logo
"Серебряный век" российской музыкальной культуры

2.2 Творчество Сергея Рахманинова

90-е годы вносят заметное оживление в общественную жизнь России. В стране начинается промышленный подъем, растет рабочее движение. Создание Лениным в Петербурге «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» кладет начало новому -- пролетарскому этапу русского освободительного движения. В начале ХХ столетия, в период подъема революционной волны, создается Российская социал-демократическая рабочая партия. Эти годы -- время интенсивного развития русского искусства [3, с. 147].

На свет выплыли символисты, имажинисты, декаденты всех мастей, отрекавшиеся от народа, провозглашавшие тезис «искусство ради искусства», прикрывавшие свое идейное и моральное растление погоней за красивой формой без содержания. Всех их объединял звериный страх перед грядущей пролетарской революцией.

С большой силой тлетворное влияние антиреалистических направлений сказалось в музыкальном искусстве. У многих композиторов черты модернизма становились преобладающими [16].

Одним из ярчайший выразителей передовых общественных устремлений в музыкальном искусстве того времени становится Сергей Рахманинов. В его творчестве нашли отражение многие важнейшие темы, которые волновали лучших представителей русской художественной культуры того времени. Рахманинов продолжал отстаивать реалистическое искусство.

Композитор отличался наибольшей творческой активностью. Он не только ежегодно создавал новые сочинения, но и вел интенсивную исполнительскую деятельность. Его имя как композитора и артиста приобрело громадную популярность у широких слоев публики. В годы, предшествующие первой империалистической войне, Рахманинов становится кумиром москвичей. Его выступления превращаются в подлинные триумфы, ему устраивают восторженные овации, его засыпают цветами. Особенно любила его молодежь. Она взирала на него с надеждой, как на опору русской музыки в годы мрачного «безвременья». Творческая активность Рахманинова в отстаивании реалистических традиций породила острую полемику в прессе. Одна часть критики -- передовая -- подымала его на щит, другая -- из антиреалистического лагеря -- относилась к его творчеству резко враждебно.

Рахманинов сделался в те годы средоточием ожесточенной борьбы двух лагерей -- реалистического и модернистского. Борьба мнений вокруг него велась с особым ожесточением и упорством [2, с. 138-139].

Критика из модернистского лагеря часто обвиняла Рахманинова в «отсталости», «консерватизме»; в действительности же под этим скрывалась неприязнь к его прочной связи с классическими традициями. «Рахманинов, - писал, например, один из критиков, - композитор с вполне ясно и откровенно выраженным уклоном в сторону музыкальных идей прошлого. Он органически сросся со своим, ныне несколько старомодным стилем и в ряду современных композиторов стоит особняком, являясь последним из музыкальных могикан прошлого столетия, упорно не замечая новых течений в музыке». Модернистам была ненавистна музыка Рахманинова своей искренностью, подлинной человечностью, доступностью широким кругам слушателей, то есть как раз наиболее ценными, демократическими ее чертами [2, с. 154].

Как писала критик М. Шагинян: «У Рахманинова нет интереса к мистическим прозрениям, он весь на земле. Темы его или задушевны или трагичны, но всегда бесхитростны. «Я хочу быть человечной» - упорно говорит его музыка» [8, с. 98].

Постепенно на него начинает оказывать влияние атмосфера «самого позорного и самого бездарного» десятилетия в истории русской интеллигенции и в его искусстве получают значительное развитие сумеречные, мрачные образы, тема смерти, но он остается чуждым к антиреалистическим направлениям. Он сумел правдиво отобразить в своем искусстве ряд существенных и притом передовых явлений русской жизни кануна всемирно-исторических революционных событий .

Но Рахманинов оказался не в состоянии подняться до их правильного понимания. Это противоречие, в конце концов, привело его к роковому жизненному поступку. Рахманинов переезжает в Швецию. Горько сознавать, что такой большой художник, кровно связавший себя всей своей деятельностью с родиной, не понял Великой Октябрьской социалистической революции и не отдал свои силы строительству новой культуры. Нет сомнения, если бы он остался в Советском Союзе, его творчество было бы более плодотворным и достигло бы нового высокого расцвета.

Рахманинов не предполагал, что больше не вернется на родину и думал, что уезжает на время. Главной причиной отъезда была боязнь того, что в период, пока не наладится новая жизнь, ему будет трудно работать -- сочинять и концертировать. Этого отъезда требует он него искусство, думал Рахманинов. Но именно в этом-то он и ошибался. Отрыв от родины не мог не сказаться на таком подлинно национальном композиторе. Словно Антей, оторвавшись от матери-земли, его вскормившей, он потерял свою творческую силу. В течение почти двадцати лет он не мог сочинять [2, с. 152-153].

музыкальный художественный культура рахманинов