Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
Особый вариант классического стиля был создан в русской художественной культуре в конце XVIII- началеXIXв. Свое проявление он нашел прежде всего в архитектуре (Василий Баженов, Михаил Казаков, Карло Росси, Андрей Воронихин), а также в скульптуре (Михаил Козловский, Феодосий Щедрин, Иван Мартос); в живописи (Александр Иванов, Владимир Боровиковский, Федор Матвеев); в литературе (Гаврила Державин, Александр Сумароков).
Классицизм вырождается в архитектуре в стиль ампир. Ему характерна ордерная система, позолоты на тёмно-синем или красном фоне в сочетании с белым мрамором, орнамент, элементы «звериного стиля», правильность объёмов зданий, массивность, пилоны, колонны, триумфальные арки. В России ампир получил распространение в градостроительных ансамблях центра Петербурга, спроектированных Карло Росси (Главный штаб, Александрийский театр), А.Д. Захаровым (Адмиралтейство). В русской скульптуре ампир нашёл отражение в ряде памятников (памятник К. Минину и Дм. Пожарскому на Красной площади в Москве) в московских фонтанах, в монументально-декоративной пластике, украшающей многие здания Москвы и Санкт-Петербурга.
Барокко(итал.Barocco– вычурный, странный, причудливый) – один из главных художественных стилей в искусстве Европы и Америки концаXVI-серединыXVIIIв., которому присущи выразительность, пышность, динамика.
Термин «барокко» получил широкое распространение благодаря швейцарскому историку Якобу Буркхарду, который в XIXв. употребил его в пренебрежительном смысле как «вычурный».
Искусство барокко имело в своей основе некоторые черты искусства Возрождения – жизнеутверждающий характер, энергичность, тяготение к синтезу искусств. Поэтому для барокко характерна высокая степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи. Эта синтетичность – основополагающая черта барокко, слияние иллюзии и реальности, возвышенного и бытового, идеального и материального. Искусство барокко отличается также пышностью и экзальтацией образов.
В живописи этого стиля преобладали декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, в которых художники смело использовали световые контрасты и впечатляющие композиции. При этом большое значение имели ритмическое и цветовое единство, живописная целостность композиции, свободная, темпераментная творческая манера художников. Наиболее известными представителями этого стиля в живописи были М.Караваджо, П. Рубенс, Д. Веласкес, Ван Дейк, И. Никитин, А. Антропов.
Архитектура барокко отлиается мощным пространственным размахом, сложностью сливающихся друг с другом форм, криволинейностью планов и очертаний, связью с окружающим пространством. Украшения приобрели изощренность. Пространство помещений иллюзорно расширялось благодаря беспокойной игре светотени. Именно в эпоху барокко получили распространение городские и дворцово-парковые ансамбли. Выдающимися архитекторами барокко стали л. Бернини, Ф. Борромини, Г. Гварини, Б. Растрелли, Д. Ухтомский, С. Чевакинский, к числу архитектурных шедевров барокко можно отнести церковь святого Карла Борромея в Вене, дворец Цвингер в Дрездене, Зимний дворец и Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, дворцово-парковые ансамбли Царского Села.
В музыке барокко характеризуется усилением драматического звучания, выражением глубоких душевных переживаний человека, утверждением новых музыкальных средств. Становление барокко в музыке произошло с помощью «Камераты» - объединения поэтов и музыкантов во Флоренции, стремившихся возродить античную трагедию и воплотить ее черты в опере. В результате в музыке получили развитие соната, сюита, а также опера, оратория, кантата. Из наиболее известных композиторов к стилю причисляют А. Вивальди, И.С. Баха, Г. Генделя.
Рококо– галантный, изысканный, изощрённый стиль европейской художественной культуры первой половиныXVIIIв. Рококо происходит от французскогоrocaille– украшение из раковины. Стилизованная раковина – главный мотив в декоративном убранстве рококо, в многочисленных украшениях и орнаментах. Рококо существовал наряду с барокко, классицизмом. Страна рококо – Франция. Рококо – светский стиль уюта, удобства, покоя, комфорта.
XVIIIвек – называют веком «просвещённого вкуса», который способен творить в сфере – утвари, мебели, интерьера.
Внешний вид выражений рококо –
отель де Субиз в Париже
дворец Губернатора и площади Каррьер в Нанси
отель Матиньон в Париже
дворец Сан-Суси
городской дворец в Потсдаме
дворец Амалиенбург близ Мюнхена
В области прикладного искусства в стиле рококо работали лучшие художники и скульпторы эпохи – Э.М. Фальконе, Ж.Б. Лемуан, И.Ф. Гетгер, И. Кендлер, Ф.А. Бустелли, Т. Чипендетти.
Рококо в живописи – Ф. Буше, Н. Ланкре, Ж.М. Натье, Ф. Де Труа, Ф. Лемуан, Ш. Натуар, Ш.А. Куапель
Рококо в музыке – Ф. Куперен, Ж.Ф. Рамо, Л. Дакен, Ф. Дандрие, А. Кампра
Рококо в скульптуре – Ж.Б. Лемуан, О. Пажу, К.Ф. Мишель, Л.Ф. Рубильяк.
В 60-е годы XVIIIклассицизм вытеснил рококо. Но оно воздействовало на культуру, искусствоXIX– началаXXвв.
В России рококо проявляется в декоре барочных зданий (архитектор Б. Расстрелли, Ухтомский, Чевакинский).
Эпоху Просвещения XVIIстолетия называют золотым веком театра. Для него творили драматургию Бомарше, Филдинг, Гоцци Гольдони, Шеридан.
