logo
Библиотека в системе социокультурного программирования

Введение

Актуальность исследования.

В современных социально-экономических условиях библиотечная деятельность приобретает значение фундаментальной категории социума. Это, прежде всего, связано с тем, что библиотека - уникальный социальный институт, отличительными чертами которого являются востребованные сегодня в высокой степени адаптационный характер библиотечной деятельности, стабильность и общедоступность библиотек, создаваемые бесплатностью использования информационно-библиотечных ресурсов.

Библиотекам отводится особая роль в формировании нового человека -- человека XXI века. Сегодняшняя библиотека -- это один из самых доступных для широких масс центров культуры, общения с книгой. Библиотеки могут влиять на общественное сознание, культуру, представление людей о жизни, о самих себе, оказывая существенное влияние на формирование и развитие культурно-информационной среды.

Библиотеки занимают ведущие позиции в решении глобальной задачи построения информационного общества. Участие и активное влияние библиотек и библиотечно-информационных технологий отчетливо проявляется в базовых требованиях, определяющих движение Республики Беларусь к информационному обществу. К ним относятся: формирование единого информационно-коммуникационного пространства как части мировой информационной инфраструктуры; интенсивное развитие новых и высоких технологий; создание системы обеспечения прав граждан на свободное получение, распространение и использование информации; удовлетворение потребностей общества в информации; повышение уровня образования, научно-технического и культурного обмена за счет расширения регионального, национального и международного информационного взаимодействия.

Совокупность этих факторов определяет, что библиотека вступает в стадию усложнения как собственно информационно-библиотечного обслуживания, так и функциональной направленности библиотечной деятельности, которая становится многоаспектной, динамичной, разнообразной. Рождаются новые направления и формы библиотечной деятельности, способствующие удовлетворению потребностей пользователей библиотек, усложняющихся под влиянием интеллектуализации социально-экономической жизни Белоруссии.

Степень изученности проблемы.

Библиотека как культурный феномен, как социальное явление рассматривается в трудах Н.Ф. Федорова, А.Н. Ванеева, А.В. Соколова, Т.Б. Маркова.

Инновационными и значительными исследовательскими направлениями являются два типа проблем взаимосвязь культурной и библиотечной политики и изучение библиотеки как элемента социально-культурной среды. Проблемы формирования социально-культурной среды рассматриваются в работах А.И. Арнольдава, С.Э. Зуева, Л. Когана, В.И. Курбатова и О.В. Курбатова, Н. Ничкова, Э.А. Орловой, Ю.Д. Красильниковой, И.М. Суслова, С.И. Злотникова, Ю.А. Пераверзева.

Цели и приоритеты государственной культурной политики, ее влияние на библиотеки исследованы в контексте глобальных геополитических и культурных изменений Е.И. Кузьминым.

Государственное регулирование деятельности библиотек нашло отражение в публикациях А.И. Пашина, Ю.Н. Столярова, В.Р. Фирсова, Ю.М. Галковской.

Модель библиотеки как открытой системы, которая является равноправным партнером других организаций и учреждений по формированию культурно-информационной среды, в условиях небольшого города разрабатываются в Н. Поздеевой.

Концепция библиотечного менеджмента и библиотечного маркетинга (который также трактуется как управленческая концепция) раскрывается в работах А.Н. Ванеева, М.Я. Дворкиной, И.К. Жерилевскай, В.Л. Клюева, А.В. Соколова, И.М. Сусловой, Е.М. Ястребовой, Петушко Н.Е.

Основные вопросы использования программно-целевой методики в управлении библиотечной деятельностью отражены в работах С.А. Басова, В.Н. Жадько, И.М. Суслова, В.А. Чернышева, С.И. Злотниковой.

В работах преобладает анализ отдельных сторон, аспектов, явлений новой реальности. В целом ряде исследований библиотека моделируется как социальный институт, однако при этом используются различные методологические подходы. С гуманистических позиций рассматривает современную библиотеку Е.Ю. Гениева, выстраивая библиотеку как центр межкультурных коммуникаций. Р.С. Мотульский и А.С. Чачко анализируют библиотеку как культурно-цивилизационный феномен, способный и в дальнейшем играть важную общественную роль.

Объект исследования - библиотека как элемент социокультурной инфраструктуры современного общества.

Предмет исследования - социокультурное программирование библиотек как средство реализации ее социально ориентированной деятельности.

Цель исследования: изучить теоретические основы социокультурного программирования, рассмотреть их принципы, проанализировать состояние социокультурной среды, выделив конкретные проблемы и обозначив варианты их решения.

Задачи исследования:

1) Изучить сущность понятия социокультурного программирования.

2) Ознакомится с принципами социокультурного программирования.

3) Проанализировать тенденции развития социокультурной среды.

4) Обобщить содержание социокультурных проблем и варианты их проектных решений.

Методы исследования: при написании дипломной работы были использованы социокультурные принципы и исследовательские методы, которые базируются на требованиях объективного и всестороннего анализа процессов и явлений общественного развития.