logo
"Серебряный век" российской музыкальной культуры

РАЗДЕЛ 2. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»

2.1 Характеристика музыкального искусства конца ХІХ -- начала ХХ веков

"Серебряный век" производит впечатление «расколотости» и падения интенсивности мысли о музыке. Никто не ставит в большом масштабе острых музыкально-общественных проблем, большая часть композиторов замыкается в узкий круг ремесленных интересов и предпочитает высказывать ни к чему не обязывающие суждения о том, о сем, вместо отстаивания музыки как общественно-активной и культурной силы и как сферы познания. Композитор становится только лицом, пишущим музыку. Остальное -- не его дело. Внедряется привычка к мелкой газетной перебранке и зарождается вредный тип рецензента, сводящего счеты.

В Москве наряду с Кашкиным с 1891 года начинается критическая деятельность С. Н. Кригликова. Как поборник интересов Новой русской школы, Кругликов отстаивает в московской среде творчество, вкусы и позиции своего учителя Н. А. Римского-Корсакова. В этом отношении деятельность его была исторически ценной и, конечно, содействовала победе корсаковского искусства в Москве в 90-х годах в частной русской опере Мамонтова [3, с. 129].

В плане музыкально-идеологической "Серебряный век" скорее был сумерками, чем возрождением, но все же в это время шло своим путем распространение музыкального просвещения по всей стране, и деятельность Русского музыкального общества на сороковом году существования стала давать заметные результаты как в области концертной, так и музыкально-педагогической. Контингент музыкально-образованных исполнителей и слушателей начинал повсюду расти. Основанная в Петербурге в 1894 году «Русская музыкальная газета» явилась тем первым культурным музыкальным органом, который, наряду со статьями историческими и эстетическими, стал обслуживать музыкально-просветительные и музыкально-общественные интересы всей страны, а не только столичных центров. В этом же органе печатались статьи, посвященные вопросам музыкальной этнографии и культуре культового пения [3, с. 146].