Бомарше считал театр исполином, который смертельно ранит всех тех, на кого направляет свои удары. В этот период, когда религия теряла реальные основы, человека тянуло к необычному, фантастическому. Так возникло масонство, которое до сих пор привлекает многих мистикой, философско-религиозным подтекстом, элементами театрализованных церемоний «посвящений».
Представителями эпохи Просвещения считаются французские учёные, философы Вольтер, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Д’ Аламбер, П. Гольбах, К.А. Гельвеций и другие.
Общие принципиальные позиции, которые их объединяли это были требования оценки человека по его личным заслугам, равенства людей, избавление их от невежества, приобщения их к знаниям, воспитанию у них смелости мысли и независимости суждений. Именно в этот период (1751-1780) издаётся фундаментальный труд – 35 томная «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел». Д. Дидро к её изданию привлёк многих французских просветителей (Вольтера, Монтескье, Русо, Бюффона, Гельвеция и др.), что в итоге повлекло за собой более широкое распространение знаний повышение интереса к наукам.
Д. Дидро, который задумал и осуществил издание «Энциклопедии» написал «Письма о слепых в назидание зрячим», «Мысли об объяснении природы», «Разговор Д’ Аламбера и Дидро», «Племянник Рамо», «Монахиня» и др. Он является автором поучительных высказываний: «Наблюдение собирает факты; размышление их комбинирует; опыт проверяет результаты комбинаций. Необходимо, чтобы наблюдение природы было постоянным, размышление – глубоким, а опыт – точным. Эти средства редко оказываются соединенными. Вот почему творческих умов не так много». С Богом можно заниматься ростовщичеством сколько угодно, его не разоришь». За работу «Письма о слепых в назидание зрячим» Д.Дидро был заточен в тюрьму как атеист. А работа была запрещена.
Д’ Аламбер – французский математик и философ, просветитель, активно участвовал в подготовке и издании «Энциклопедии». В работе «Элементы философии» он написал, что для человека окружающий мир всегда будет сохранять великую тайну, в которой удаётся высвечивать только отдельные фрагменты.
С развитием науки (французский учёный Ж.Л. Бюффон создал «Естественную историю») связано открытие многих научных и учебных заведений. Во Франции действовали Академия наук, Парижская обсерватория, более двадцати университетов, Королевский колледж, Школа военных инженеров. Через научные труды, журналы, учёные записки происходил обмен результатами научных исследований.
Необычайно широкие и обширные были познания немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804). Его главные труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», «Антропология». Говоря о методах и границах познания, он признавался в том, что «две вещи наполнят душу мою всё новым удивлением и нарастающим благоговением: звёздное небо надо мной и нравственный закон во мне». Нравственным он считал: не делать другому того, что не желал бы себе; относиться к человеку как цели, а не как средству. Низменным поступком он считал отречение от своего внутреннего убеждения.
Немецкий драматург, писатель, искусствовед Лессинг Готхольд (1729-1781) стремился доказать, что искусство не только проявление гармонии, отражение чувств, но и воплощение мысли и духовных исканий. Его главное произведение « Лаокоон или О границах живописи и поэзии». Одной из его басен – притч является следующая: «Назови мне любое искусное животное, которому я не сумела бы подражать», - хвасталась обезьяна перед лисицей. И услышала в ответ: «А ты назови мне такое животное, которое захотело бы подражать тебе!».
Наиболее ярким мыслителем эпохи Просвещения был Мари Франсуа Аруэ Вольтер (1694-1778) – французский писатель, историк, философ, просветитель. Он был ярким мыслителем эпохи Просвещения, борцом за свободу мысли, отрицателем авторитетов и догм. Он был современником крупнейших событий века. Слава его была почти неправдоподобной. Все образованные люди читали его произведения. Получать письма Вольтера считали за честь прусский император, русская императрица, шведский, датский, польский короли. Вольтер писал поэмы, трактаты, пьесы, эпиграммы, повести. Главная особенность его таланта – остроумие, для него ничего не было запретным, за что он дважды был помещён в Бастилии. Особенно Вольтер иронизировал против католической церкви и повторял лозунг «раздавите гадину».
Екатерина IIподвигла Вольтера на труд «История Российской империи в царствование Петра Великого». Философско-художественные произведения его «Кандид, или Оптимизм», «Философские письма», «Задиг, или Судьба» - насыщены мудростью, остроумием.
Жан Жак Руссо (1712 – 1778) – французский писатель, мыслитель, просветитель. Его крупные произведения «Рассуждения о науках и искусствах», «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права». Жан Ж.Руссо был убежден в том, что научно-технический прогресс не несет людям благо, а цивилизация лишь усугубляет неравенство между людьми. Все это должно опираться на высокую нравственность, благородные чувства и преклонение перед природой, лишь тогда оно будет благом.
Просветители внедряли в сознание народа иной взгляд на власть, политическое устройство общества, критиковали монархическую форму правления, идеализировали воспитательную функцию литературы и искусства, призывали к созданию общества на принципах свободы, равенства и братства, призывали человека становиться господином своей судьбы.
Таким образом, эпохи Возрождения и Просвещения были эпохами перехода от средневековой культуры к культуре Нового времени, то есть к буржуазной культуре.
В экономической и социально-политической сферах культура Возрождения и Просвещения характеризуется:
- развитием товарно-денежных отношений и расширением международной торговли;
- урбанизацией и расцветом городов;
- хозяйственным и демократическим подъемом;
- усовершенствованием технологии и организации производства;
В духовной сфере происходят следующие изменения:
- развитие городской и светской культуры и ее демократизация;
- коренные изменения в мировоззрении, утверждение нового взгляда на устройство вселенной, общества и человека;
- снижение значимости средневековых культурных ценностей;
- появление идеологии гуманизма;
- повышенный интерес к античной культуре;
- высокая роль эстетического сознания.
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры