Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
Культура итальянского Возрождения дала миру поэта Данте Алигьери (1265-1321), живописца Джотто ди Бондоне (1266-1336), поэта, гуманиста Франческо Петрарку (1304-1374), поэта, писателя, гуманиста Джованни Бокаччо (1313-1374), архитектора Филиппо Брунелески (1377-1446), скульптора Донателло (1386-1466), живописца Мазаччо (1401-1428), писателя Лоренцо Валлу (1407-1457), писателя Пико делла Мирандолу (1462-1494), философа Марсилио Фичино (1433-1494), живописца Сандро Боттичелли (1447-1510), живописца, учёного Леонардо да Винчи (1452-1519), живописца, скульптора, архитектора Микеланджело Буонаротти (1475-1564), живописца Рафаэля Санти (1483-1520) и многих других выдающихся личностей.
Начало Возрождения в Италии связано с именами писателей Петрарки и Бокаччо. Петрарка бросил вызов схоластической науке, противопоставил ей научное знание, основанное на жизненном опыте.
В «Граде Божьем» он показал возвышенную, земную любовь к женщине, тем самым как бы умалив духовную любовь к Богу.
В «Декамероне» («Десятидневом» через рассказы десяти юношей и девушек (в течение десяти дней на загородной вилле – 100 новелл) Бокаччо показывает жизнелюбие, азарт, смелость, находчивость, прославляет земные радости, равенство людей независимо от происхождения.
В конце жизни Бокаччо отрёкся от своего творения. Это говорит о переходном характере эпохи, о сомнении даже величайших личностей в правильности выбранного пути.
Развитию литературы способствовало открытие книгопечатания (1450-е годы). Это изобретение позволило многократно увеличить издание книг, вывести из под монополии церкви новые тиражи.
Церковь, особенно в XV-XVIвека, переживает наступление критики, сомнения, недоверие. Так, Эразм Роттердамский в работах «Похвала глупости», «Оружие христианского воина» формирует место церкви в обществе, отдаляет её от власти, формулирует нравственные принципы государя, меру его ответственности. И как следствие этого мировоззрения – ряд государств отпадают от католицизма и проявляют различные формы протестантизма.
Размышления о справедливом устройстве государства произвело на свет различные суждения. Так против единовластия духовенства открыто в книге «Государь» выступил Николо Макиавелли. Он утверждал, что республика, как прогрессивная форма правления, в то время неприемлема, поскольку в Европе раздор, разъединение. Объединить народ может только сильный государь, наделённый безраздельной властью. Он должен «кнутом и пряником» завоевать любовь народа, заставить его уважать силу. А церковь должна заниматься духовным, нравственным воспитанием. Он чудом избежал костра инквизиции.
Среди представителей культуры Возрождения есть писатели, художники, архитекторы, религиозные деятели, которые наиболее полно выражали характерные черты того или иного периода. В их числе можно назвать Данте Алигьери – автора автобиографического произведения «Новая жизнь», философского трактата «Пир», трактата «О народном языке», «Комедии», - названной Божественной. В ней Данте изображает себя, путешествующим по Аду, Чистилищу и Раю в сопровождении давно умершего Римского поэта Вергилия. Произведение содержит картины современной ему Италии насыщено символическими образами, иносказаниями, символами.
Многие критики, аналитики «Божественной комедии», философских произведений, кантонов, сонет Данте утверждали, что являются началом новой эпохи, наполненной интересом к человеку, его жизни, помыслам и желаниям.
В числе художников, которые остро чувствовали новое, перемены уже имеющие место или предполагаемые, пытались их возможностями и дарованием донести до современников духовное содержание эпохи можно назвать Сандро Ботичелли. Его картины «Весна» и «Рождение Венеры» несут в себе порывистость движений, изящество образов, вытянутость фигур, характерное изменение пропорций, рельефность изображений, линейную и воздушную перспективу, интимность внутренних переживаний. Но картины Ботичелли более чем других художников насыщены глубочайшим психологизмом.
Ботичелли как художника Возрождения характеризуют и другие черты, отмечаемые позднее художественными критиками. Восхищаясь его манерой письма, называя его самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником, отмечали его болезненность, раздвоенность, трагизм, тайные тончайшие душевные движения, тоску, не допускающие никакой классической завершённости и законченности.
Северное Возрождение (Нидерланды, Германия) основой своей имело развитие горного дела, книгопечатания, текстильной промышленности, товарно-денежных отношений, включённость в общеевропейские рыночные процессы. Век Северного Возрождения недолог и связан он в основном с Реформацией и Крестьянской войной.
Германия того времени была раздробленным государством. Наипервейшим объединяющим началом была ненависть к католической церкви, её поборам, регламентациям духовной жизни. Борьба с папством велась за реформирование церкви.
Началом Северного Возрождения можно считать перевод Мартином Лютером Библии на немецкий язык, который совершался в течении двадцати лет. Прогрессивные люди и круги Германии его поддержали: мыслители, художники, священники, литераторы, предводители народных движений.
Непосредственным результатом Реформации явилось отпадение от католицизма разновидности христианства – протестантизма, что ограничило власть римско-католической церкви, а также притязания любой церкви на могущество. Конфессиями протестантизма явились: лютеранство, кальвинизм, англиканство. А также секты: баптисты, методисты, адвентисты, пресвитериане, пуритане, конгрегационалисты и др. Ценности протестантизма были созвучны духу капитализма, независимости личных суждений в вопросах веры, нравственности и свободы совести.
Яркой личностью Северного Возрождения являлся Т. Мюнцер, призывавший к уравнительному разделу земли, создавший в Тюринго-Саксонском районе центр крестьянской войны, пытался объединиться с повстанцами других стран, потерпел поражение от объединённых войск князей, попал в плен и в 1525 году принял мучительную смерть.
Северное Возрождение славится именами нидерландских мастеров живописи: Ван Дека, Рогира ван дер Вейдена, Босха, Брейгеля, художниками из немецких земель – А. Дюрера, Г. Гольбейна младшего и Л. Кранаха старшего.
Среди поэтов Германии особо выделялся Ханс Сакс, предложивший наиболее совершенные образцы поэзии того времени, которые признаны основой современного языка. В Нидерландах наиболее известным прозаиком Северного Возрождения стал Эразм Роттердамский (1469-1536). Его лучшее произведение «Похвала глупости» вышло в 1509 году и сегодня читается с неподдельным интересом.
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры