Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
В эпоху Возрождения с убедительной силой, смелостью, порою жертвенностью утверждает себя наука. Многие открытия меняли жизнь человечества, расширяли межкультурные коммуникации. Открытие Америки Колумбом в 1492 году и другие географические открытия создали предпосылки для колонизации Африки, Азии и развития торговли с ними.
Эпоха позднего Возрождения явила миру в совершенстве одаренных людей, создающих произведения на пределе возможного, которые оставили философски умные, жизнеутверждающие, бессмертные произведения.
Так, например, Уильям Шекспир (1564-1616) создал в своих произведениях сильные, противоречивые, страстные натуры, умеющие яростно ненавидеть и беззаветно любить («Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Сон в летнюю ночь»).
Итальянский поэт, скульптор, композитор, живописец, архитектор Микеланджело Буонаротти (1475-1564) три года высекал из монолита мрамора образ Давида библейского, что стоит на главной площади Флоренции. Расписал в Ватикане Сикстинскую капеллу, соорудил гробницу Медичи с аллегорическими фигурами Ночи, Утра, Дня, Вечера; изменил проект строящегося собора св. Перта в Риме, возвёл купол и т.д.
Идеи Реформации распространились по всей Европе и привели к огромным изменениям в общественной жизни, а идеи гуманизма остались лишь мнением сравнительно небольшого кружка учёных. Потому что основной массе людей было не до философских размышлений. Они занимались ремеслами, пахали, торговали, но им мешали притеснения католического духовенства. Поэтому они требовали сильного и быстрого средства против папского произвола. Однако это возмущение не распространялось на веру в бога. Именно учению Лютера верили недовольные католицизмом.
В целом же можно отметить, что Реформация ослабила католицизм, но переделав церковь в практическом духе, на самом деле только укрепила её позиции. Жизнь показала, что учения Лютера и Кальвина, основанные на вере, быстро достигли уровня фанатизма, тогда рядом с кострами католической инквизиции запылали костры защитников новой веры.
Но вместе с тем, Возрождение заложило основу для формирования светской культуры. Её основы выражены в творчестве итальянского художника Рафаэля Санти (1483-1520). Ещё обучаясь анатомии и проекции во Флоренции он написал «Мадонну Грандука», которую приобрёл герцог Тосканский. В Риме Рафаэль расписывал Ватиканский дворец. Он папой Юлием IIбыл назначен главным художником. Крупная его фреска посвящена «Афинской школе», где изображены образы Платона, Аристотеля. После его кончины остались замечательные росписи, портреты современников, образы библейских персонажей в том числе самый светлый, чистый и возвышенный – «Сикстинская Мадонна».
Наиболее творческий, многоодаренный итальянец эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи (1452-1519 г.). Он – художник, скульптор, архитектор, анатом, мыслитель. Леонардо придумывал необыкновенные машины, механизмы, конструкции. Будучи в Милане при дворе герцога архитектором, живописцем, скульптором, военным инженером создал фреску «Тайная вечеря», картины «Мадонна в скалах», «Мадонна Литта». Во Флоренции пишет «Мадонну Лизу» (Джоконду). Леонардо принадлежат научные трактаты, где он опровергает гипотезу всемирных потоков, не считает душу особой «воздушной» флюидной субстанцией, ценил эксперименты и наблюдения. Он писал «Мудрость есть дочь опыта», сочинял басни, самая короткая такова: «Басня о языке, кусаемом зубами».
Известнейшим представителем Возрождения является испанский писатель Сервантес Мигель Сааведра (1547-1616). Судьба его необычна. Участвуя в войне против турок в 1570 году попал в плен к алжирским пиратам, был продан в рабство и лишь через 10 лет был выкуплен друзьями. Сила его духа, воображения, жизнелюбия проявлялись в том, что будучи несколько лет в тюрьме Сервантес начал писать, развлекательный по замыслу роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий», в котором показал лукавую наивность крестьянина-оруженосца Санчо Пансы и Рыцаря Печального образа – мечтателя, благородного идеалиста, который смешно и нелепо выглядит в мире жестокости, пошлости, подлости и корысти.
В целом XVIIвек называют «веком гениев». Не только потому, что это была эпоха буржуазных революций в Нидерландах (1566-1609), Англии (1640-1688), расцвета абсолютистской монархии во Франции, завершающей стадии Контрреформации, усиления позиций церкви, требующих концентрации воли, умения, исторического понимания. Но прежде всего потому, что начался научный прогресс, возникновение научных обществ (Лондонское Королевское общество, Парижская естественная академия).
В обществе утверждался новый взгляд на человека, его разум, возможности.
В XVIIвеке сделано огромное число открытий и изобретений в химии, физике, астрономии, математике и механике.
Р. Декарт (1596-1650) утверждал, что человек постигает мир посредством разума.
