logo
Культур(пособ

7.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества

Жизнь средневекового человека была всесторонне проникнута религиозными представлениями. Все в этой жизни приводилось в связь с христовой верой. Все основывалось на религиозном восприятии вещей и событий. Это было время действительного расцвета искренней веры.

Христианство очевидно имело тогда цивилизующее значение и являлось фактором окультуривания жизни. Прежде всего, потому, что утверждение веры в единого (одного для всей Европы) Бога, вместо разнообразия языческих верований, – обеспечивало возможность развития духовного единства населения Европы, разнородного, разноплеменного, разноязыкого. И этносы в нации преобразуются не без участия христианства. Некоторое время в общении европейцев-христиан использовался даже единый язык – латынь, язык богослужений.

Христианство – религия спасения, спасения душ человеческих. Но для того, чтобы спастись, надо было жить в соответствии с христианскими заповедями. И не только ветхозаветными (не убий, не лги, не кради, не прелюбодействуй и т. д.), но и новозаветными, позитивными, призывавшими возлюбить не только Господа, но и ближнего своего. Христианство пришло в мир с идей равенства всех перед Богом. Оно принесло с собой взгляд на человеческое страдание как на высокую ценность. Христианином оказывался прежде всего тот, кто пострадал за веру, и не только за веру, а и за других людей. Как Христос, который являл пример нравственной самоотверженности. Следуя этому примеру, христианин и должен был по-христиански относиться к божьему миру, божьим тварям и, тем более, к людям. Христианская вера, если не порождала, то усиливала чувство стыда за собственное несовершенство, будила совесть в случаях, если поведение человека не соответствовало божьим установлениям. Таким образом, поведение людей вводилось в определенные рамки, оформлялось в соответствии со Священным писанием. Кроме Христа, идеал облагороженности жизни выражали святые-великомученники.

Поначалу центрами просвещения и книжной мудрости в Средневековой Европе являлись именно монастыри. Позже школьное образование стало концентрироваться в городах, в которых школы устраивались прежде всего при кафедральных соборах. И, наконец, в позднем средневековье появились и начали множиться европейские университеты. Изучение Библии и богословия, теологии и в школах и в университетах занимало важнейшее место. Но и элементы светского образования постепенно становились все более значимыми. Средневековому обществу понадобились специально подготовленные (для целей реализации дел веры и дел управления, государственного и местного), образованные люди.

В 1054 году произошло официальное разделение единой христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). Римско-католическая церковь признает Никеоцареградский символ веры, принятый на Никейском (325) и Константинопольском (381) Вселенских церковных соборах: веру в единого Бога – творца Неба и Земли, существующего в трех равносущных ликах (Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого), в вочеловечение Бога Сына – Иисуса Христа, его крестную жертву, Воскресение, Вознесение на небеса и последующее пришествие для суда над людьми, в спасительную силу Церкви Христовой и приобщение к ней через крещение. Наряду с этим по решению Толедского собора (589) в католический символ веры добавлена формула «филиокве» («и от Сына»), что означает исхождение Святого Духа одновременно и от Бога Отца, и от Бога Сына (тогда как в православии утверждается исхождение Святого Духа только от Бога Отца через Бога Сына).

Согласно католическому учению передача Богом Откровения завершалась вместе со смертью апостолов – учеников Христа, но оно, Откровение, и в наши дни может углубляться благодаря правильному его постижению. Епископ Рима, он же Римский Папа, являющийся наместником Бога на Земле и преемником обладающего ключами от рая святого Петра, а также коллегия епископов – наследников апостолов – совместно создают церковное учение, обладающее статусом «истинности». Этим католическая церковь обосновывает правомерность принятия главой церкви и соборами новых догматов и прочих дополнений и изменений, которые должны восприниматься так же, как и Откровение самого Бога.

Из других особенностей католического учения следует упомянуть: о существовании, кроме Рая и ада, чистилища; о божественном происхождении власти и непогрешимости Римского Папы; о безбрачии духовенства (целибат); об оставленном Христом и святыми «запасе добрых дел», которыми церковь вправе распоряжаться по своему усмотрению, и т.д.

К особенностям католицизма относится более развитый, чем в других христианских направлениях, культ Девы Марии. В 1854 году церковь дополнила свое учение догматом о непорочном («бессеменном», как уточняют современные интерпретаторы догмата) зачатии Божьей Матери, а в 1950-м – о телесном ее вознесении.

