logo
Колин - Социальная информатика

6.3.Информационные аспекты творчества и развивающее образование

Творчество как информационный процесс

Любой творческий процесс предполагает порождение новой информации, т. е. по самой своей сути является информационным процессом. Действительно, ведь даже написание картин, создание скульптурных композиций, архитектурных проектов, макетов и чертежей новых машин и механизмов — все это ничто иное, как воплощение в некоторых материальных формах того творческого замысла, который уже сформировался в сознании художника, скульптора, архитектора или инженера.

Творчество это процесс материализации идеи на завершающем этапе творческого процесса. Однако творчество — это также и процесс формирования новой идеи, нового замысла и нового образа материального или же идеального мира людей. Причем такого, какого еще никогда не было.

Технология творческих процессов всегда являлась объектом внимания лучших умов человечества. Уже выработан целый ряд методических приемов, которые облегчают решение некоторых творческих задач, хотя сама глубинная природа творчества пока остается для людей непознанной и ожидает своих исследователей. Поэтому далее мы не будем глубоко вдаваться в психологические тонкости самого творческого процесса, который самым тесным образом связан с природой человеческого сознания. Мы остановим свое внимание лишь на сравнительно более простой проблеме — проблеме информационной поддержки творчества новыми информационными технологиями.

Ведь хорошо известно, что новое возникает не на пустом месте. Не зря говорят, что «новое — это хорошо забытое старое». Очень часто изобретателям удается получить совершенно новый результат, соединив между собою несколько уже давно известных конструкций, идей или технических решений. А ведь это предполагает, что изобретателю эти решения хорошо известны, т. е. ему необходимо иметь информационный банк данных таких решений и периодически к нему обращаться.

Психологи утверждают, что даже в тех случаях, когда новая идея или новое решение приходят к творческому работнику как бы ниоткуда в короткий миг творческого озарения, все равно подсознательной основой этих озарений является память прошлого, т. е. те образы и идеи, которые накапливались в подсознании человека ранее и которые он возможно и не осознавал на уровне «оперативного контура» своего мышления.

Психологи хорошо знают, что даже в бреду человеку являются только те образы, которые он мог когда-либо видеть ранее. Поэтому память прошлого — это источник для творчества, его информационная база.

Современные и перспективные информационные технологии, если их специально ориентировать на поддержку творчества людей в той или иной области, могут существенным образом облегчить подготовку и реализацию творческих процессов. Достигается это за счет следующих важных для творчества особенностей этих технологий.

1. Современные информационные технологии представляют творческому работнику оперативный доступ к большим объемам необходимой ему информации в той или иной области. Это позволяет получить представление об уже существующих подходах к решению проблемы, избежать повторений и выявить наиболее интересные аналоги. Для этого необходимо лишь иметь доступ к соответствующим банкам данных.

2. Современная информационная техника позволяет даже непрограммирующему пользователю работать с различными видами изображений. Трехмерная компьютерная графика существенным образом облегчает поиск новых решений дизайнерам, модельерам, архитекторам, техническим конструкторам. Ведь теперь они имеют возможность быстро формировать те или иные варианты своих решений, сравнивать их между собой, вносить необходимые изменения.

Другими словами, творец сегодня имеет возможность создавать вначале некоторую виртуальную реальность в своей области и только затем переходить к процессу материализации этой виртуальной реальности в виде чертежей, рисунков, видеоизображений и т. п., которые, кстати говоря, также могут быть зафиксированы на электронных носителях информации.

3. Современные информационные технологии позволяют более активно использовать образное мышление людей для решения творческих проблем. Создаваемые в последние годы специальные компьютерные программы так называемой когнитивной графики позволяют представлять в виде двумерных или трехмерных изображений на экране монитора многие математические зависимости, ход развития химических реакций или биологических процессов, структуру молекул и т. п.

Таким образом, появляются принципиально новые возможности для развития пространственного воображения и образного мышления людей, более полного использования потенциальных возможностей обоих полушарий их головного мозга, а не только левого, ответственного за процессы логического мышления.

Эти возможности появились лишь в последние годы с появлением на компьютерном рынке ПЭВМ типа Pentium. Ведь все предыдущие модели ПЭВМ обладали слишком малыми графическими возможностями и поэтому использовались, как правило, лишь для усиления логических возможностей человеческого интеллекта, а также для получения справочной информации.

Творческий потенциал личности

Одной из важнейших проблем современного общества является развитие творческого потенциала личности в самом широком понимании этого слова. Решение этой проблемы является необходимым условием для повышения общего уровня социального интеллекта общества, способности людей производить и усваивать новые знания, процессы и технологии, с тем чтобы сделать эти нововведения привычными элементами культуры уже формирующегося постиндустриального информационного общества.

Хотелось бы подчеркнуть исключительную важность развития творческих способностей человека еще в раннем возрасте, в период его обучения в начальной и средней школе. Ведь именно в это время формируется психика и образ мышления людей, наиболее высока их восприимчивость к новым языкам и понятиям. Здесь будет вполне уместно вспомнить слова одного из выдающихся мыслителей прошлого Вильгельма фон Гумбольдта (1767—1835), который, являясь горячим сторонником развивающего образования, считал ошибочной раннюю профессиональную подготовку школьников в ущерб их общему развитию.

Обсуждая эту проблему, он утверждал: «В первую очередь должно с наибольшей силой раскрыть присущие ребенку и подростку задатки. Специальное образование нужно давать лишь после завершения средней школы».

Эти слова остаются справедливыми и сегодня, когда развитие и использование в сфере образования новых информационных технологий открывает невиданные ранее возможности для раскрытия творческого потенциала личности. Однако, прежде чем перейти к рассмотрению этих возможностей, попытаемся перечислить те основные качества человека, которые по современным представлениям и составляют творческий потенциал личности в широком понимании этого слова. Среди этих качеств, в первую очередь, необходимо выделить следующие [99].

1. Системное научное мышление, позволяющее человеку, обозревая некоторую проблему или явление в целом, выделить не только ее наиболее важные составные части, но также выявить их взаимосвязи и взаимообусловленность.

2. Конструктивное образное мышление, создающее у человека достаточно высокий эмоциональный подъем, необходимый для внутренней психологической поддержки творческого процесса, требующего значительных волевых усилий.

3. Развитое воображение, позволяющее представить возможные варианты будущего развития тех или иных процессов или явлений на основе их ранее выявленных свойств и тенденций.

4. Пространственное мышление, содействующее адекватному восприятию разнообразных пространственных форм окружающего мира, постижению понятий многомерности физической реальности.

5. Ассоциативное мышление и развитая интуиция которые позволяют человеку уловить взаимосвязь и взаимное влияние некоторых, казалось бы, далеких друг от друга явлений и на этой основе выявить новые закономерности развития природы и общества.

6. Хорошая память, особенно на новые понятия и образы, которая является фундаментом многих творческих процессов, особенно в области научной деятельности и изучения языков.

7. Вариативность мышления, его незакомплексованность, т. е. способность выйти за рамки привычных, устоявшихся представлений, чувство нового.

Перспективная система образования, безусловно, должна уделять особое внимание развитию в человеке перечисленных выше качеств, так как формирование творческой личности является не только прагматической, но и важной социальной целью системы образования. Ведь главной задачей системы образования является содействие процессу становления и самореализации личности, раскрытию ее творческого потенциала.

Развивающее образование и новые информационные технологии

Быстрое развитие в последние годы технических и программных возможностей персональных ЭВМ, а также нового вида информационных технологий, получивших общее название «креативные технологии», создает реальные возможности для их использования в системе образования с целью развития творческих способностей человека в процессе его обучения.

В качестве основных видов креативных технологий можно перечислить следующие:

• компьютерную графику;

• гипертекст;

• геоинформационные системы (ГИС-технологии);

• мультимедиатехнологии;

• технологии виртуальной реальности.

Педагогическая практика показывает, что использование информационных возможностей перечисленных выше технологий, а также их различных сочетаний в учебном процессе создает подлинный технологический прорыв в методологии, организации и практической реализации учебного процесса при изучении многих учебных дисциплин на всех уровнях системы образования.

Так, например, использование компьютерной графики открывает новые возможности для развития такого важного качества человека, как пространственное мышление. Это особенно наглядно проявляется при изучении курсов геометрии, тригонометрии и начертательной геометрии. Анализ опыта преподавания геометрии в школах России и ряда других стран показывает, что многие школьники имеют сложности при изучении геометрии по традиционной технологии и рассматривают геометрию как свой нелюбимый предмет. Причина их такого отношения к этой весьма важной для общего развития человека учебной дисциплине кроется в использовании традиционного аксиоматического метода ее изучения, восходящего еще к «Началам» Евклида. Именно этот метод изучения геометрии превращает ее для школьников в сухой и абстрактный предмет, оторванный от окружающего их реального мира.

Некоторые педагоги вполне обоснованно полагают, что традиционное разделение школьного курса геометрии на плоскую и пространственную геометрию методологически не оправдано и даже вредно, так как не позволяет эффективно использовать способности учащихся младшего и среднего возраста к восприятию пространственных форм окружающего их мира.

Таким образом, традиционная система изучения геометрии в средней школе уже не соответствует современным требованиям к геометрическому образованию и нуждается в разработке новых, более эффективных методов. Инструментальной основой этих методов должны стать такие новые информационные технологии, как когнитивная компьютерная графика и проблемно ориентированные экспертные обучающие системы для решения задач геометрического образования.

Проведенные в России исследования в области использования этих средств в общеобразовательной школе, а также для подготовки студентов педагогических вузов показали их высокую эффективность не только при изучении базового курса геометрии, но и при организации дополнительных факультативных занятий по вычислительной геометрии, а также при самостоятельной работе учащихся по решению геометрических задач.

Это могут быть игровые методы типа «геометрического конструктора», которые позволяют сделать процесс обучения геометрии более естественным, творческим и полезным. А учет индивидуальных особенностей обучаемых делает этот процесс посильным практически для любых категорий учащихся.

В то же время компьютерные графические технологии могут быть весьма эффективным средством для изучения курса начертательной геометрии в высших учебных заведениях, который также вызывает определенные трудности у ряда студентов, не получивших необходимой геометрической подготовки в средней школе. При этом появляется возможность продемонстрировать контуры и различные проекции взаимного пересечения геометрических фигур не только в статике, но и в динамике, что весьма затруднительно осуществить обычными методами.

Хотелось бы подчеркнуть, что развитие пространственного воображения и пространственного мышления в средней школе создает хорошую основу для последующего успешного усвоения высшей математики, в особенности таких ее разделов, как эллиптические, логарифмические и тригонометрические функции, а также функции комплексного переменного.

Пространственное воображение необходимо не только конструктору скульптору, архитектуру или дизайнеру. Оно оказывается крайне важным и для научных работников — математиков, физиков, химиков, биологов. Даже в такой, казалось бы, абстрактной области, как теория чисел, геометрические представления оказываются очень полезными и необходимыми. Так, например, работы таких известных математиков, как Ферма, Эйлер, Дирихле и Риман, позволяют утверждать, что все числа являются отображением некоторых геометрических процессов, происходящих в непрерывном множестве, т. е. в комплексной области.

Мир многомерен, и для людей наступающего XXI века очень важно развить у себя такие качества, которые помогут им получить адекватные представления о других его измерениях, о которых мы еще так мало знаем сегодня.

ГИС-технологии в развивающем образовании

Рассмотрим теперь некоторые аспекты использования в системе развивающего образования геоинформационных систем, или, как принято говорить, ГИС-технологий. Этот вид информационных технологий бурно развивается в последние годы для целей использования в самых различных областях социальной практики таких, как экология, природопользование, градоустройство, управление муниципальными службами и т. п. Однако в сфере образования он еще недостаточно освоен и поэтому мало используется.

В то же время быстро возрастающие возможности ГИС-технологий по наглядному представлению для анализа разнообразной пространственно распределенной информации, а также постоянное снижение стоимости оборудования, необходимого для использования этих технологий, делают их весьма перспективными средствами для системы образования. Причем не только в качестве инструментальных средств информационной поддержки учебного процесса, но и в качестве объекта для изучения в области профессиональной подготовки.