Ф. Бэкон (1561-1626) утверждал, что главным источником знаний является опыт, а не божественное откровение. Недаром он выдвинул тогда лозунг «Знание-сила».
Г. Галилей, И. Ньютон, Ф. Бэкон объявили эксперимент важнейшим методом научного познания, гипотезы, модели.
Г. Галилей, И. Кеплер с помощью телескопа развили гелиоцентрическое учение Н. Коперника, открыли закон движения планет. Как отмечалось ранее Г. Галилей сконструировал подзорную трубу с 32-кратным увеличением, обнаружил на Луне вулканы и кратеры, увидел спутник Юпитера, увидел скопление звёзд Млечного пути, чем подтвердил мысль Дж. Бруно о неисчерпаемости миров во Вселенной. Заслуженно Г. Галилея называли «Колумбом неба».
И. Ньютон (1943-1727) – математик, механик, физик, астроном. Его открытия в области оптики (дисперсия света, интерференция и дифракция) сделали возможным конструирование мощного отражательного телескопа.
И. Ньютон также разработал дифференциальное и интегральное исчисления, открыл закон классической механики, закон всемирного тяготения. Но вместе с тем, он считал источником гармонии во вселенной в намерениях и власти «могущего и премудрого существа».
Р. Декарт – философ, математики, физик, физиолог: как математик заложил основы аналитической геометрии; как физик сформировал закон сохранения количества движения, ввёл понятие «эфира» - всеобщей среды (ныне вакуум); как физиолог ввёл представление о рефлексе. Основные его произведения «Геометрия», «Рассуждение о методе», «Размышление о первой философии», «О сострадательных состояниях души». Считал, что душа сотворена Богом. Единство материи и сознания выразил так «Мыслю – значит существую».
Декарт писал: «Для разыскания истины необходимо раз в жизни, насколько это возможно, поставить всё по сомнение». Б. Паскаль – французский писатель, религиозный философ, физик, математик (1623-1662) доказал наличие атмосферного давления, установил закон распределения давления и жидкости, принцип действия гидравлического пресса. Написал труд «Письма провинциалу», направленный против иезуитов, и свой знаменитый труд «Мысли», где в частности писал, что человек – самая ничтожная былинка в природе, но былинка мыслящая. Будем же стараться хорошо мыслить: вот начала нравственности.
Основные художественные стили европейской культуры Нового времени – классицизм, ампир, барокко, рококо.
Классицизм (лат. Classicus- образованный) – художественное направление и стиль в европейском изобразительном искусстве, музыке, литературе и архитектуреXVII- началаXIXв., основанный на следовании принципам античного греческого и римского искусства. Характерными чертами классицизма являются рационализм, симметрия, гармоничность, монументальность, уравновешенность композиции, соответствие содержания произведения его форме.
Признавая высшим образцом античное искусство и традиции Высокого Возрождения, искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства мира, подчинения индивидуальности интересам общества и государства. Кроме того, рационалистическая черта классицизма предполагала рассматривать любое художественное произведение как создание искусственное, т.е. сознательно сотворенное и разумно организованное (принцип «подражания природе»). Согласно такому методологическому подходу искусство призвано воспроизводить идеальную закономерность мироздания. Объективно существующая в мире красота – симметрия, пропорция, гармония, мера и т.п. – должна воссоздаваться искусством в совершенном виде и по античным образцам. В зависимости от своей способности выразить идею совершенства все жанры искусства находятся в определенной иерархии по отношению друг к другу. Они делятся на «высокие» (трагедия, ода, живопись), мифологические (религиозные и исторические темы) и «низкие» (комедия, басня, пейзаж, натюрморт, портрет).
В истории классицизма принято выделять два этапа: 1) классицизм XVIIв. и 2) классицизм второй половиныXVIIIв. (неоклассицизм).
Классицизму XVIIв. были присущи возвышенная отвлеченность художественных идеалов, идеализированные образы природы и человека, отказ от изображения индивидуальных черт и бытовых сторон во имя величия и героики. Поэтому художественные формы классицизмаXVIIв. характеризуются уравновешенностью, четкостью, пластической ясностью и гармоничностью. Выдающимися художниками классицизмаXVIIв. были: в живописи – Никола Пуссен, Клод Лоррен, Шарль Лебрен (Ле Брен); в литературе – Вольтер, Фридрих Шиллер, Иоганн Гёте; в музыке – Франц Йозеф Гайдн, Людвиг ван Бетховен.
В классицизме второй половины XVIIIв. господствующими были образы мужественных борцов против тирании, борцы за права человека с их миром чувств и переживаний. Но на рубежеXVIII-XIXвв. поздний классицизм приобретает черты парадности и пышности, наиболее полно выразившиеся в архитектуре и прикладном искусстве (Шарль Персье, Пьер Фонтен).
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры