logo
УМК История кино

2. Историко-революционные фильмы:

Этот фильм был признан сразу во всем мире. Выстраивались огромные очереди у касс, газеты пестрели восторженными отзывами на разных языках, а на I Венецианском кинофестивале 1932 г. постановщик «Путевки» Николай Экк был признан самым талантливым режиссером, хотя конкурентами дебютанта в игровом кино были Кинг Видор и Жюльен Дювивье, Рубен Мамулян и Джон Уэйл, Рене Клер и Александр Довженко. Влияние Экка усматривали потом в «Забытых» (1960) Луиса Бунюэля, в фильмах итальянских неореалистов.

Между тем фильм так и остался загадкой в мировом кино. Хотя, может быть, никакой загадки и не было? «Просто увлекательный сюжет разыгрывали талантливые актеры», – так писал много лет спустя один из современников и соотечественников Экка. А вся уникальность фильма лишь в том, что онпервый «стопроцентно говорящий» в отечественном кино. Герой заговорил – и впервые в «Путевке» был услышан, а потому и узнан, и признан. «Путевка» уникальна именно как образец сотворчества экрана и зала. Мелодраматическую (здесь в буквальном смысле, если учесть, что мелодрама – это именно музыкальная драма) историю о том, как «перековываются» (был у эпохи такой технологический термин) бывшие беспризорники под влиянием мудрых чекистов-воспитателей, а силы преступного мира стремятся во что бы то ни стало им помешать, разыгрывали прототипы героев.

Недавние беспризорники, ныне же – полноправные члены общества. Недавние зрители (преимущественно безбилетные, прорывающиеся в зал на «протырку») – ныне артисты. Экран и зал здесь фактически впервые узнают себя друг в друге с восторгом и изумлением, так же как беспризорники фильма узнают себя в обществе, вдруг оборачивающемся к ним белозубой открытой улыбкой начальника – не колонии, коммуны! – Сергеева в исполнении Николая Баталова, актера МХАТа.

«Путевка» – аттракцион по своей сути. Аттракционно все вместе и по отдельности. Иерархия «высоких» и «низких» жанров смещена: народный артист Качалов, подобно хору античной трагедии, обращающийся в зал с приветствием в прологе, соседствует с блатными песенками, которые распевает беспризорник в сцене «бузы» с умопомрачительными кульбитами, заставляющими вспомнить первые эксцентрические короткометражки всемирно признанных к тому времени мэтров, – с патетическими финальными эпизодами похорон главного героя, явно навеянными аналогичной сценой из «Броненосца Потемкина». А самый главный аттракцион – заговоривший человек.

Фактически Николай Экк, вышедший из той же школы, что и Эйзенштейн, Юткевич, Охлопков (в то время более известный как кинорежиссер-авангардист) – из мастерской Мейерхольда, – возвращает эйзеншнтейновскому термину «монтаж аттракционов» его первозданность, ту почву, на которой он возник и которой не уставали клясться в первые годы работы в кино мастера 20-х гг., – уличную стихию народных гуляний, увеселительных заведений, где само кино оказывалось одним из аттракционов, наряду, например, с воспетыми в «Чертовом колесе» ФЭКСов американскими горками.

Собственно говоря, сам жанр, в конечном счете, продиктован залом. Им же санкционирована иерархия героев. Сюжет элементарен, но не примитивен. Он достаточно многофигурен, чтобы из массы возникающих на экране и моментально впечатывающихся в память лиц выбрать тех, кто для зрителя станет подлинным героем, движущим сюжет. «Путевка» – конечно же, утопия, утопическое действо, где полярно разведены два мира – праведный и неправедный. Праведный – в монастыре, на открытом пространстве, освещенный солнцем и улыбкой мудрого и всесильного владыки Сергеева. Неправедный – в глухом лесу, укрытый от солнца притон-«малина», и правит им лукавый и жестокий Жиган Михаила Жарова. Посланец праведного мира в его стане – ангелоподобный Колька-Свист. Посланец неправедного в стане праведных – Васька-Буза с клоунски вздыбленной рыжей шевелюрой. Такова расстановка сил в сценаристском замысле. Но когда перед камерой возник недавний пастух из марийской деревни, а на момент съемок – поэт и студент-актер ВГИКа Йыван Кырля (репрессирован в 1937), его герой, движущийся из темного мира прошлого в светлое будущее, и был признан зрителем главным героем – двигателем сюжета, ибо двигался сам, в отличие от других персонажей. Постепенно преодолеваемое несовершенство героя роднило его со зрителем, обещая и зрителю геройское будущее. Гибель Мустафы, неизбежная в системе, где от героя требовалось прежде всего совершенство – то есть прекращение движения любой ценой (и ценой смерти в том числе), – воспринималась зрителем как трагедия. Через несколько лет именно так будет восприниматься построенный на тех же принципах «Чапаев».

В ролях: Николай Баталов, Йыван Кырля, Михаил Джагофаров, Владимир Весновский, Регина Янушкевич, Михаил Жаров, Мария Гонта, Александр Новиков, Мария Антропова, Рина Зеленая.

