logo
УМК История кино и телевидения 2013

Тема 3. 1930-е: Опасная игра Раздел 1. Золотой век Голливуда

Основные тезисы

С появлением звука кино преобразилось. «Киномоголы» призвали звуковое кино себе на службу, чтобы вернуть обратно в кинозалы зрителей, уставших от шаблонов и бесконечных титров «Великого немого». Успех оказался настолько оглушительным, что Голливуд вступил в период своего наивысшего расцвета, когда его безукоризненно выполненные шедевры помогали публике во всем мире хотя бы на время забыть волнения той беспокойной эпохи.

  1. Начало эры звукового кино:

1927: фильм А. Кросленда «Певец джаза».

1928: 100% звуковой фильм (мюзикл) «Огни Нью-Йорка».

Переход к звуковому кино: огромные финансовые вложения.

  1. Цвет: системы «Техниколор» и «Три-пэк».

  2. В 1930 году Ассоциацией кинопродюсеров Америки (MPAA) был принят «производственный кодекс», или Кодекс Хейса, по имени Уильяма Харрисона Хейса (англ. William Harrison Hays), в 1922—1945 возглавлявшего Ассоциацию. Кодекс Хейса стал в 1934 неофициальным, действующим национальным стандартом США. Главное назначение Кодекса – регламентация кинопродукции под предлогом ее «моральной чистоты». Кодекс действовал по 1968 г. и впоследствии был заменен системой возрастного рейтинга. В соответствии с Кодексом Хейса кинематографисты обязаны были воспитывать в людях национально-патриотические чувства и уважение к национальной символике, а также пропагандировать высокие моральные принципы – уважение к религии, закону, традициям, истории. Из кинематографической практики были исключены сцены насилия, секса, жестокости по отношению к людям и животным. В свое время Кодекс сыграл свою положительную роль в формировании «стандартов жизни».

  3. Новые жанры: Появление новых жанров (мюзикл); новая жизнь жанров (вестерн, криминальный фильм); расцвет костюмно-исторических лент.

Мюзикл как сценический жанр появился в США в конце XIX – начале ХХ века, а в 1920-е гг. мюзиклы начали экранизировать, что сделало этот жанр еще более популярным. Пожалуй, киномюзикл – единственный жанр, который так тесно связан со взлетами и падениями Голливуда.

Один из первых звуковых фильмов – «Певец джаза» (1927) с участием бродвейской звезды Эла Джолсона в строгом смысле слова нельзя назвать мюзиклом, это была только заявка, но уже в следующем фильме «Без ума от песен» (также с участием Джолсона) четче обозначились его жанровые музыкальные черты. В 1929 г. на экраны вышел мюзикл «Бродвейская мелодия», сразу ставший одним из самых кассовых фильмов того времени. Кроме того, фильм «Бродвейская мелодия» первым из мюзиклов был удостоен премии «Оскар».

В 1930-е гг., золотой век Голливуда, популярность мюзикла растет благодаря ведущему голливудскому хореографу-постановщику Басби Беркли (1895–1976), который сумел придать этому жанру стремительный электризующий характер. В его известных мюзиклах «Золотоискательницы 1933 года» (1933), «42-я стрит» камера Беркли была постоянно в движении – то скользила вдоль зеркальной поверхности пола, то устремлялась в гущу танцующих, где мелькали их руки и ноги.

Другим королем мюзикла 1930-х гг. был замечательный танцовщик Фред Астер, выступавший со своей постоянной партнершей Джинджер Роджерс. Актер был не только постановщиком танцев в мюзиклах, но и автором песен. 1941-м годом датирована яркая музыкальная комедия «Серенада Солнечной долины», которую, можно без преувеличения сказать, обессмертил выдающийся джазовый музыкант Глен Миллер и его оркестр. В СССР этот фильм попал только после войны вместе с другими трофейными картинами и сразу же завоевал бешеную популярность – мелодии этой ленты напевали повсюду.

Ни одна из голливудских студий не хотела отставать в области мюзикла. Но, пожалуй, ведущей студией по производству наиболее удачных мюзиклов стала Метро-Голдвин-Майер (МГМ). В 1940-е и в начале 1950-х гг., когда жанр мюзикла достиг своего пика, засверкали звезды Джуди Гарленд («Встретимся в Сент-Луисе» (1944) / В. Минелли), Риты Хейворт («Девушка с обложки», 1944), Джина Келли и Стенли Донена («Увольнение в город» (1949), «Поющие под дождем» (1952), «Всегда прекрасная погода» (1955).

