Билет № 15 Особенности работы режиссера в детском театральном коллективе.
Как говорил К.С. Станиславский - для режиссера основным материалом в его искусстве является творчество актера. Из этого следует, что если актеры не творят, не мыслят и не чувствуют — если они пассивны, творчески инертны, — режиссеру нечего делать, ему не из чего создавать спектакль: у него нет в руках нужного материала. Поэтому первая обязанность режиссера- вызвать в актере творческий процесс, разбудить его органическую природу для настоящего, полноценного, самостоятельного творчества. Когда же этот процесс возникнет, то родится и вторая обязанность режиссера — непрерывно поддерживать этот процесс, не давать ему погаснуть и направлять его к определенной цели в соответствии с общим идейно-художественным замыслом спектакля.
Поскольку педагогу – организатору, режиссеру приходится иметь дело не с одним актером, а с целым детским коллективом, то отсюда возникает и третья его важная обязанность — непрерывно согласовывать между собой результат творчества всех юных актеров таким образом, чтобы создать в конце концов идейно-художественное единство спектакля — гармонически целостное произведение театрального искусства.
Все эти задачи педагог-организатор, режиссер осуществляет в процессе выполнения своей главной функции: творческой организации сценического действия. В основе действия всегда — тот или иной конфликт. Конфликт вызывает столкновение, борьбу, взаимодействие между персонажами пьесы (недаром они называются действующими лицами). Организовать и выявить конфликты через взаимодействие юных актеров, находящихся на сцене, призван режиссер. Он творческий организатор сценического действия.
Но осуществить эту функцию убедительно — так, чтобы дети-актеры действовали на сцене правдиво, органично и зритель верил бы в подлинность их действий, — невозможно при помощи насилия, методом приказа, командования. Педагог- организатор, режиссер должен уметь увлекать актера своими заданиями, вдохновлять его на их выполнение, будоражить его воображение, будить его артистическую фантазию, незаметно заманивать его на правильную дорогу истинного творчества.
Необходимо помнить о том, что именно в практике работы с детьми – следует применять режиссерские подсказы и показы. Словесное объяснение правильно считается основной формой режиссерских указаний. Пользоваться этим важным средством творческого общения не только можно, но и должно, однако делать это надо умело и с известной осторожностью. Метод показа экономит время: мысль, на разъяснение которой необходим иногда целый час, может быть при помощи показа донесена до актера в течение двух-трех минут. Поэтому нужно не отказываться от этого ценного, но опасного инструмента, а научиться правильно с ним обращаться.
Почему мы говорим «опасного инструмента»? При работе со взрослыми людьми – мы должны помнить о том, что очень важно разбудить самостоятельное творчество, тем самым заставляя фантазировать человека о своем образе. Ребенку же наоборот, подчас трудно понять, что от него требует режиссер, он не разбирается так глубоко в психических процессах актерского мастерства – поэтому ему будет проще работать над ролью с помощью режиссерских подсказов.
Во-первых, педагогу – организатору, режиссеру необходимо иметь выдержку и терпение, не удовлетворяться до тех пор, пока выполнение задания, не станет органической потребностью юного актера. Для этого он должен не только разъяснить актеру смысл своего задания, но и увлечь его этим заданием. Он должен разъяснять и увлекать — воздействуя одновременно и на разум, и на чувство, и на фантазию юного актера — до тех пор, пока сам собою не возникнет творческий акт, то есть пока результат режиссерских усилий не выразится в форме совершенно свободной, как бы совсем непреднамеренной, непроизвольной реакции.
Во-вторых, пользоваться показом следует не столько для того, чтобы продемонстрировать, как нужно сыграть то или иное место роли, сколько для того, чтобы раскрыть какую-нибудь существенную сторону образа. Это можно сделать, показывая поведение данного действующего лица в самых разнообразных обстоятельствах, не предусмотренных сюжетом и фабулой пьесы. Например, имея в виду раскрытие существенных черт характера Хлестакова, можно показать, как он идет по Невскому проспекту, когда у него водятся деньжонки; или как он входит в канцелярию того департамента, где он служит; или как он пытается завязать знакомство с барышней на улице и т.п. Такой показ механически скопировать нельзя. Но при помощи такого показа можно заразить актера нужным для данной роли темпераментом, увлечь его на поиски таких особенностей внешней характерности образа, как походка, манера говорить, жестикулировать, двигаться и т.п., предоставив актеру полную возможность самостоятельно распорядиться полученным материалом при решении того или иного конкретного момента роли.
Педагог – организатор, режиссер должен научиться вскрывать творческую индивидуальность каждого юного актера, обогащать ее и развивать. Он должен уметь также подхватить творческую инициативу ребенка, в пока еще несовершенном хаотическом материале актерских красок подсмотреть то ценное, что следует всячески развивать и совершенствовать.
- Билет № 7 Методика организации школьного театрализованного представления.
- Билет № 9 Методика организации конкурсно-игровой развлекательной программы
- Билет № 12 Этапы постановки спектакля в условиях детской театральной студии.
- Билет № 13 Особенности организации театральной студии среди детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.
- Билет № 2, 14 Методика организации театрализованного массового праздника.
- Билет № 15 Особенности работы режиссера в детском театральном коллективе.
- Билет № 16 Режиссерский замысел.