса «социальная информатика» 9