logo
kulturol_posobie_Anokhina

4. Ремесло восточных славян. Архитектура

Истоки древнего искусства уходят в глубину тысячелетий. Славяне соприкасались со скифами, сарматами, предками литовцев, латышей, финнами. В процессе ассимиляции славяне воспринимали не только фольклор, но и изобразительное искусство славянизируемых народов.

В Древней Руси для обозначения разных видов искусства существовало чудесное слово "узорочье", оно дает представление о быте всех классов, от смерда до князя.

Быт древних славян пронизан любовью к красоте, выдумке, необычности. Серость обыденной жизни украшалась хитроумной деревянной резьбой, яркой вышивкой на холсте, кружевоплетением. Многое сейчас потеряно. Лишь этнографическое искусство деревни XVIII- XIX в.в. по тканным и вышитым узорам одежды и полотенец, в символике ковшей, прялок, в колядках, заклинательных новогодних песнях и гаданиях помогает представить элементы узорья.

Памятники прикладного искусства знакомят с различными видами ремесленной техники. Так, украшения делались из сплавов меди, серебра, узорье отделано скрюченной проволокой (скань), тысячами сверкающих крохотных капель металла (зернь).

Народное искусство было более архаичным, традиционным, нежели княжеско-боярским, которое впитывало в себя орнаменты заграничных тканей, посуды. Интерес представляют украшения боярынь, княгинь, зарытые в момент нашествия Батыя, после гибели владельцев, оставшиеся лежать в земле (Киев, Чернигов, Владимир, Рязань).

В середине Х века, в эпоху Святослава, у стен Чернигова нашли в огромном кургане останки двух князей, по обычаю сожженных на погребальном костре. Провожая их, также по обычаю, выпили из священных сосудов - турьих рогов. Рядом с ними найден нож для заклания жертв. Турьи рога - обязательный славянский атрибут языческих богов, а позднее принадлежность свадебного обряда. Устья рогов оправлены серебром, есть серебряная бляха с растительным узором, чеканка гирлянды в восточном духе, растительные узоры, переплетенные между собой фигуры птиц, зверей, животных, кусающих друг друга, а также стоящих отдельно, у двух чудищ - сросшиеся хвосты.

Особый интерес ученые проявляют к женским украшениям: бляхи от кокошников, височные кольца, бусы, металлические подвески, амулеты - обереги, перстни, браслеты. Сделано все это крестьянами, деревенскими ремесленниками, самоучками. В украшениях Х - XII веков нет элементов христианства. Уступки были лишь в способах захоронения мертвых: их не сжигали, а придавали земле.

Особо следует отметить - амулеты - обереги в составе свадебных украшений. Это были топорики с узорами солнца, чашечки без дна (поили мать - сыру землю), зубы и когти хищников (бронза и серебро), иногда это были гребни со звериными головками (спасают от Бабы Яги, богини Смерти), костяные подвески с конской головой. На украшениях изображены: лик Луны, солнце с лучами, голова быка, кружевные узоры, композиции их жизни животных. На браслетах - оберегах изображались символы воды: плетенка, волны, змеи, струйки, русалки.

Славяне, высоко развивая художественное ремесло, тесно связывали его с земледелием, рыбной ловлей, скотоводством, строительством. В число ремесел входили: керамика, работа с металлом, деревом, камнем, кружевоплетение, ювелирное мастерство.

Славяне умели создавать и использовать различные технологии: плавку, ковку, сварку, паяние, литье, волочение проволоки. В строительстве использовали подъемники, коромысла, вращательные механизмы, создавали монеты, замки.

Искуснее всего Русь видна в обработке дерева. Ставились деревянные избы, хоромы (дворцы), ворота, мосты, крепостные стены, готовились лодки, сани, телеги, утварь. Не случайно позднее в Кижах была искусно построена 23-главая церковь без единого гвоздя.

