Билет № 43 Культурные процессы в мире ислама в эпоху Омейядов, Абассидов.
Возникновению и стремительному распространению в значительной мере способствовал кризис эволюции культурных пространств на Ближнем Востоке (короче, культурный застой спровоцировал возникновение ислама).
Во время правления халифов династии Омейядов граница арабо-исламского культурного пространства раздвинулить во всех направлениях, охватив Переднюю и Средн. Азию, Иран, Закавказье, Египет и др.страны Сев Африки, а также значит.часть Испании. Дамаск стал центром всех сфер жизни общества огромной империи халифата.
Эпоха Абассидских халифов (750-1258) отмечена завершением формирования административно-политических и социально-экономич.институтов, а также ведущих школ мусульманского права – мазхабов (см билет 44). Столицей халифата втал «город мира» Багдад (762г.)
Аббасидский период ознаменован расцветом арабо-мусульманской культуры, наук и искусств, вошедшим в историю как «мусульманский Ренессанс» и во многом предопределившим последующее духовного возрождение христианского средиземноморья, а затем и всей Европы. Значительным фактором историко-культурной эвоюции Ближнего Востока стали крестовые походы (11-13вв), сопровождавшиеся вторжением на Святую землю европейских завоевателей.
Культурный застой - появился ислам.
Омейяды: Передняя Азия, Средняя азия, Иран, Закавказье, Египет, значительная часть Испании. Дамаск – столица халифата.
Аббасиды(750-1258): завершение формирования школ мусульманского права. Столица – Багдад. Расцвет, мусульманский Ренессанс. Важный фактор – крестовые походы.
Билет № 44 Формирование институтов власти и права в мире ислама.
Со времен Пророка Мухаммада в исламском мире постепенно формировались институты власти, халифат делился на военные округа, складывались религиозно-правовые школы.
Пророк Мухаммад в Медине стал не только судьей и духовным руководителем рождающейся уммы (общины мусльм.верующих), но и предводителем воинства, постепенно подчинившего исламу всю Аравию. Еще до первого вооруженного похода Мухаммада в Мекку (628г.), где-то в 625г. были введены законы о наследовании: женщине причиталась половина от долт мужчины; закон о браке ограничивал круг брачующихся, введ.строгих мер против прелюбодеяния, при условии достойного содержания муж мог иметь 4х жен (у Посланника Божиего, разумеется, по разрешению свыше, было 11 жен).
Уже во время правления второго из праведных халифов, или «заместителя Посланника Аллаха», стремительное расширение мусульманской державы потребовало систематизации управления страной, и халифат разделили на военные округа. Теперь военная добыча четко отделялась от сбор податей – подушной и поземельной. Для этого был учрежден спец.реестр (диван=)). Запись вели по племенам, начиная с близких Мухаммада, затем след.мухаджиры (мусульмане-переселенцы из Мекки в Медину,см бил.39), ансары (принявшие мусульманство язычники Медины) и др. Были записаны родословные.
При третьем халифе был утвержден общепринятый текст Корана.
В 8-9 вв.в Исламе сложилось несколько религиозно-правовых школ (мазхабов). Из них по сей день сохранилось 5 (в хронолог.порядке):
-
Ханафиты – последователи Абу Ханифы (699-763). В этом мазхабе сунна (сунна - священное Предание, собрание рассказов из жизни Мухаммада) признается независимым источником лишь после строгого отбора хадисов (хадисы – рассказы, составляющие сунну). Как вспомогательн.источник привлекается обычное право, что делает этот мазхаб терпимым к локальным традициям. В Османск.империи духовн.судьи могли принадл.к любому из мазхабов, но судить были обязаны по ханафитскому праву (универсальное). Распростр. в Турции,на Балканах,на Кавк.,на Поволжьи, в Ср.Азии, Афган.,Индост.,Индон.
-
Маликиты – послед-ли Малика ибн Анаса (713-795). Малик рассматривал Коран и сунну как единый источник. Поэтому – постоянное обращение к опыту мединской общины. Для решения вопросов используется рационалистский прием, или стремление к пользе, причем решение не должно касаться религии, а польза от него должна быть очевидной, необх.и существенной. Ливия,Тунис,Алжир,Марокко,зап Афр,Кувейт идр.
-
Шафииты – Мухаммад аш-Шафии (767-820) объединил положения двух предшествующих мазхабов. В итоге получилось: любое правило действует до тех пор, пока не доказано, что ситуация изменилась. Ориентация на общественную пользу дает возм.опираться на прямую аналогию и здравый смысл без постоянного обращения к сунне.
-
Ханбалиты – Ахмад ибн Ханбал (780-855), учился почти у всех видных традиционалистов своего вр.,включая аш-Шафии. Выступал против сторонников рационалистического богословия, нечестивых новшеств. Ханбалиты стремились очистить Ислам через сунну, в которой видели комментарий к Корану.
Все 4 мазхаба – суннитские, считают, что с 11 века разработка основных принципов Ислама в догматике, обрядах, этике и обществ.устоях была завершена.
-
Джафариты – Джафар ас-Садик, имам шиитов(700-765). Мазхаб, и выражает взгляды шиитских рационалистов-усулитов, установивших 4 корня права: Коран, ахбар(предание), иджма и акл(разум). Джафариты приспосабливают свою доктрину к требованиям времени. Сунниты признают джафаритский толк. Этот мазхаб преобладает в Иране и в районах проживания имамитов.
