Билет № 42 Основные направления и этапы распространения арабско-мусульманской культуры.
Ислам – самая молодая из мировых религий. Её основал Мухаммад, уроженец Мекки в 610г.
После того как язычники Мекки вынудили Мухаммада покинуть город та небольшая мусульманская община (умма) покинула Мекку и переехала в город Йасриб (позже Медина, что позже стало началом мусульманского летоисчисления). Заключив договор с принявшими ислам мединцами М. Весной 628 г. верующие выступили с большшим вооруженным отрядом на Мекку, на границе с которой заключили перемирие. Теперь М. смог подчинить оазисы Хайбар и Фадаг (иудеи), стоявшие на пути в Сирию. Так власть мусульман начала распространяться по всей Аравии. Пророк властно призывал превратиться в ислам в своих письмах правителей крупнейших стран, что послужило началом становления ислама как мировой религию.
В 630г. мусульманские войска вступили в Мекку. Примирившись с жителями города, они значительно расширили умму.
В 632г. все аравийские племена почитавшие мекканскую Каабу (святыня местных племен) приняли ислам. И М., совершив определенный обряд инициации, обратил Каабу в исключительно мусульманское святилище. После смерти пророка в мусульманском мире начался беспорядок. Его сменили 4 праведных халифа.
1ый праведный халиф Абу-Бакр (632-634) сумел усмирить отступников от ислама. Его сменил халиф Умар (634-644), при котором началось стремительное расширение мусульманской державы, вышедшей за пределы аравийского полуострова. За 10 лет его правления в халифат вошла византийская Палестина, Сирия, Египет, а также сасанидские Ирак и Иран. 3ий халиф – Усман (644-656). При нем государство продолжало расширять свои границы. Разбил империю сасанидов, был утвержден текст Корана. 4ый халиф – Али (656-661). Победил сирийские полки, обратив их в мусульманство. После убийства Али, династия Омейядов продолжала вести активную завоевательную политику (покорились: С.Африка(Магриб), Испания, угроза Франции, присоединили армению, Азербайджан и западную Грузию). Крепости мусульман строились на Инде и европейском берегу атлантики в одно время, победив превосходящее их китайское войско (761).
Ко времени правления 4х халифов относится и рожнение текста корана. Тогда же мусульманство разделяется на 3 главных течения, различавшихся главным образом по их видению роли духовного и политич.главы мусульман. Сунниты – приверженцы суннизма, крупнейшей ветви ислама (сунна-это собрание рассказов из жизни Мухаммада). Шииты – приверженцы Али. Сунну признают все. Без знания ее нельзя стать образованным мусульманином.
Начиная с 20в. На мусульманском Ближнем Востоке , на Севере Африки складываются новые очаги халифской власти. В 929г.центрами халтфата становятся Кордово - резиденция испанских омейядов , и Каир – столица фатимидов.
Значительным факторок историко-культ.революции(ИК) ближн. Востока в средние века стали крестовые походы (11-13вв).
Падение исламского халифата 1258г под ударами монголов открыло новую страницу в истории Б.В. 13-16вв. Отмечены началом упадка арабо-исламской цивилизации.
Накануне колониальной экспансии Нового Времени сложилось 2 центра политич. И дух.власти – султанат мамелюков в Египте и передней Азии (13-15вв.), и держава Османов, чьей столицей был Константинополь с 1453г (Стамбул). Османская империя оставалась в эпицентре геополитического противостояния запада и мусульманского Ближнего Востока вплоть до своего падения в рез-те Первой Мировой войны.
628г – Мохаммад на границе с Меккой заключил мирный договор
630 – вступил в Мекку
632 – обряд инициации, все племена Аравийского полуострова стали мусульманами, Кааба
После смерти М. было 4 праведных халифа
Абу-Бакр: усмирил отступников от ислама; Умар: значительно расширил территорию(Палестина, Сирия, Египет, Ирак и Иран); Усман: разбил Сасанидов, утвердил текст Корана; Али: победил сирийские полки. После убийства Али Омейяды продолжали захватывать все большие территории(Испания, угроза Франции), Омейды в Кордове, Фатимиды в Каире.
