4. Ремесло восточных славян. Архитектура
Истоки древнего искусства уходят в глубину тысячелетий. Славяне соприкасались со скифами, сарматами, предками литовцев, латышей, финнами. В процессе ассимиляции славяне воспринимали не только фольклор, но и изобразительное искусство славянизируемых народов.
В Древней Руси для обозначения разных видов искусства существовало чудесное слово "узорочье", оно дает представление о быте всех классов, от смерда до князя.
Быт древних славян пронизан любовью к красоте, выдумке, необычности. Серость обыденной жизни украшалась хитроумной деревянной резьбой, яркой вышивкой на холсте, кружевоплетением. Многое сейчас потеряно. Лишь этнографическое искусство деревни XVIII- XIX в.в. по тканным и вышитым узорам одежды и полотенец, в символике ковшей, прялок, в колядках, заклинательных новогодних песнях и гаданиях помогает представить элементы узорья.
Памятники прикладного искусства знакомят с различными видами ремесленной техники. Так, украшения делались из сплавов меди, серебра, узорье отделано скрюченной проволокой (скань), тысячами сверкающих крохотных капель металла (зернь).
Народное искусство было более архаичным, традиционным, нежели княжеско-боярским, которое впитывало в себя орнаменты заграничных тканей, посуды. Интерес представляют украшения боярынь, княгинь, зарытые в момент нашествия Батыя, после гибели владельцев, оставшиеся лежать в земле (Киев, Чернигов, Владимир, Рязань).
В середине Х века, в эпоху Святослава, у стен Чернигова нашли в огромном кургане останки двух князей, по обычаю сожженных на погребальном костре. Провожая их, также по обычаю, выпили из священных сосудов - турьих рогов. Рядом с ними найден нож для заклания жертв. Турьи рога - обязательный славянский атрибут языческих богов, а позднее принадлежность свадебного обряда. Устья рогов оправлены серебром, есть серебряная бляха с растительным узором, чеканка гирлянды в восточном духе, растительные узоры, переплетенные между собой фигуры птиц, зверей, животных, кусающих друг друга, а также стоящих отдельно, у двух чудищ - сросшиеся хвосты.
Особый интерес ученые проявляют к женским украшениям: бляхи от кокошников, височные кольца, бусы, металлические подвески, амулеты - обереги, перстни, браслеты. Сделано все это крестьянами, деревенскими ремесленниками, самоучками. В украшениях Х - XII веков нет элементов христианства. Уступки были лишь в способах захоронения мертвых: их не сжигали, а придавали земле.
Особо следует отметить - амулеты - обереги в составе свадебных украшений. Это были топорики с узорами солнца, чашечки без дна (поили мать - сыру землю), зубы и когти хищников (бронза и серебро), иногда это были гребни со звериными головками (спасают от Бабы Яги, богини Смерти), костяные подвески с конской головой. На украшениях изображены: лик Луны, солнце с лучами, голова быка, кружевные узоры, композиции их жизни животных. На браслетах - оберегах изображались символы воды: плетенка, волны, змеи, струйки, русалки.
Славяне, высоко развивая художественное ремесло, тесно связывали его с земледелием, рыбной ловлей, скотоводством, строительством. В число ремесел входили: керамика, работа с металлом, деревом, камнем, кружевоплетение, ювелирное мастерство.
Славяне умели создавать и использовать различные технологии: плавку, ковку, сварку, паяние, литье, волочение проволоки. В строительстве использовали подъемники, коромысла, вращательные механизмы, создавали монеты, замки.
Искуснее всего Русь видна в обработке дерева. Ставились деревянные избы, хоромы (дворцы), ворота, мосты, крепостные стены, готовились лодки, сани, телеги, утварь. Не случайно позднее в Кижах была искусно построена 23-главая церковь без единого гвоздя.