Режиссер: Николай Экк. Лучший режиссер по опросу оргкомитета I МКФ в Венеции-32 (Выставка киноискусства). Авторы сценария: Николай Экк, Регина Янушкевич, Александр Столпер. Оператор: Василий Пронин.

Наполненный революционной романтикой и яркими характерами, с блестящей игрой исполнителя главной роли Бориса Бабочкина, фильм рассказывает о легендарном герое Гражданской войны – Василии Ивановиче Чапаеве (1987–1919). «Чапаев» – это уникальный опыт создания культурного героя средствами кино. Фильм братьев Васильевых появился в тот момент, когда поэзия на советском экране сменялась драмой. Идеология заговорила в нем не языком монтажного авангарда 1920-х гг., а кинопрозой с элементами вестерна, комедии и народной песни.

Старая хроника сохранила неопровержимый факт небывалого успеха этого фильма. «Мы все идем смотреть Чапаева» – такой транспарант несут красноармейцы в колоннах многолюдной демонстрации. Это действительно был фильм «для всего советского народа», для многих его поколений. Секрет успеха прост и трудно, редко достижим. Он – в герое, одновременно легендарном и реальном, психологически сложном и сказочно простом, принадлежащем истории и мифу. Авторы сценария и режиссеры фильма братья Васильевы создавали такого героя, находясь между литературой и фольклором, между прозой бывшего комиссара чапаевской дивизии Д. Фурманова и народными песнями, сказами о Чапаеве.

К нему стягиваются все сюжетные линии, на нем замыкаются все отношения, на него работают все остальные персонажи, непосредственно и опосредованно. Даже события Гражданской войны – лишь драматическая среда, в которой живет, борется и погибает этот герой. Герой с большой буквы, ибо являет собой счастливого человека, оседлавшего свою судьбу и трагически погибающего, несмотря на это. Но герой без котурн, с живым, противоречивым, многожанровым характером. К такому зритель проникается доверием и интересом, дарит ему любовь и сочувствие, действительно готов надеяться: «А вдруг выплывет!».

Чапаев – роль всей жизни талантливого русского актера Бориса Бабочкина, его профессиональное счастье, его профессиональный подвиг. Фотографии и хроника свидетельствуют: герой и исполнитель мало похожи. Однополчане, даже родной сын утверждали: «похож». Это было сходство внутреннее, сущностное, не внешнее и не дарованное природой, а завоеванное талантом, мастерством, трудом актера.

В ролях: Борис Бабочкин, Леонид Кмит, Варвара Мясникова, Борис Блинов, Илларион Певцов, Степан Шкурат, Вячеслав Волков, Николай Симонов, Борис Чирков, Георгий Васильев, Георгий Жженов.

Режиссер: Братья Васильевы. Автор сценария: Братья Васильевы. Операторы: Александр Сигаев, Александр Ксенофонтов.

Эксперименты и эксцентрика молодых ФЭКСов (Фабрика эксцентрического актера) Григория Козинцева и Леонида Трауберга должны были преобразоваться в нечто новое в связи с приходом звука в кино и все большим контролем над кинопроизводством со стороны властей. К счастью, это новое оказалось удачным.

«Юность Максима» вышла на экраны в 1934 г. За первых пятнадцать дней проката в Ленинграде фильм посмотрело 500 тыс. зрителей. Успех по стране нарастал лавинообразно. Критики не могли обнаружить в фильме недостатков и в растерянности формулировали причины успеха: вместо схемы – на экране живые люди, реализм в показе рабочего класса и партийных руководителей и т. п. На самом деле главной причиной непреходящей ценности фильма оказался талант всей съемочной группы. Режиссеры смело пользовались любимыми народом жанрами – цирковой репризой и городским фольклором; оператор и художник создали мир, полный воздуха и движения; фантазии Шостаковича на темы модного галопа, анархистского «Цыпленка жареного», революционной «Варшавянки», не говоря уж об интерпретациях песенки о шаре, пронизывают фильм; абсолютная естественность актерской манеры, лукавое остроумие и личное обаяние Бориса Чиркова, – все вместе создает атмосферу, в которую легко вписываются революционные приключения и большевистские речи героев.

Несмотря на некоторые метаморфозы, произошедшие с трилогией от первой до последней серии, работа Козинцева и Трауберга стала подлинной вехой истории кино. «Максим» превратился в имя нарицательное, а с исполнителем роли на улицах Ленинграда десятилетиями здоровался каждый встречный.

В ролях: Борис Чирков, Степан Каюков, Александр Кулаков, Валентина Кибардина, Михаил Тарханов, Павел Волков, Борис Блинов, С. Леонтьев, Владимир Сладкопевцев, М. Щелковский.

Режиссеры: Григорий Козинцев, Леонид Трауберг. Авторы сценария: Григорий Козинцев, Леонид Трауберг. Оператор: Андрей Москвин.