Зодчество на Руси развивалось и совершенствовалось в единстве с обществом, и было наиболее существенной частью его материальной культуры. Архитектура, по выражению Н.В. Гоголя, тоже летопись мира. Это не только уникальные сооружения и постройки. Это материальная среда жизни людей, предназначенная для трудовых, бытовых, духовных, эстетических, культурных процессов, происходящих в обществе.

Архитектура, как часть культуры, производна, ее развитие зависит от уровня художественного мышления, развития техники, усвоения достижений мировой культуры, среды, в которой формируется эстетическое представление, состояние культуры общества в целом, связи зодчества с национальной почвой.

Характеризуя основные вехи и черты древнерусской и более поздней архитектуры, следует отметить:

  1. Определенное влияние на нее византийской культуры, архитектуры и непосредственно византийских архитекторов, работающих на Руси.

  2. Стремление русского зодчества еще на заре своего развития отойти то византийских канонов и искать самостоятельные пути в архитектуре. Православный храм, начиная уже с 991 года - Десятинная церковь эволюционизирует от античной базилики (вытянутости) к храму земное небо, т.е. к купольности. Она по православной символике олицетворяет единство циклической замкнутости времени и его протяженности. Эта идея нашла свое воплощение в архитектуре крестово-купольных храмов

  3. Отличительной чертой домонгольской Руси является монументальность форм - крупный масштаб, фронтальность.

  4. К концу XII века открыта новая страница русского зодчества - создание башнеобразных храмов, динамичных, устремленных вверх пропорций, отличающихся повышенной нарядностью и декоративностью.

К началу XI века упоминается, что на Руси было построено более 400 церквей и храмов. Наиболее значимые из них:

Храм Софии в Новгороде - XI век - 5 -купольный;

Собор Спаса в Чернигове - XI век - 5 - купольный;

Собор Софии в Киеве XI век - 13 - купольный

В XII - XIII веках сложились самобытные архитектурные школы в Новгороде, Пскове, Владимире, Галиче, Смоленске. Их творениями можно назвать в Новгороде:

1113г.- Николо - Дворищенская церковь новгородских князей.

1117- Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря

1119- Георгиевский собор Юрьева монастыря

1179 - церковь Благовещения

1185-1192- церковь Петра и Павла

1196- Кирилловский собор

1198- церковь Спаса Нередицы

1198-1202- церковь Ильи на Славне

в Пскове: XII век- церковь Дмитрия Солунского

1156- Собор Спаса Преображения Мирожского Монастыря.

Более изысканные по пропорциям, стройные, украшенные архитектурным и рельефным декором являются сооружения владимиро-суздальской школы во II половине XII века. К ним можно отнести:

1152- Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

1193-1197- Дмитриевский Собор

1215 - Успенский Собор в Кремле Ярославля.

1225- Собор Рождества Богородицы в Суздале

1145-1146- Храм Бориса и Глеба в Смоленске

Создание башнеобразных храмов началось со строительства церкви Параскевы Пятницы в Чернигове, Святого Василия в Овруче, Михаила Архангела в Смоленске. А закончился этот процесс такими гениальными произведениями древнерусского зодчества, как 1530-1532г.г. - церковь Вознесения в Коломенском (XVI в), Храм Василия Блаженного в Москве, Спасская церковь в Спасо-Андрониковом монастыре.

Длительное время на Руси имело распространение деревянное зодчество, особенно храмы клетские, шатровые, ярусные, многлавые.

В области жилищного строительства на Руси сложилось два типа построек: северные со срубными стенами, деревянным, часто поднятым над землей полом, двускатной кровлей и большой печью, сложенной из камней, и южные: пол несколько углублен по отношению к поверхности земли, стены деревянные, часто присыпались снаружи землей.

Из деревянных церквей в первой половине Х -XI в.в. можно отметить - церковь Ильи в Киеве, собор в Ростове, церковь Бориса и Глеба в Вышгороде, тринадцатиглавая деревянная София Новгородская. Первые известные нам мастера - древодели - зодчие Миронег - нач. XI века, Ждан-Никола - конец XI века.