И хотя затем мюзикл переживал не лучшие свои годы, в 1961 г. на экраны вышла «Вестсайдская история» Р. Уайза, ставшая настоящим потрясением, соединив в себе волшебную музыку Л. Бернстайна и полную драматизма отточенную хореографию Дж. Роббинса с остросоциальной проблематикой сценария. Фильм заслуженно был удостоен нескольких премий «Оскар». Одной из лучших экранизаций тех лет стала «Моя прекрасная леди» (1964) на музыку Ф. Лоу. Попытку совмещения, казалось бы, несоединимых жанров анимации и мюзикла предпринял Уолт Дисней в фильме «Мэри Поппинс» (1965). Среди американских мюзиклов последующих десятилетий следует выделить «Смешную девчонку» (1968) с Б. Стрейзанд, «Кабаре» (1972) с Л. Миннелли режиссера и хореографа Б. Фосса, «Томми» (1975) К. Рассела, «Весь этот джаз» (1979) также Б. Фосса, «Волосы» (1979) М. Формана, «Слава» (1980) А. Паркера.

Мюзикл во всем мире воспринимается прежде всего как американский жанр, но и в других странах к жанру мюзикла также обращались ведущие режиссеры – во Франции Ж. Деми поставил свой самый известный фильм «Шербурские зонтики» (1964) с чарующей музыкой М. Леграна, одухотворяющей лирическое повествование о любви. Фильм был удостоен главного приза на МКФ в Каннах. В 1967 г. Деми поставил «чистый», очень профессиональный мюзикл «Девушки из Рошфора», также на музыку Леграна, но до уровня «Шербурских зонтиков» он явно не дотягивал. В 1968 г. в Великобритании вышел на экраны мюзикл К. Рида «Оливер!» (премия «Оскар», 1968), трогательная и одновременно динамичная история героя романа Ч. Диккенса. В Испании – музыкальные мелодрамы с участием Сары Монтьель и Рафаэля. В фильмах Карлоса Сауры нам открылась песенно-танцевальная культура фламенко.

Гениальную музыку для американских киномюзиклов писал композитор Ирвинг Берлин. По одной из версий И. Берлин родился в Тюмени. За свою жизнь И. Берлин создал полторы тысячи песен (из которых 50 считаются хитами), написал музыку для 19 театральных постановок и 15 фильмов. Самое известное произведение Берлина — гимн «Боже, благослови Америку» (God Bless America, 1918), считающийся неофициальным гимном США.

Также среди наиболее известных произведений Берлина — песня «Puttin' on the Ritz» (1929), которую называют неофициальным гимном Голливуда, и «The White Christmas» — один из символов рождественских праздников в Америке.

Вестерны на самом деле являются одной из жанровых разновидностей приключенческого фильма. Популярный американский актер К. Иствуд, прославившийся как раз в вестернах, заметил, что американцы придумали в искусстве три вещи: вестерны, джаз и блюз. Действительно, вестерны – чисто американское явление. Конечно, можно обнаружить перекличку вестернов с самурайскими фильмами, тем более, что авторы вестернов иногда использовали сюжеты этих лент, перенося действие в Америку второй половины XIX века. Два популярных вестерна «Великолепная семерка» (1960) Дж. Стерджеса и «За пригоршню долларов» (1964) С. Леоне являются вариациями лент А. Куросавы «Семь самураев» и «Телохранитель». А английский режиссер Т. Янг включил в свой фильм «Красное солнце» (1970) образ самурая, оказавшегося на Диком Западе в 1871 г., роль которого исполнил Т. Мифунэ, актер А. Куросавы. Непременным условием вестерна является развертывание действия на Диком Западе, который завоевывался и осваивался переселенцами, направляющимися в глубь континента по пути к Тихоокеанскому побережью и к сопредельной Мексике. Одна из эпических, масштабных лент так и называлась: «Как был завоеван Запад» (1962) Дж. Форда, Г. Хэтауэя и Дж. Маршалла.

Истоки вестерна нужно искать, разумеется, в американской литературе прошлого века, в произведениях Ф. Купера, М. Рида, Ф. Брет-Гарта. Благородные следопыты, сохраняющие достоинство последние из могикан, бесшабашные покорители прерий, лихие ковбои, вооруженные и очень опасные бандиты, невозмутимые шерифы, насаждающие закон вдали от цивилизации, веселые обитательницы салунов – все эти герои были романтизированы, овеяны мифами в вестернах. Популярность Буффало Билла, Буча Кэссиди и Санденса Кида, Пэта Гэррета и Билли Кида, Джесси и Фрэнка Джеймса, Дока Холлидея и Уайта Эрпа может сравниться, пожалуй, со славой знаменитых личностей Америки, начиная с ее первого президента Джорджа Вашингтона. Идеализируя и возвеличивая людей, которые в подлинной жизни не всегда были в ладах с законом, авторы вестернов прежде всего стремились воспеть американскую предприимчивость, авантюризм, риск, неунывающий оптимизм всех – от бродяг, странствующих по пустошам Запада, до упорных скотоводов, быстро пустивших корни на бесплодных землях вдали от Атлантического океана. Возможно, именно это помогло им выстоять в схватке с природой, а в первую очередь – в борьбе за социальное, человеческое выживание, самоутверждение, создание самих себя, своего образа жизни согласно «американской мечте».

