logo
kulturol_posobie_Anokhina

1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах

Исторические источники свидетельствуют, что самые первичные сведения и информация о седой древности славян отсутствуют. Но согласно сведениям византийских, готских, арабских авторов (Прокопия Кесарийского, Иордана, Ибн Хордадбех) прародиной славян была территория от Балкан до современной Белоруссии, от Днепра до Центральной Европы. А это значит - Югославия, Македония, Черногория, Северная Италия, Болгария, Хорватия.

Образование славян датируется 1000 л. до н.э. - 2 пол. I тыс. н.э. В 6-9 веках в результате длительной и сложной перегруппировки многих племен образовались многочисленные объединения. Это были уже не племена, а военно-политические союзы, они включали в себя до ста и более мелких племен. Среди них: вятичи, друговичи, радимичи, кривичи, ужичи, поляне, древляне, северяне, бужане, волыняне, россы, словене, чуды, мерь и многие другие. Назывались они по месту их оседлости, жительства и более сильного и многочисленного племени.

Эти союзы были зародышевой формой государства у славян, т.е. протогосударствами.

На жизнь этих объединений влияли Россы - более организованное племя, встроенное во властные структуры. Они были создателями администрации, выступали судьями местного населения, создателями администрации, строителями городов - крепостей, организовывали военные походы, были купцами, воинами, торговали с Византией и Востоком, собирали дань.

Россы - это князья, бояре, мечники, дружинники, составляющие военный, церковный, административный аппарат власти. Они много работали по сбору земель, их защите, охране географических территорий. Позднее россы выступали не как этническая группа, а как государственная управленческая сила.

Так, в 9-10 веках, как сообщает Большая Историческая Энциклопедия, "Олег княжа в Киеве, были у него словене - россы, ходил в земли друговичей, кривичей, северян и др. славян, платящих ему дань и Киевское государство населяющие». Историки доказывают, что слово "князь" - издревле славянское. Власть князей ограничивалась народною пользою.

В строительстве городов в 6-7 веках славяне не преуспевали. Жили в шалашах. Город того периода - это собрание хижин, окруженных валом или забором. К 9-10 векам у славян сложились города Киев, Ладога, Новгород, Полоцк, Ростов, Чернигов. В 814 году территория, заселяемая славянами, равнялась Византийской империи. Славянские племена кочевали, ассимилировались, слились с 22 этносами, победив их по крови, языку, нравам, культуре.

Племена, объединенные в славянство, были разные, но жили мирно. Воевали, в основном, с тюрками, угрофинами, половцами, хазарами, скифами, сарматами, татаро-монголами. Так, в 965 г. князь Святослав Игоревич разгромил Хазарский каганат, от которого Русь долго зависела.

Каждое объединение восточнославянских племен имело свои законы, предания, обычаи, нравы. Они все во многом были разные. Историк Б. Рыбаков сообщает, что согласно "Повести временных лет", славяне были смелыми, воинственными, выносливыми, мужественными. Недаром в 6 веке первоначальный союз со Средним Преднистровьем называли "народом богатырей". Они умели защищаться, но при этом "поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее - что дают. А древляне "живут зверинским образом", убивают друг друга, едят "все нечистое" и браков у них нет, но "умыкают девиц у воды". Радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, подобно зверям, ели " все нечистое" и срамословили при отцах и снохах. У них также не бывало браков, а устраивались игрища между селами с плясками и песнями; и здесь "умыкали" себе жен по сговору с ними; имели и по две, и по три жены. Если кто-нибудь из них умирал, то устраивали "тризну" (торжественное прощание с покойником в виде военного состязания, игр или битвы), а затем делали большую колоду из дров, возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали. А после, собрав кости, вкладывали их в небольшой глиняный сосуд и ставили на столбах при дорогах.

Особенности славянского быта - кулачный бой, игры, потехи, бегание взапуски, пляски с сильным движением мышц, взмахом рук, приседаниями, топаньем ног, говорят о славянах, как о людях крепких, деятельных.

Здесь уместно отметить, что на формирование образа восточных славян, как этноса, влияли ряд факторов. Крупнейший русский историк С.М. Соловьев утверждает, что в поступательно - прогрессивном историческом движении путь у славян, как и у других народов, един:

На становление славянства влияла природа племен, объединенных в союз, а также ход внешних событий и влияние, идущее от народов, которые славянство окружали.

В.О. Ключевский, ученик С.М. Соловьева, среди множества факторов, направляющих историческое развитие славянства и становление его культуры, выделял:

  1. Природу страны, поскольку она определяет направление хозяйственной деятельности.

  2. Физическую природу человека, так как она определяет, завязывает, направляет частную жизнь человека.

  3. Конкретную личность как силу, проявляющую творчество в умственной, нравственной, хозяйственной жизни.

  4. Общество - как среду, которая создает жизнь политическую, социальную, культурную, духовную.

Известны многие изречения крупных ученых о специфике становления российской цивилизации славянства. С.М. Соловьев говорил: "Великая Русская земля требует и работы великой"; "Спросим народ об его истории и мы узнаем народ".

В.О. Ключевский полагал: "Природа и судьба вели великоросса так, что приучили его выходить на прямую дорогу окольными путями. Великоросс мыслит и действует, как ходит". «Исторический закон - строгий дядька незрелых народов и бывает для них палачом, когда их глухая детская строптивость переходит в безумную готовность к историческому забвению», "Одним отличительным признаком великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения".

Н.Я. Данилевский писал: "Все великие моменты в жизни русского народа как бы не имеют предвестников… Предшествующий им процесс есть процесс чисто внутренний, происходящий в глубине народного духа, незримо и неслышимо. Народ отрешается внутренне от того, что подлежит отмене или изменению, борьба происходит внутри народного сознания, и когда приходит время заменить старое новым на деле, эта замена совершается с изумительною быстротою, без видимой борьбы".

Л.Н. Гумилев в книге "От Руси к России" отмечает, что развитию своеобразной, богатой и исторически уникальной культуры восточных славян способствовали следующие факторы:

В становлении российской культуры указанные моменты служили духовной и материальной основой для развития, стимулирования и созидания в различных сферах общества.

Уместно отметить, что продвижение славянских племен на Восток положило начало формированию, развитию и становлению великороссов.

Экономика славянских племен была сначала собирающей - добыча мехов, рыбы, зверя, леса, меда. Такая экономика не закрепляла человека на земле. Племена кочевали, поскольку местность была неблагоприятна для производства прибавочного продукта - леса, болота. Кочевые народы также своими набегами стимулировали передвижения славян.

Основными занятиями восточнославянских племен были:

  1. подсечно-огневая система земледелия, с возделыванием ржи, пшеницы, ячменя, проса, гороха, бобов, льна, конопли, редьки, лука, чеснока, капусты;

  2. животноводство – с разведением лошадей, коров, свиней, коз, овец, птицы;

  3. охота - на кабана, оленя, медведя, бобра, лисицу, куницу, зайца;

  4. рыбная ловля - крючками, сетями, неводами;

  5. бортничество - сбор меда диких пчел.