В 1258г хъалифат пал от монголов. Также был султанат мамлюков в Египтеи передней Азии и держава Османов. 1453 – пал Константинополь.
- Билет №2 Язык и текст как основные источники данных для востоковеда
- Билет №3 Генетическая классификация языков стран Азии и Африки.
- Билет №4 Миф, эпос, фольклор.
- Билет №5 Основные задачи и понятия текстологии.
- Билет №6 Источниковедение и историография.
- Билет №7 Формационный и цивилизационный подходы в исторических исследованиях.
- Билет № 8.Отечественное востоковедение в 18-19 вв.
- Билет № 10.Основные этапы истории Восточного факультета.
- Билет №11 Понятие «этнического» в отечественной и западной традициях.
- Билет №12 Структура этнической культуры.
- Билет №13 Синхронные и диахронные исследования этнических культур
- Билет № 14 Метафизика, нумерология и картина мира в древних культурах
- Билет № 15 Роль этнопсихологии в изучении культур Азии и Африки
- Билет № 16 Мировые, национальные, государственные религии.
- Государственная Религия
- Билет № 17 Восток как родина мировых религий.
- Билет №18 Основные положения буддизма
- Билет №19 Основные положения ислама.
- Билет № 20 Что роднит социально-культурную антропологию
- Билет № 21 Включенное (участвующее) наблюдение как основной метод социально-культурной антропологии.
- Билет №22 Политическая антропология как субдисциплина социально-культурной антропологии.
- Билет № 23Антропология права как субдисциплина социально-культурной антропологии.
- Билет №24 Основные школы геополитики.
- Билет №25 Понятие «парадигма» и «код» («кодекс») геополитического развития.
- Билет № 26 Геополитическая доктрина евразийства(н.С.Тубецкой,п.М.Савицкий,г.В.Вернадский и др.)
- Билет № 27 Языковая ситуация в Южной Азии
- Билет №28 Протоиндийская (хараппская) цивилизация.
- Билет № 29 Индоарийская миграция на территорию Южной Азии (хронология; общий характер). Влияние древних Ариев на социальную организацию и культуру древнеиндийского общества.
- Билет №30 Основные религиозно-философские системы Южной Азии (индуизм, буддизм, джайнизм).
- Билет № 31 Древнеиндийская (санскритская) литература 1 тысячелетия н.Э. (драматургия, поэзия, проза, научная литература).
- Билет № 32 Ригведа - древнейший культурный текст Южной Азии. Состав и содержание Ригведы. Ведийская мифология.
- Билет № 33 Особенности Восточной Азии как историко-культурного региона.
- Билет № 34 Религиозный синкретизм в странах Восточной Азии.
- Билет № 35 Колониальные владения в юва.
- Билет № 36 асеан: история и современность.
- Билет № 37 Географическая и историческая характеристика термина «Центральная Азия».
- Билет № 38 Основные религиозные системы в Центральной Азии, памятники, связанные с ними.
- Билет № 39Характеристика этнолингвистической ситуации в регионе Центральной Азии.
- Билет № 40 Характеристика специфики формы правления, государственного устройства и социально-экономического развития одного из государств региона Центральной Азии (по выбору студента).
- Билет № 42 Основные направления и этапы распространения арабско-мусульманской культуры.
- Билет № 43 Культурные процессы в мире ислама в эпоху Омейядов, Абассидов.
- Билет № 45 Роль антропогенного фактора в распределении и использовании природных ресурсов на Африканском континенте.
- Билет № 46 Общая характеристика включенности Африки в общемировой хозяйственный процесс.
- Билет № 47 особенности социально-экономического и политического развития в странах Африки.
- Билет № 48 Этноконфессиональная ситуация в странах Африки.
- Билет № 49 Роль заимствований в материальной культуре и духовной культуре стран Африки.
- Билет № 50 Основные этапы и особеннгости этногенеза в Африке.
- Билет № 51 прикладное востоковедение в истории внешнеполитической службы России.
- Билет № 52 прикладное востоковедение в истории военной службы России.
- Билет № 53 прикладное востоковедение в истории миссионерской службы России.
- Билет № 54 прикладное востоковедение в ссср.
- Билет № 55 Прикладное востоковедение сегодня.