В исламском мире постепенно шло формирование институтов власти и права. Мухаммед был судьей, предводителем войска, руководителем Уммы.
Еще до 628 года были сформированы первые законы(о браке, наследстве)
В 8-9веке сложились религиозно-правовые школы(мазхабы):
Ханафиты – последователи Абу Ханифы: Сунна признается только после стргого отбора хадисов (универсальная школа) Распространена в Турции, Кавказе, Афганистане, Индонезии.
Маликиты – последователи Малика ибн-Анаса: Коран и Сунна – единый источник: рационалистский прием решения проблем (Кувейт, Ливия, тунис, алжир, Марокко)
Шафииты – последователи Мухаммада аш-Шафии: объединил полодения ханафитов и маликитов: правило действует до тех пор, пока ситуация не изменилась
Ханбалиты – последователи Ахмад ибн Ханбал, Учился у аш-Шафии.Против рационализмаю Стремились очистить ислам через Сунну(где есть дополнения к Корану)
Джафариты – последователи ас-Садик, шиит. 4 корня права: Коран, Ахбар(предание), иджма и акл(разум).
Сунниты признают джафарийский толк. Преобладает в Иране.
- Билет №2 Язык и текст как основные источники данных для востоковеда
- Билет №3 Генетическая классификация языков стран Азии и Африки.
- Билет №4 Миф, эпос, фольклор.
- Билет №5 Основные задачи и понятия текстологии.
- Билет №6 Источниковедение и историография.
- Билет №7 Формационный и цивилизационный подходы в исторических исследованиях.
- Билет № 8.Отечественное востоковедение в 18-19 вв.
- Билет № 10.Основные этапы истории Восточного факультета.
- Билет №11 Понятие «этнического» в отечественной и западной традициях.
- Билет №12 Структура этнической культуры.
- Билет №13 Синхронные и диахронные исследования этнических культур
- Билет № 14 Метафизика, нумерология и картина мира в древних культурах
- Билет № 15 Роль этнопсихологии в изучении культур Азии и Африки
- Билет № 16 Мировые, национальные, государственные религии.
- Государственная Религия
- Билет № 17 Восток как родина мировых религий.
- Билет №18 Основные положения буддизма
- Билет №19 Основные положения ислама.
- Билет № 20 Что роднит социально-культурную антропологию
- Билет № 21 Включенное (участвующее) наблюдение как основной метод социально-культурной антропологии.
- Билет №22 Политическая антропология как субдисциплина социально-культурной антропологии.
- Билет № 23Антропология права как субдисциплина социально-культурной антропологии.
- Билет №24 Основные школы геополитики.
- Билет №25 Понятие «парадигма» и «код» («кодекс») геополитического развития.
- Билет № 26 Геополитическая доктрина евразийства(н.С.Тубецкой,п.М.Савицкий,г.В.Вернадский и др.)
- Билет № 27 Языковая ситуация в Южной Азии
- Билет №28 Протоиндийская (хараппская) цивилизация.
- Билет № 29 Индоарийская миграция на территорию Южной Азии (хронология; общий характер). Влияние древних Ариев на социальную организацию и культуру древнеиндийского общества.
- Билет №30 Основные религиозно-философские системы Южной Азии (индуизм, буддизм, джайнизм).
- Билет № 31 Древнеиндийская (санскритская) литература 1 тысячелетия н.Э. (драматургия, поэзия, проза, научная литература).
- Билет № 32 Ригведа - древнейший культурный текст Южной Азии. Состав и содержание Ригведы. Ведийская мифология.
- Билет № 33 Особенности Восточной Азии как историко-культурного региона.
- Билет № 34 Религиозный синкретизм в странах Восточной Азии.
- Билет № 35 Колониальные владения в юва.
- Билет № 36 асеан: история и современность.
- Билет № 37 Географическая и историческая характеристика термина «Центральная Азия».
- Билет № 38 Основные религиозные системы в Центральной Азии, памятники, связанные с ними.
- Билет № 39Характеристика этнолингвистической ситуации в регионе Центральной Азии.
- Билет № 40 Характеристика специфики формы правления, государственного устройства и социально-экономического развития одного из государств региона Центральной Азии (по выбору студента).
- Билет № 42 Основные направления и этапы распространения арабско-мусульманской культуры.
- Билет № 43 Культурные процессы в мире ислама в эпоху Омейядов, Абассидов.
- Билет № 45 Роль антропогенного фактора в распределении и использовании природных ресурсов на Африканском континенте.
- Билет № 46 Общая характеристика включенности Африки в общемировой хозяйственный процесс.
- Билет № 47 особенности социально-экономического и политического развития в странах Африки.
- Билет № 48 Этноконфессиональная ситуация в странах Африки.
- Билет № 49 Роль заимствований в материальной культуре и духовной культуре стран Африки.
- Билет № 50 Основные этапы и особеннгости этногенеза в Африке.
- Билет № 51 прикладное востоковедение в истории внешнеполитической службы России.
- Билет № 52 прикладное востоковедение в истории военной службы России.
- Билет № 53 прикладное востоковедение в истории миссионерской службы России.
- Билет № 54 прикладное востоковедение в ссср.
- Билет № 55 Прикладное востоковедение сегодня.