Общеизвестно, что в 1018г., т.е. через 30 лет после крещения Руси, как отмечалось, было построено 400 церквей со служителями, пантеонами святых. Церкви должны были строиться на местах, где стояли прежде языческие идолы. Так, первая церковь Киева - Храм Святого Василия - покровителя Владимира - поставлен на Холме, где ранее был идол Перуна.

На Руси получили распространение крестово-купольные типы храмов. Первыми храмами были только места, окруженные кольями, или четыре столба, накрытые кровлею, с завесами по сторонам. Затем из одного дерева строились храмы, наружные стены украшались резными образами. Внутри стены обивались красными коврами, было много рогов от разных зверей, покрытых резною работою.

Здание внутри расчленялось четырьмя массовыми столбами, образуя в плане крест. На столбах, соединенных попарно балками, возводился "барабан", завершавшийся куполом. Восточная часть здания имела выступы для алтаря - апсиды. Внутреннее пространство делилось столбами на нефы - межрядные пространства. В западной части здания - балкон (хоры), где во время богослужения находились князь, его семья, приближенные.

Наиболее употребляемые, распространенные понятия в архитектуре древних:

Планфа - тонкий плиткообразный кирпич.

Скрытый ряд - тип кладки, при котором на фасад здания выходили не все ряды кирпичей, а через один. Заглубленный ряд снаружи закрывали раствором.

Крестово-купольный храм (назван по типу перекрытия).

Апсиды - полукруглые или граненые помещения, примыкающие к зданию с восточной стороны. В средней апсиде размещался алтарь; неф - пространство между рядами столбов, лопатки - плоские вертикальные выступы на фасадах, соотносимые со столбами, закомары - полукружье верхней части стены, обычно соответствующие форме внутреннего свода.

Для Киевской Руси характерно уступчатое многоглавие храмов, но в начале XII века распространение получают более лаконичные, монолитные одноглавые храмы. Начинается использование местного строительного материала, во многом предопределяющее внешний вид построек. Выразительными средствами архитектуры являлись: композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объем, фактура, цвет материалов, синтез искусств.

Каменное строительство на Руси начато в начале XI века. На каменную архитектуру влияли заимствования из Византии и богатые традиции деревянного зодчества.

Первой каменной постройкой была «Десятинная церковь», возведенная в Киеве в конце Х века греческими мастерами. Разрушена монголо-татарами. Самый "византийский" - Спасо-Преображенский собор в Чернигове - 1036г. Софийский Собор в Киеве - 1054г. - вершина южнорусского зодчества XI века -пятинефный храм. Вслед за ним построены Софийский соборы в Новгороде, Полоцке. К концу XII века в древнерусской архитектуре появляются храмы башнеобразной формы - Спасо-Евросиниев монастырь в Полоцке - 1159г., Собор Михаила Архангела в Смоленске - 1194г., церковь Параскевы Пятницы в Чернигове - конец XII в.

В Новгороде после установления республиканского строя церковь еще более приобретает значимость как центр общественной жизни. Строительство их заказывали бояре, купцы, прихожане. Возник новый тип храма - четырехстопный кубический с одним куполом и тремя апсидами. Таковыми являются церковь Благовещения близ Новгорода - 1179г., Петра и Павла на Синичьей горке - 1192,Спаса - Нередицы - 1198.

Псковские постройки отличались от Новгородских отсутствием столбов (Ивановский монастырь, церковь Спаса в Мирожском монастыре). Традиции новгородской и псковской архитектуры использовали строители Владимиро- Суздаля, Владимира и др. городов Руси.

Тяжелые, почти катастрофические, последствия имела культура и экономика восточных славян в результате нашествия монголо-татарских кочевых народов. Население уничтожалось либо пленилось, материальные средства, богатства в виде дани вывозились, города уничтожались, сжигались, ремесленное искусство почти прекратилось, памятники зодчества разрушались, новые не строились, памятники письменности во многом погибли, в упадок пришло прикладное искусство, культура.