Определенный опыт использования ГИС-технологий в этом плане уже имеется в Международном университете природы, общества и человека «Дубна». Курс информатики для студентов первого курса этого университета является базовым и направлен на обеспечение понимания роли современных средств информатики в разрешении проблемных ситуаций. Студенты должны уметь самостоятельно формировать задачи и находить их решения на основе использования интегрированных компьютерных технологий. Именно такими и являются современные ГИС-технологии.

Педагогическая практика показала, что использование ГИС-технологии в учебном процессе университета оказалось оправданным и эффективным с нескольких точек зрения. Во-первых, ГИС-технологии являются весьма удачной иллюстрацией многих базовых понятий информатики (виды информации, формы ее представления и преобразования, средства реализации информационных процессов и т. п.).

Во-вторых, ГИС-технологии являются хорошим примером современной интегрированной информационной технологии, использование которой существенным образом повышает эффективность решения широкого класса прикладных задач. В качестве примеров таких задач можно назвать экологический мониторинг урбанизированных территорий, геоэкологическое районирование, оценку стоимости земель и строений, создание электронных карт для муниципальных служб, выбор территорий для нового строительства, оценку запасов полезных ископаемых и т. п.

Студенты университета принимают также участие и в проведении фундаментальных исследований с использованием ГИС-технологий. К их числу относятся, например, решение задач моделирования процессов, происходящих в мантии Земли.

Мультимедиатехнологии и экранная культура общества

Новые информационные технологии дают хорошие возможности для развития наблюдательности, способностей улавливать сходства и различия, выявлять скрытые закономерности, т. е. именно тех качеств, которые необходимы человеку для плодотворной творческой деятельности. Компьютерные технологии создают также новые возможности для развития у людей чувства гармонии при восприятии цветовой гаммы, воспитанию хорошего художественного вкуса.

Мультимедиа-технологии стали сегодня инструментальной основой быстро развивающегося нового направления в искусстве — экранного искусства.

Уже созданы и промышленным образом тиражируются десятки тысяч оптических компьютерных дисков типа CD-ROM, популяризирующих шедевры мировой культуры, которые ранее были доступны для ознакомления лишь при непосредственном посещении музеев, дворцов, картинных галерей, художественных выставок. При этом удается объединить в общем тематическом плане не только красочные и достаточно подробные изображения произведений архитектуры, скульптуры и живописи, но и сопровождать эти изображения многоаспектной справочной текстовой информацией, а также соответствующими музыкальными произведениями, телевизионными клипами и мультипликацией [100,128].

Все это создает достаточно сильное эмоциональное воздействие на зрителя, развивает его художественный вкус и одновременно дает возможность получать необходимые знания в области культуры, искусства, истории развития человечества.

Возможности данного направления развития информационных технологий настолько многообещающи, что вполне обоснованно можно говорить о зарождении целого нового направления в области культуры — экранной культуры. Вполне естественно, что эти возможности могут и должны эффективно использоваться в перспективной системе образования для развития у людей творческих качеств.

Информационные технологии и развитие памяти человека

Еще одно направление использования новых информационных технологий в развивающем образовании заключается в их применении для развития памяти, т. е. способности человека запоминать и в необходимых случаях использовать большие объемы разнообразной информации. Сегодня можно считать доказанным, что память человека неразрывно связана с процессом мышления. Поэтому запоминание и использование хранящейся в памяти информации являются важными компонентами процесса мышления и, следовательно, развития интеллектуальных способностей человека.

Известно, что прочно запоминается лишь то, что хорошо осмыслено или же имеет ассоциативные связи с уже хранящимися в памяти образами или понятиями. Это свойство используется для развития таких видов памяти, как логическая память и мнемоническая память. Первая из них базируется на принципе логической организации запоминаемого материала, а вторая — на использовании некоторых, иногда специально организуемых, ассоциативных связей между старыми и новыми понятиями или образами. Применение новых информационных технологий и уже имеющихся в настоящее время достаточно широких возможностей персональных ЭВМ открывает в данной области многообещающие перспективы.