Учение об оставленном Христом и святыми «запасе добрых дел» (Сокровищнице сверх-должных добрых дел, не являющихся жизненно необходимыми для их совершивших) трактует о том, что церковь располагает заслугами Христа, Богоматери, святых, праведников. Они поступают в пользу всех членов церкви и служат искуплению их грехов, по каковой причине церковь имеет право отпущения грехов.

Римско-католическая церковь в высшей степени централизована. Во главе ее стоит Папа Римский, который считается преемником апостола Петра и наместником Бога на земле. Папа обладает высшей законодательной и судебной церковной властью, а также может управлять всеми церковными делами.

В средневековом христианстве развивается идея и практика церквоцентризма, т.е. претензий папства и духовенства на первенство не только в духовной, но и государственно-политической и социокультурной сфере.

К примеру, Римская Церковь непосредственно принимала участие в политической жизни. Не без влияния Римского папы и епископов осуществлялись назначения на государственные должности, велись переговоры о мире. Церковь вполне сознательно провоцировала политические конфликты. Церковь имела свои суды, в которых рассматривались также и вполне светские дела. Она была также крупным собственником и получала долю от государственных податей. Настоятели крупных монастырей и епископы, особенно в Германии периода раннего Средневековья, были довольно крупными феодалами, вассалами которых были бароны и рыцари. Т.е. они совмещали духовную и светскую власть.

С падением Западной Римской империи (476 г.) папство получило новые возможности для расширения своей административной власти как внутри руководимой им церкви, так и вне ее. Оно естественным образом превратилось в главного представителя христианского населения бывших римских территорий, занятых теперь варварскими племенами. Все другие имперские учреждения, за исключением церковных, были разрушены, и папы, находясь в формальном подчинении у византийских императоров, явились как бы их законными представителями и в Риме, и в Италии, и в пределах бывших римских владений вообще.

С этого времени в римской церкви начали формироваться представления, согласно которым духовная власть естественным образом влечет за собой и светскую, а церковь, как имеющая власть непосредственно от Бога, одна только может вручать ее светским правителям. Так стали в Риме понимать известную мысль о том, что «нет властей не от Бога». Впоследствии были сфабрикованы и «документальные подтверждения» прав пап на имперское наследство. В VIII в. появилась грамота, согласно которой император Константин якобы передал папам власть над всей западной половиной Римской империи. Папа Иоанн VIII (872‑882 г.), основываясь на этих документах, провозгласил право церкви не только короновать (или не короновать) светских властителей, но и лишать их короны.

Основное церковно-организационное отличие католицизма от православия состоит в том, что согласно учению католической церкви Римскому епископу принадлежит главенство над другими епископами вследствие утвержденного самим Иисусом Христом первенства апостола Петра среди других апостолов как главы видимой церкви. Апостол Петр, приняв в 64 году в Риме мученическую смерть во время антихристианских гонений императора Нерона, по католическому вероучению, передал принадлежащую ему власть над церковью римским епископам как своим преемникам. Поэтому папство является в католической церкви особым институтом, преемственно связанным с «князем апостолов» Петром (от него идет счет римских пап) и обеспечивающим единство церкви.

В католицизме утвердился папский принцип формирования церкви в противоположность соборно-епископальному в православных церквах. Если высшая власть в церкви, по православному вероучению, принадлежит Собору, то по католической вероучению Собор не может быть выше Папы. Отсюда – единая церковная организация с центром в Ватикане, объединяющая христиан-католиков вне зависимости от их национальной и государственной принадлежности.

Высший духовный чин после Папы Римского – кардинал. Кардиналов назначает Папа с согласия консистории – собрания кардинальской коллегии. Следующая ступень в церковной иерархии – примасы – старшие епископы местных национальных церквей, которые представляют собой скорее почетные звания.

Иерархическая организация католической церкви требует, чтобы все католические епископы в любой стране назначались с согласия Папы Римского и непосредственно ему подчинялись.

Низовая ступень в этой иерархии – приход (парафия), управляемый священником. Последний назначается епископом и подчиняется ему. Несколько приходов объединяются в деканаты, которые в свою очередь, образуют более крупные образования – диоцезы. Ими управляют епископы. Несколько диоцез объединяются в митрополию, или архиепископство.

Особую структуру в католической церкви составляют монашеские ордена. Первые из них появились в V веке и сейчас насчитывают десятки. Как правило, ордена строго централизованы. Они подразделяются на так называемые нищенствующие, уставы которых запрещают своим членам владеть каким-либо имуществом (капуцины, доминиканцы, францисканцы и др.), и ордена, обладающие правом зарабатывать деньги, которые поступают в церковную казну или на благотворительные цели.