logo
kulturol_posobie_Anokhina

Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.

Культура итальянского Возрождения дала миру поэта Данте Алигьери (1265-1321), живописца Джотто ди Бондоне (1266-1336), поэта, гуманиста Франческо Петрарку (1304-1374), поэта, писателя, гуманиста Джованни Бокаччо (1313-1374), архитектора Филиппо Брунелески (1377-1446), скульптора Донателло (1386-1466), живописца Мазаччо (1401-1428), писателя Лоренцо Валлу (1407-1457), писателя Пико делла Мирандолу (1462-1494), философа Марсилио Фичино (1433-1494), живописца Сандро Боттичелли (1447-1510), живописца, учёного Леонардо да Винчи (1452-1519), живописца, скульптора, архитектора Микеланджело Буонаротти (1475-1564), живописца Рафаэля Санти (1483-1520) и многих других выдающихся личностей.

Начало Возрождения в Италии связано с именами писателей Петрарки и Бокаччо. Петрарка бросил вызов схоластической науке, противопоставил ей научное знание, основанное на жизненном опыте.

В «Граде Божьем» он показал возвышенную, земную любовь к женщине, тем самым как бы умалив духовную любовь к Богу.

В «Декамероне» («Десятидневом» через рассказы десяти юношей и девушек (в течение десяти дней на загородной вилле – 100 новелл) Бокаччо показывает жизнелюбие, азарт, смелость, находчивость, прославляет земные радости, равенство людей независимо от происхождения.

В конце жизни Бокаччо отрёкся от своего творения. Это говорит о переходном характере эпохи, о сомнении даже величайших личностей в правильности выбранного пути.

Развитию литературы способствовало открытие книгопечатания (1450-е годы). Это изобретение позволило многократно увеличить издание книг, вывести из под монополии церкви новые тиражи.

Церковь, особенно в XV-XVIвека, переживает наступление критики, сомнения, недоверие. Так, Эразм Роттердамский в работах «Похвала глупости», «Оружие христианского воина» формирует место церкви в обществе, отдаляет её от власти, формулирует нравственные принципы государя, меру его ответственности. И как следствие этого мировоззрения – ряд государств отпадают от католицизма и проявляют различные формы протестантизма.

Размышления о справедливом устройстве государства произвело на свет различные суждения. Так против единовластия духовенства открыто в книге «Государь» выступил Николо Макиавелли. Он утверждал, что республика, как прогрессивная форма правления, в то время неприемлема, поскольку в Европе раздор, разъединение. Объединить народ может только сильный государь, наделённый безраздельной властью. Он должен «кнутом и пряником» завоевать любовь народа, заставить его уважать силу. А церковь должна заниматься духовным, нравственным воспитанием. Он чудом избежал костра инквизиции.

Среди представителей культуры Возрождения есть писатели, художники, архитекторы, религиозные деятели, которые наиболее полно выражали характерные черты того или иного периода. В их числе можно назвать Данте Алигьери – автора автобиографического произведения «Новая жизнь», философского трактата «Пир», трактата «О народном языке», «Комедии», - названной Божественной. В ней Данте изображает себя, путешествующим по Аду, Чистилищу и Раю в сопровождении давно умершего Римского поэта Вергилия. Произведение содержит картины современной ему Италии насыщено символическими образами, иносказаниями, символами.

Многие критики, аналитики «Божественной комедии», философских произведений, кантонов, сонет Данте утверждали, что являются началом новой эпохи, наполненной интересом к человеку, его жизни, помыслам и желаниям.

В числе художников, которые остро чувствовали новое, перемены уже имеющие место или предполагаемые, пытались их возможностями и дарованием донести до современников духовное содержание эпохи можно назвать Сандро Ботичелли. Его картины «Весна» и «Рождение Венеры» несут в себе порывистость движений, изящество образов, вытянутость фигур, характерное изменение пропорций, рельефность изображений, линейную и воздушную перспективу, интимность внутренних переживаний. Но картины Ботичелли более чем других художников насыщены глубочайшим психологизмом.

Ботичелли как художника Возрождения характеризуют и другие черты, отмечаемые позднее художественными критиками. Восхищаясь его манерой письма, называя его самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником, отмечали его болезненность, раздвоенность, трагизм, тайные тончайшие душевные движения, тоску, не допускающие никакой классической завершённости и законченности.

Северное Возрождение (Нидерланды, Германия) основой своей имело развитие горного дела, книгопечатания, текстильной промышленности, товарно-денежных отношений, включённость в общеевропейские рыночные процессы. Век Северного Возрождения недолог и связан он в основном с Реформацией и Крестьянской войной.

Германия того времени была раздробленным государством. Наипервейшим объединяющим началом была ненависть к католической церкви, её поборам, регламентациям духовной жизни. Борьба с папством велась за реформирование церкви.

Началом Северного Возрождения можно считать перевод Мартином Лютером Библии на немецкий язык, который совершался в течении двадцати лет. Прогрессивные люди и круги Германии его поддержали: мыслители, художники, священники, литераторы, предводители народных движений.

Непосредственным результатом Реформации явилось отпадение от католицизма разновидности христианства – протестантизма, что ограничило власть римско-католической церкви, а также притязания любой церкви на могущество. Конфессиями протестантизма явились: лютеранство, кальвинизм, англиканство. А также секты: баптисты, методисты, адвентисты, пресвитериане, пуритане, конгрегационалисты и др. Ценности протестантизма были созвучны духу капитализма, независимости личных суждений в вопросах веры, нравственности и свободы совести.

Яркой личностью Северного Возрождения являлся Т. Мюнцер, призывавший к уравнительному разделу земли, создавший в Тюринго-Саксонском районе центр крестьянской войны, пытался объединиться с повстанцами других стран, потерпел поражение от объединённых войск князей, попал в плен и в 1525 году принял мучительную смерть.

Северное Возрождение славится именами нидерландских мастеров живописи: Ван Дека, Рогира ван дер Вейдена, Босха, Брейгеля, художниками из немецких земель – А. Дюрера, Г. Гольбейна младшего и Л. Кранаха старшего.

Среди поэтов Германии особо выделялся Ханс Сакс, предложивший наиболее совершенные образцы поэзии того времени, которые признаны основой современного языка. В Нидерландах наиболее известным прозаиком Северного Возрождения стал Эразм Роттердамский (1469-1536). Его лучшее произведение «Похвала глупости» вышло в 1509 году и сегодня читается с неподдельным интересом.