Лингвистические аспекты развития творческих способностей

Современная когнитология утверждает, что развитие у человека способностей к абстрактному творческому мышлению существенным образом зависит от богатства того языка, на котором он мыслит. Не только способности человека к литературному творчеству или ораторскому искусству, но и его возможности к построению и логическому осмыслению научных гипотез, требуют достаточно свободного владения богатым языком, имеющим необходимые средства для адекватного представления многих абстрактных понятий, характеризующих различные свойства и процессы окружающего нас мира.

Необходимо также отметить, что от богатства того языка, на котором способен мыслить человек, существенным образом зависит и процесс формирования его общего мировоззрения. Другими словами, тот «образ мира», который формируется в нашем сознании, определяется не только уровнем наших знаний и идеологическими установками, но и теми языковыми средствами, при помощи которых этот образ формируется в процессе мышления. Поэтому глубокое изучение богатого языка, характерным примером которого является современный русский язык, — это не только важное условие интеллектуализации общества, но также и способ формирования в данном социуме адекватных представлений о глобальной картине мира, создание базы для продуктивной научной и творческой деятельности.

В связи с вышеизложенным может возникнуть вопрос о том, не подавляет ли глубокое изучение богатого иностранного языка способностей человека говорить и мыслить на своем родном этническом языке? Оказывается, что нет. Наоборот, как показывают результаты научных исследований в области интерлингвистики, изучение иностранного языка содействует повышению культуры родной речи, так как способствует более тонкому восприятию оттенков мысли на родном языке [101].

Таким образом, магистральное направление развития современного общества лежит не на пути лингвистической самоизоляции стран и их отдельных регионов от окружающего мира, а, наоборот, на пути создания благоприятных условий для непрерывного образования в области родного и иностранных языков.

Нам представляется, что в XXI веке каждый культурный человек должен достаточно свободно владеть тремя-четырьмя языками. Одним из них должен быть национальный государственный язык той страны, в которой постоянно проживает человек. Вторым должен быть «информационный» язык, т. е. тот язык на котором представлено наибольшее количество научно-технической, экономической, политической и другой информации. В настоящее время таким языком де-факто является английский.

Третьим языком должен быть достаточно богатый язык для научного и художественного творчества. Примерами таких языков являются русский язык и санскрит. Не вдаваясь далее в лингвистические тонкости данной проблемы, отметим лишь особую важность наличия в используемом для научного творчества языке развитых форм переходных глаголов и сослагательного наклонения, являющихся важными средствами для научного размышления и построения гипотез.

Четвертым необходимым языком для людей XXI века должен являться их родной этнический язык, который может не всегда совпадать с национальным государственным языком. Знание этого языка необходимо для того, чтобы сохранять и поддерживать свою этническую культуру, самобытность которой обогащает сокровищницу мировой культуры.

Таким образом, человек будущего должен стать полиглотом, свободно владеющим как минимум тремя-четырьмя языками. Какую же роль могут сыграть в формировании у людей таких знаний и навыков новые информационные технологии? Возможности эти поистине уникальны уже сегодня и обещают стать еще большими в будущем.

Характерными примерами таких технологий являются гипертекст и мультимедиа, на основе которых уже создаются и будут все шире использоваться в будущем проблемно-ориентированные обучающие системы для целей лингвистического образования.

Сочетание красочных цветных изображений, звуковой поддержки, а в необходимых случаях — и анимационных, мультипликационных и телевизионных клипов позволяет более эффективно использовать возможности ассоциативной памяти людей для запоминания ими новых слов, отрабатывать правильную артикуляцию при их произношении, подбирать необходимые синонимы и омонимы, повторять отдельные фрагменты фраз, текстов и т. п.

Новой и очень важной дидактической возможностью новых информационных технологий в системах компьютерного обучения и самообучения является возможность индивидуализации учебного процесса с учетом персональных особенностей обучаемых к восприятию и запоминанию новых слов, фраз и оборотов иностранной речи.

Так, например, опыт практического использования разработанной Л.А. Растригиным обучающей системы, в которой использован принцип кибернетического управления процессом накопления знаний в процессе обучения, показал ее высокую эффективность при изучении иностранных языков именно благодаря индивидуализации этого процесса [102].