Национальная мифология, прославление недолгой истории Соединенных Штатов оказались крайне необходимы в ХХ веке, когда Америка становилась одной из первых держав мира. Вестерны появились еще до изобретения братьев Люмьер, на картинках в кинетоскопе Эдисона в 1894 г. Но отправной точкой в развитии этого жанра считается выход на экраны фильма «Большое ограбление поезда» (1903) Э. С. Портера, который, представляет собой довольно редкое сочетание вестерна и гангстерского фильма. В те годы бандит с Запада был еще современником авторов вестернов. Спустя десятилетия в 1969 г. Дж. Р. Хилл иронически воспроизвел стиль первых вестернов в прологе своей картины «Буч Кэссиди и Санденс Кид», чтобы затем рассказать трагическую историю двух отщепенцев, индивидуальностей-одиночек, вытесняемых на рубеже веков с авансцены истории, уничтоженных безжалостной системой власти, цивилизацией, хорошо отлаженным механизмом коллективного подавления.

Эпоха одиноких героев вестерна заканчивалась, хотя была искусственно продолжена до периода мексиканской революции 1910–1917 гг., когда на окраинах США, на задворках складывающейся сверхдержавы последние американские идеалисты, изрядно изверившиеся, потрепанные жизнью, превратившиеся в циников, пытались использовать шанс свободного существования, пребывания «вне»: вне цивилизации, вне закона, вне всего.

Расцвет жанра приходится на 30–50-е гг. В этот период были созданы фильмы: «Железный конь» (1924), «Дилижанс» (1939), «Моя дорогая Клементина» (1946), «Отправившиеся на поиски» (1956) – все Дж. Форда; «Человек с Запада» (1940) У. Хайлера; «Красная река» (1948) Х. Хоукса; «Ровно в полдень» (1952) Ф. Циннемана; «Шейн» (1953) Дж. Стивенса, и многие другие. Фильм «Дилижанс» (1939) Джона Форда – переломный в истории жанра. Проблематика фильма выходит за узкие границы традиционного вестерна и приобретает универсальный характер: извечная борьба между добром и злом, ставящая личность перед выбором и определяющая ценность человека вопреки официальной морали и «табели о рангах».

Они созданы в тот момент, когда жанр пришел в конце 50–60-х гг. в упадок, переосмысливался, наполнялся реальным содержанием, часто горько и беспристрастно развенчивался, выворачивался наизнанку. Среди антимифотворцев, разрушавших ложные грезы о прекрасном Диком Западе, раскрывавших обратную сторону легендарного облика любимых героев, помимо названных Дж. Р. Хилла, С. Пекинпа и С. Леоне, были также А. Пенн («Маленький Большой Человек», 1970), Р. Нелсон («Солдат в синем», 1970), и, безусловно, Р. Олтмен («Маккейб и миссис Миллер», 1971, «Буффало Билл и индейцы, или Урок истории Сидящего Быка», 1976). Кстати, С. Пекинпа ставил и другие вестерны («Скачи по горам», 1962; «Майор Данди», 1964, «Баллада о Кейбле Хоге», 1970, «Пэт Гаррет и Билли Кид», 1973), превратившись в одного из крупных мастеров жанра. В число известных вестернов этого периода входят «Профессионалы» (1966) и «Прикуси пулю» (1975) Р. Брукса, «Иеремия Джонсон» (1971) С. Поллака, «Ковбои» (1971) М. Райделла, «Жизнь и времена судьи Роя Бина» (1972) Дж. Хьюстона.

Особое место занимает творчество уже упоминавшегося итальянского режиссера С. Леоне, первого из европейцев покусившегося на типично американское изобретение. Его трилогия с участием К. Иствуда («За пригоршню долларов», 1964, «За несколько лишних долларов», 1965, «Хороший, плохой, злой», 1967), а также лента «Однажды на Диком Западе» (1968), признанная классикой вестерна даже американцами, и фильм «Ложись, ублюдок!» (1971) составили целую главу в истории этого жанра, вызвали массу подражаний. Именно подделки, а не замечательные картины Леоне, иронически взглянувшего на стереотипы вестерна, следовало бы назвать презрительно «спагетти-вестернами». Разнообразные «Джанго», «Они называют меня Троица», «Мое имя – Никто» и т. п. заслуживают такого определения.

Эстетика вестерна была своеобразно переплавлена в космических и полуфантастических феериях Дж. Лукаса и С. Спилберга, порой пародийно представивших образ ковбоя в неведомых ему ранее ситуациях. Комедийная интонация проявляется и в целом ряде вестернов на рубеже 70–80-х гг.: «звездный» ковбой Х. Форд снялся в ленте «Парень из Сан-Франциско» (1979) опытного знатока жанра Р. Олдрича; соавтор сценариев об Индиане Джонсе и сериала «Звездные войны» Л. Кэздан создал иронический вестерн «Силверадо» (1985); мастер абсурдного юмора Дж. Лэндис высмеял штампы жанра в картине «Три амигос!» (1986). Правда, всех опередил главный специалист по пародиям в американском кино М. Брукс, еще в 1973 г. поставивший забавную ленту «Сверкающие седла». На этом фоне обошедшаяся в 36 млн. долларов ностальгическая сага «Врата рая» (1980) М. Чимино казалась американским зрителям анахроничной, выморочной, лишенной основного – занимательного сюжета. Потому что более-менее увлекательные вестерны с полюбившимся К. Иствудом (включая его режиссерские работы «Бродяга с равнин», 1973, «Джоузи Уэйлз вне закона», 1976, «Бронко Билли», 1980, «Бледнолицый всадник», 1985) или с семейными актерскими династиями («Давно в седле» У. Хилла, 1980, играют братья Кэрредин, Кич и Куэйд, «Молодые стрелки» К. Кейна, 1988, в главных ролях – братья Ч. Шин и Э. Эстевес, сын Д. СазерлендаК. Сазерленд) еще пользовались относительным успехом. Тем не менее, на исходе 80-х гг. жанр вестерна утратил свою особую популярность. По иронии судьбы это произошло в период правления администрации Р. Рейгана, который, конечно, не был ковбоем №1, как Дж. Уэйн, но любил сниматься в вестернах.

Несмотря на то, что особые, почти радужные надежды возникли после появления своеобразных вестернов-драм «Танцы с волками» (1990) К. Костнера и «Нет прощения»/«Непрощенный» (1992) К. Иствуда, которые, после очень большого перерыва (первым лауреатом «Оскара» среди вестернов был «Симаррон» У. Рагглза, 1931) удостоились главных наград Американской киноакадемии, все-таки в 90-е гг. возрождения вестерна не произошло. Может быть, правы Лукас и Спилберг, что современной компьютерной Америке нужна прежняя мифология в супермодной упаковке, необходимы «электронные вестерны» с тем же неунывающим героем, который теперь покоряет Дальний и Средний Восток, как в фильмах об Индиане Джонсе, или Дикий Космос в фантастических лентах.

5. Триумф анимации: 1938 г. первый звуковой и цветной полнометражный мультфильм «Белоснежка и семь гномов» / Уолт Дисней.

6. Лучший фильм – «Унесенные ветром» (1939; режиссер Виктор Флеминг; продюсер Дейвид Селзник; кинокомпания MGM). Жанр – исторический фильм, драма, мелодрама. Излюбленный американский жанр частной мелодрамы на фоне общественных катаклизмов помещен в исторический контекст этапных для Америки событий. Вместо более точного по смыслу перевода «Развеяно ветром» у нас не случайно прижилось название «Унесенные ветром». Оно сентиментальнее и романтичнее, намекает на судьбы двух любовников-соперников, не желающих уступить друг другу. А «Развеяно ветром» – все-таки о другом: о безвозвратно ушедшем времени Старого Юга, мире богатых усадеб Атланты, процветавших благодаря рабовладению, о неминуемом ходе Истории, которая вмешивается в жизнь страны и отдельных людей. Банальный «ветер эпохи» развеял иллюзии и надежды тех, кто пытался сохранить в неприкосновенности уже отживший уклад общества.

Картина, в постановке которой на разных этапах принимали участие Джордж Кьюкор, Уильям Кэмерон Мензиес, Сэм Вуд, Хауард Хоукс и даже сам продюсер Дейвид Селзник, получила восемь премий «Оскар» (в том числе за фильм, режиссуру, сценарий, главную женскую роль, впервые в истории была отмечена чернокожая исполнительница второплановой роли Хэтти Макдэниел). Лента «Унесенные ветром» считается до сих пор самой кассовой в истории американского кино. В 1976 г., когда впервые показали «Унесенные ветром» по американскому телевидению, по подсчетам социологов аудитория составила около 130 млн. зрителей. А в 1993 г. был создан «сиквел» (на прямой римейк американцы все-таки не решаются) – телевизионный мини-сериал «Скарлетт» на основе романа, продолжающего литературное произведение Маргарет Митчелл.

В ролях: Вивьен Ли, Кларк Гейбл, Лесли Хауард, Оливия Де Хэвилленд, Томас Митчелл, Барбара О'Нил, Хэтти Макдэниел, Виктор Джори, Энн Разекфорд.