Зодчество на Руси развивалось и совершенствовалось в единстве с обществом, и было наиболее существенной частью его материальной культуры. Архитектура, по выражению Н.В. Гоголя, тоже летопись мира. Это не только уникальные сооружения и постройки. Это материальная среда жизни людей, предназначенная для трудовых, бытовых, духовных, эстетических, культурных процессов, происходящих в обществе.
Архитектура, как часть культуры, производна, ее развитие зависит от уровня художественного мышления, развития техники, усвоения достижений мировой культуры, среды, в которой формируется эстетическое представление, состояние культуры общества в целом, связи зодчества с национальной почвой.
Характеризуя основные вехи и черты древнерусской и более поздней архитектуры, следует отметить:
Определенное влияние на нее византийской культуры, архитектуры и непосредственно византийских архитекторов, работающих на Руси.
Стремление русского зодчества еще на заре своего развития отойти то византийских канонов и искать самостоятельные пути в архитектуре. Православный храм, начиная уже с 991 года - Десятинная церковь эволюционизирует от античной базилики (вытянутости) к храму земное небо, т.е. к купольности. Она по православной символике олицетворяет единство циклической замкнутости времени и его протяженности. Эта идея нашла свое воплощение в архитектуре крестово-купольных храмов
Отличительной чертой домонгольской Руси является монументальность форм - крупный масштаб, фронтальность.
К концу XII века открыта новая страница русского зодчества - создание башнеобразных храмов, динамичных, устремленных вверх пропорций, отличающихся повышенной нарядностью и декоративностью.
К началу XI века упоминается, что на Руси было построено более 400 церквей и храмов. Наиболее значимые из них:
Храм Софии в Новгороде - XI век - 5 -купольный;
Собор Спаса в Чернигове - XI век - 5 - купольный;
Собор Софии в Киеве XI век - 13 - купольный
В XII - XIII веках сложились самобытные архитектурные школы в Новгороде, Пскове, Владимире, Галиче, Смоленске. Их творениями можно назвать в Новгороде:
1113г.- Николо - Дворищенская церковь новгородских князей.
1117- Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря
1119- Георгиевский собор Юрьева монастыря
1179 - церковь Благовещения
1185-1192- церковь Петра и Павла
1196- Кирилловский собор
1198- церковь Спаса Нередицы
1198-1202- церковь Ильи на Славне
в Пскове: XII век- церковь Дмитрия Солунского
1156- Собор Спаса Преображения Мирожского Монастыря.
Более изысканные по пропорциям, стройные, украшенные архитектурным и рельефным декором являются сооружения владимиро-суздальской школы во II половине XII века. К ним можно отнести:
1152- Церковь Бориса и Глеба в Кидекше
1193-1197- Дмитриевский Собор
1215 - Успенский Собор в Кремле Ярославля.
1225- Собор Рождества Богородицы в Суздале
1145-1146- Храм Бориса и Глеба в Смоленске
Создание башнеобразных храмов началось со строительства церкви Параскевы Пятницы в Чернигове, Святого Василия в Овруче, Михаила Архангела в Смоленске. А закончился этот процесс такими гениальными произведениями древнерусского зодчества, как 1530-1532г.г. - церковь Вознесения в Коломенском (XVI в), Храм Василия Блаженного в Москве, Спасская церковь в Спасо-Андрониковом монастыре.
Длительное время на Руси имело распространение деревянное зодчество, особенно храмы клетские, шатровые, ярусные, многлавые.
В области жилищного строительства на Руси сложилось два типа построек: северные со срубными стенами, деревянным, часто поднятым над землей полом, двускатной кровлей и большой печью, сложенной из камней, и южные: пол несколько углублен по отношению к поверхности земли, стены деревянные, часто присыпались снаружи землей.
Из деревянных церквей в первой половине Х -XI в.в. можно отметить - церковь Ильи в Киеве, собор в Ростове, церковь Бориса и Глеба в Вышгороде, тринадцатиглавая деревянная София Новгородская. Первые известные нам мастера - древодели - зодчие Миронег - нач. XI века, Ждан-Никола - конец XI века.
Общеизвестно, что в 1018г., т.е. через 30 лет после крещения Руси, как отмечалось, было построено 400 церквей со служителями, пантеонами святых. Церкви должны были строиться на местах, где стояли прежде языческие идолы. Так, первая церковь Киева - Храм Святого Василия - покровителя Владимира - поставлен на Холме, где ранее был идол Перуна.
На Руси получили распространение крестово-купольные типы храмов. Первыми храмами были только места, окруженные кольями, или четыре столба, накрытые кровлею, с завесами по сторонам. Затем из одного дерева строились храмы, наружные стены украшались резными образами. Внутри стены обивались красными коврами, было много рогов от разных зверей, покрытых резною работою.
Здание внутри расчленялось четырьмя массовыми столбами, образуя в плане крест. На столбах, соединенных попарно балками, возводился "барабан", завершавшийся куполом. Восточная часть здания имела выступы для алтаря - апсиды. Внутреннее пространство делилось столбами на нефы - межрядные пространства. В западной части здания - балкон (хоры), где во время богослужения находились князь, его семья, приближенные.
Наиболее употребляемые, распространенные понятия в архитектуре древних:
Планфа - тонкий плиткообразный кирпич.
Скрытый ряд - тип кладки, при котором на фасад здания выходили не все ряды кирпичей, а через один. Заглубленный ряд снаружи закрывали раствором.
Крестово-купольный храм (назван по типу перекрытия).
Апсиды - полукруглые или граненые помещения, примыкающие к зданию с восточной стороны. В средней апсиде размещался алтарь; неф - пространство между рядами столбов, лопатки - плоские вертикальные выступы на фасадах, соотносимые со столбами, закомары - полукружье верхней части стены, обычно соответствующие форме внутреннего свода.
Для Киевской Руси характерно уступчатое многоглавие храмов, но в начале XII века распространение получают более лаконичные, монолитные одноглавые храмы. Начинается использование местного строительного материала, во многом предопределяющее внешний вид построек. Выразительными средствами архитектуры являлись: композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объем, фактура, цвет материалов, синтез искусств.
Каменное строительство на Руси начато в начале XI века. На каменную архитектуру влияли заимствования из Византии и богатые традиции деревянного зодчества.
Первой каменной постройкой была «Десятинная церковь», возведенная в Киеве в конце Х века греческими мастерами. Разрушена монголо-татарами. Самый "византийский" - Спасо-Преображенский собор в Чернигове - 1036г. Софийский Собор в Киеве - 1054г. - вершина южнорусского зодчества XI века -пятинефный храм. Вслед за ним построены Софийский соборы в Новгороде, Полоцке. К концу XII века в древнерусской архитектуре появляются храмы башнеобразной формы - Спасо-Евросиниев монастырь в Полоцке - 1159г., Собор Михаила Архангела в Смоленске - 1194г., церковь Параскевы Пятницы в Чернигове - конец XII в.
В Новгороде после установления республиканского строя церковь еще более приобретает значимость как центр общественной жизни. Строительство их заказывали бояре, купцы, прихожане. Возник новый тип храма - четырехстопный кубический с одним куполом и тремя апсидами. Таковыми являются церковь Благовещения близ Новгорода - 1179г., Петра и Павла на Синичьей горке - 1192,Спаса - Нередицы - 1198.
Псковские постройки отличались от Новгородских отсутствием столбов (Ивановский монастырь, церковь Спаса в Мирожском монастыре). Традиции новгородской и псковской архитектуры использовали строители Владимиро- Суздаля, Владимира и др. городов Руси.
Тяжелые, почти катастрофические, последствия имела культура и экономика восточных славян в результате нашествия монголо-татарских кочевых народов. Население уничтожалось либо пленилось, материальные средства, богатства в виде дани вывозились, города уничтожались, сжигались, ремесленное искусство почти прекратилось, памятники зодчества разрушались, новые не строились, памятники письменности во многом погибли, в упадок пришло прикладное искусство, культура.
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры