Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
Возрождение (франц. Ренессанс; итал. Риначименто) – это период, а также гуманистическое движение в истории европейской культуры, которое означает конец Средневековья и начало современности.
Возрождение возникает в Италии в XIVв., распространяется в западные страны (Северное Возрождение), достигает наибольшего расцвета в серединеXVIв. К концуXVIв. – началуXVIIв. заметен упадок Ренессанса, называемый маньеризмом.
В Возрождении, в процессе его первоначального становления, во многом были заметны традиции средних веков (религиозное сознание). Но по мере развития городов, торговли, товарного производства, ремесленничества, требующих человека, в обществе стали утверждаться такие явления как: гуманизм, антропоцентризм, обращение к античности, модификация средневековых христианских традиций, в целом же – новое отношение к миру.
Отсюда и хронологические рамки Возрождения условны. Проторенессанс – XII–XIVвв., раннее Возрождение –XIV–XVвв., высокое ВозрождениеXV–XVIвв.
Самое влиятельное явление эпохи Возрождения – это изменение человека к самому себе. Он начинал постигать свои собственные духовные силы, верить в них. Он даже мыслил и предполагал, что может понять Бога и вставать вровень с ним. Душа как бы воскресает в каждом человеке, его индивидуальность, собственный внутренний мир становится главной задачей и идеей эпохи Возрождения.
Человек ставится главным звеном бытия (антропоцентризм), приоритет отдаётся правам человеческой личности. Идеалами и отличительными качествами человека становились разносторонность, своеобразие, уникальность каждой личности, осознание собственной силы, таланта, как творения природы и самого себя.
Эти позиции повернули историю в сторону Нового времени.
Эпоха Возрождения несла в себе значительные позиции, главными из которых можно назвать:
1. Эпоха возрождения– эко кризис феодализма – становление капиталистических отношений, формирование национальных государств, абсолютных монархий, побед буржуазии над феодальной реакцией.
2. Происходит освобождение духовной жизниот влияния религии и церкви, от схоластического знания, догмата христианства.
3. Использование античного культурного наследияв создании литературы, живописи, скульптуры, архитектуры (достаточно назвать имена Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Сервантеса, Боккаччо, Петрарка, Данте). Но в культуре Возрождения сочетаются самые различные традиции философии, религии, Бог теперь не творит всё из ничего, а сливается с законами природы, обожествляет природу и человека.
4. Духовную культуру эпохи Возрождения отмечает антропоцентризм. Человек – главное звено бытия, его предназначение – земное, приоритет – правам человеческой личности. Идеалом и отличительными качествами человека становились – разносторонность, своеобразие, уникальность каждой личности, осознание собственной силы и таланта как творения природы и самого себя.
5. Радикальному пересмотру подвергалось представление о мире, Боге, вселенной и истине. Рассуждения о Земле были в пользу Вселенной, ибо Земля – не есть центр Мира, так как центра нет – Вселенная беспредельная, бесконечная. Постижение истины понималось как процесс освоения званий, продвижение к истине – не возможно остановить.
6. Джордано Брунопошёл в своих изысканиях дальше. Он утверждал, что вселенная едина, материальна, бесконечна, вечна. Материя активна, самостоятельна, саморазвивается, самодвижется вследствие внутреннего принципа «собственной души», т.е. самодвижения материи (хотя законы движения небесных тел ещё не были открыты).
7. В эпоху Возрождения появляются коммунистические теории, Т. Мора (1478-1535) и Кампанеллы (1568-1638). В своих работах «Утопия» и «Город солнца» они предлагали:
- плановое общественное хозяйство;
- обязательный для всех труд;
- распределение продуктов по потребностям;
- участие всех членов общества в управлении;
- бесплатное образование;
- справедливое общественное устройство.
Кампанелла за эти мысли провел в тюрьме 33 года.
8. Возрождение было эпохой формирования новых ценностейи ориентиров:
- утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;
- его индивидуализм, установка на автономию личности;
- динамизм развития, ориентация на новизну;
- терпимость к иным взглядам, мировоззренческим позициям.
Возрождение заложило основу для формирования светской культуры.
Горожане, лёгкие на подъём, строили корабли, отправлялись искать неведомые края земли, налаживали новое дело, открыли торговлю. Сами города играли заметную роль в транзитной торговле. Города были связующим звеном между богатыми приморскими странами.
Авторитет в обществе и всё большее значение приобретали купцы и ремесленники, так называемое третье сословие, они теснили духовенство и феодальное дворянство.
Новое мироощущение человека, его оптимизм нуждались в мировоззренческой опоре, обосновании, подкреплении. Такая опора виделась в классической древности, она рассматривалась как основа для новых потребностей ума и новых жизненных устремлениях.
Кабинетные учёные, особенно философы, поэты становятся математиками, монахи – астрономами. Учение о морали стоиковиэпикурийцевоттесняют католические представления о греховности и ничтожестве человека. Вновь извлекаются и изучаются сочинения древних юристов, историков, поэтов. В основном это были римляне, но к концуXIVвека начинается изучение греческого языка и во Флоренции открывается греческая школа.
Идеи нового времени несли гуманисты, принадлежавшие к буржуазной интеллигенции. Это были врачи, юристы, философы, художники, педагоги, учёные. Именно они развивали светскую культуру и науку. В философии место бога занимает природа, в это время зарождается естествознание. В архитектуре и живописи человеческие тела приобретают необходимые пропорции. Изобретение Христа, Богоматери становятся портретами, религиозные события на полотнах превращаются в жанровую сцену.
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры