1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
Исторические источники свидетельствуют, что самые первичные сведения и информация о седой древности славян отсутствуют. Но согласно сведениям византийских, готских, арабских авторов (Прокопия Кесарийского, Иордана, Ибн Хордадбех) прародиной славян была территория от Балкан до современной Белоруссии, от Днепра до Центральной Европы. А это значит - Югославия, Македония, Черногория, Северная Италия, Болгария, Хорватия.
Образование славян датируется 1000 л. до н.э. - 2 пол. I тыс. н.э. В 6-9 веках в результате длительной и сложной перегруппировки многих племен образовались многочисленные объединения. Это были уже не племена, а военно-политические союзы, они включали в себя до ста и более мелких племен. Среди них: вятичи, друговичи, радимичи, кривичи, ужичи, поляне, древляне, северяне, бужане, волыняне, россы, словене, чуды, мерь и многие другие. Назывались они по месту их оседлости, жительства и более сильного и многочисленного племени.
Эти союзы были зародышевой формой государства у славян, т.е. протогосударствами.
На жизнь этих объединений влияли Россы - более организованное племя, встроенное во властные структуры. Они были создателями администрации, выступали судьями местного населения, создателями администрации, строителями городов - крепостей, организовывали военные походы, были купцами, воинами, торговали с Византией и Востоком, собирали дань.
Россы - это князья, бояре, мечники, дружинники, составляющие военный, церковный, административный аппарат власти. Они много работали по сбору земель, их защите, охране географических территорий. Позднее россы выступали не как этническая группа, а как государственная управленческая сила.
Так, в 9-10 веках, как сообщает Большая Историческая Энциклопедия, "Олег княжа в Киеве, были у него словене - россы, ходил в земли друговичей, кривичей, северян и др. славян, платящих ему дань и Киевское государство населяющие». Историки доказывают, что слово "князь" - издревле славянское. Власть князей ограничивалась народною пользою.
В строительстве городов в 6-7 веках славяне не преуспевали. Жили в шалашах. Город того периода - это собрание хижин, окруженных валом или забором. К 9-10 векам у славян сложились города Киев, Ладога, Новгород, Полоцк, Ростов, Чернигов. В 814 году территория, заселяемая славянами, равнялась Византийской империи. Славянские племена кочевали, ассимилировались, слились с 22 этносами, победив их по крови, языку, нравам, культуре.
Племена, объединенные в славянство, были разные, но жили мирно. Воевали, в основном, с тюрками, угрофинами, половцами, хазарами, скифами, сарматами, татаро-монголами. Так, в 965 г. князь Святослав Игоревич разгромил Хазарский каганат, от которого Русь долго зависела.
Каждое объединение восточнославянских племен имело свои законы, предания, обычаи, нравы. Они все во многом были разные. Историк Б. Рыбаков сообщает, что согласно "Повести временных лет", славяне были смелыми, воинственными, выносливыми, мужественными. Недаром в 6 веке первоначальный союз со Средним Преднистровьем называли "народом богатырей". Они умели защищаться, но при этом "поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее - что дают. А древляне "живут зверинским образом", убивают друг друга, едят "все нечистое" и браков у них нет, но "умыкают девиц у воды". Радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, подобно зверям, ели " все нечистое" и срамословили при отцах и снохах. У них также не бывало браков, а устраивались игрища между селами с плясками и песнями; и здесь "умыкали" себе жен по сговору с ними; имели и по две, и по три жены. Если кто-нибудь из них умирал, то устраивали "тризну" (торжественное прощание с покойником в виде военного состязания, игр или битвы), а затем делали большую колоду из дров, возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали. А после, собрав кости, вкладывали их в небольшой глиняный сосуд и ставили на столбах при дорогах.
Особенности славянского быта - кулачный бой, игры, потехи, бегание взапуски, пляски с сильным движением мышц, взмахом рук, приседаниями, топаньем ног, говорят о славянах, как о людях крепких, деятельных.
Здесь уместно отметить, что на формирование образа восточных славян, как этноса, влияли ряд факторов. Крупнейший русский историк С.М. Соловьев утверждает, что в поступательно - прогрессивном историческом движении путь у славян, как и у других народов, един:
к одной цели - стремление к воплощению идеалов добра, справедливости;
через одни и те же этапы - этап господства чувства и мысли;
под воздействием одних и тех же факторов - природных, этнических, внешних.
На становление славянства влияла природа племен, объединенных в союз, а также ход внешних событий и влияние, идущее от народов, которые славянство окружали.
В.О. Ключевский, ученик С.М. Соловьева, среди множества факторов, направляющих историческое развитие славянства и становление его культуры, выделял:
Природу страны, поскольку она определяет направление хозяйственной деятельности.
Физическую природу человека, так как она определяет, завязывает, направляет частную жизнь человека.
Конкретную личность как силу, проявляющую творчество в умственной, нравственной, хозяйственной жизни.
Общество - как среду, которая создает жизнь политическую, социальную, культурную, духовную.
Известны многие изречения крупных ученых о специфике становления российской цивилизации славянства. С.М. Соловьев говорил: "Великая Русская земля требует и работы великой"; "Спросим народ об его истории и мы узнаем народ".
В.О. Ключевский полагал: "Природа и судьба вели великоросса так, что приучили его выходить на прямую дорогу окольными путями. Великоросс мыслит и действует, как ходит". «Исторический закон - строгий дядька незрелых народов и бывает для них палачом, когда их глухая детская строптивость переходит в безумную готовность к историческому забвению», "Одним отличительным признаком великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения".
Н.Я. Данилевский писал: "Все великие моменты в жизни русского народа как бы не имеют предвестников… Предшествующий им процесс есть процесс чисто внутренний, происходящий в глубине народного духа, незримо и неслышимо. Народ отрешается внутренне от того, что подлежит отмене или изменению, борьба происходит внутри народного сознания, и когда приходит время заменить старое новым на деле, эта замена совершается с изумительною быстротою, без видимой борьбы".
Л.Н. Гумилев в книге "От Руси к России" отмечает, что развитию своеобразной, богатой и исторически уникальной культуры восточных славян способствовали следующие факторы:
богатое духовное наследие народов, составивших славянский народ;
творческие способности народов, данные им природой;
нравственные начала и устои, выработанные племенами за долгую их историю;
способность славян воспринимать и заимствовать из внешней культуры лишь то, что отвечает потребностям общества и их образу жизни.
В становлении российской культуры указанные моменты служили духовной и материальной основой для развития, стимулирования и созидания в различных сферах общества.
Уместно отметить, что продвижение славянских племен на Восток положило начало формированию, развитию и становлению великороссов.
Экономика славянских племен была сначала собирающей - добыча мехов, рыбы, зверя, леса, меда. Такая экономика не закрепляла человека на земле. Племена кочевали, поскольку местность была неблагоприятна для производства прибавочного продукта - леса, болота. Кочевые народы также своими набегами стимулировали передвижения славян.
Основными занятиями восточнославянских племен были:
подсечно-огневая система земледелия, с возделыванием ржи, пшеницы, ячменя, проса, гороха, бобов, льна, конопли, редьки, лука, чеснока, капусты;
животноводство – с разведением лошадей, коров, свиней, коз, овец, птицы;
охота - на кабана, оленя, медведя, бобра, лисицу, куницу, зайца;
рыбная ловля - крючками, сетями, неводами;
бортничество - сбор меда диких пчел.
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры