logo
41

Искусство геометрического стиля

Б.Р. Виппер рассматривает различные точки зрения на взаимоотношения между микенским искусством и последовавшим за ним геометрическим периодом греческого искусства.

«До открытий Шлимана и Эванса в археологии господствовал взгляд, что греческое искусство только и началось с геометрического стиля, примерно с IX в. до н.э. Раскопки на Крите и доисторической Элладе поколебали этот взгляд, но долгое время многие ученые настаивали на полном перерыве художественных традиций между микенской культурой и последующей эпохой. Микенское искусство умерло бесследно, и на его месте без всякого вступления, совершенно готовым, возникло греческое искусство – так можно было бы формулировать этот взгляд. В противоположную крайность впадают другие исследователи, которые держатся взгляда, что уже в критском искусстве были заложены все предпосылки греческого стиля и что переход от критского натурализма к абстракции геометрического стиля совершился путем последовательной внутренней эволюции, совершенно не зависившей от политических и этнических перемен. Решение этого спора следует искать в примирительном взгляде, который признает и активную роль дорийского нашествия, и значение крито-микенского искусства в генезесе греческого стиля. Предпосылки греческого стиля были заложены не только в микенском, но и в среднеэлладском и, косвенно, в критском искусстве. Однако настоящий стимул к самостоятельному развитию греческий стиль получил только после дорийского нашествия. Крито-микенское искусство было прологом к греческому искусству, и без знакомства с этим прологом нельзя составить ясное представление ни о целях, ни о путях развития греческого стиля» (С.66-67).

Художественное творчество греков XII - VIII в.в. до н. Э. получило название «геометрического» стиля.

Б.Р. Виппер выделяет несколько гипотез происхождения геометрического стиля:

  1. геометрический стиль был совершенно заново принесен в Грецию дорийскими племенами;

  2. происхождение геометрического стиля из чисто технических предпосылк (техника плетенья и тканья);

  3. геометрическая орнаментика была исконным местным стилем с древнейших времен, но в эпоху аристократической микенской культуры была отодвинута на второй план как «крестьянское» искусство, а затем вновь возродилась. По мнению Б.Р. Виппера, именно эта точка зрения ближе всего к истине.

Говоря об особенностях геометрического стиля, Б.Р. Виппер пишет: «…язык геометрического стиля, скупой, линейный и абстрактный, был противоположностью органической динамики и экспрессии крито-микенского стиля, он был одностороннее и суше, но вместе с тем, он обладал такой логической последовательностью, таким ясным сознанием своих целей, что эпитеты упадочности и примитивности к нему совершенно не применимы. Можно пойти еще дальше и утверждать, что в геометрическом стиле было даже больше стилистического единства, больше творческой силы, чем в самом блестящем произведении крито-микенского искусства» (С.67).

В разделе, посвященном геометрическому стилю, Б.Р. Виппер рассматривает:

  1. Особенности вазописи: всякий сосуд представляет собой конструкцию («предмет», «построение»); орнамент сводится к простым, по большей части прямолинейным элементам (зигзаг, треугольник, меандр, крест, шашечный узор); постепенно к орнаментальным мотивам начинает присоединяться изображение животных и человека, а к концу периода – образы мифов и легенд.

  2. Особенности скульптуры: «новые тенденции проявляются в вытянутых пропорциях, в угловатых контурах и гранях тела и в огромном интересе к двигающимся, функционирующим конечностям…» (С.72). Автор выделяет контраст дорийской и ионийской школы, подчеркивая, что он еще более усилился в дальнейшем развитии греческой скульптуры.

  3. Архитектуру – возникновение в конце геометрического периода греческого храма.