logo
Пропаганда музыкального искусства в библиотеке

2.1 Содержание фонда

Библиотека содержит обширный фонд по музыкальному искусству. В то время, когда Библиотека открылась, нотный фонд содержал в себе редкие, дореволюционные издания и ноты, выпускавшиеся в советский период и издательствами страны в постсоветский период.

Дореволюционные издания многочисленны и содержали в себе традиционные издания того периода, состоявшие из переложений в 4 руки симфоний, опер, популярных романсов и инструментальных произведений, которые использовались для музицирования в доме и салонах, которое было очень популярно в то время. В конце 19 века в Российской империи открывалось много издательств, в том числе и те, которые специализировались на музыкальном искусстве. Одно из крупнейших - издательство П.И. Юргенсона, у которого печатали свои сочинения П.И. Чайковский, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов и др. За 43 года издательской деятельности Юргенсона его фирма выпустил почти 30 тысяч нотных изданий -- от опер и симфоний до цыганских романсов и народных песен. Эти издания оформляли выдающиеся художники тех лет. Спрос на такого рода литературу был очень большой, многие издания выписывались из-за границы (Петерс, Бреткопф, Клиндворд).

Издания Советского периода отличались фундаментальной редакторской подготовкой и редакциями выдающихся музыкантов этого периода. Так, большую работу в этом направлении проделали такие видные музыкальные деятели как А. Гольденвейзер, Я. Мильштейн, Л. Обобрин, М. Юдина. Велась большая искусствоведческая работа по изучению и классификации работ великих русских и зарубежных композиторов, что и находило свое отражение в прекрасно и фундаментально изданных томах. В то время были выпущены академические полные собрания сочинений таких великих композиторов, как П.И. Чайковский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Л. Бетховен и других.

В постсоветский период было выпущено очень много новых нотных изданий. В это время появилось большое количество новых изданий, которые выпускали те музыкальные произведения, которые ранее не издавались в силу репертуарной невостребованности театрами и филармоническими объединениями. Это было обусловлено новыми тенденциями в музыкальном исполнительстве, которое поднимало давно забытые пласты в музыкальном искусстве. Но проблема этих изданий заключалось в том, что редактура была часто не совершенна и в этих изданиях допускались ошибки, что недопустимо с точки зрения профессионального издательского дела. И поэтому пользоваться такими изданиями часто проблематично, ввиду большого количества ошибок в музыкальном тексте.

Особое место в изданиях по искусству занимают место такие виды, как монографии, издание писем, мемуары, учебники по научным музыкальным дисциплинам: пособия, задачники по гармонии и полифонии, самоучители игры на различных инструментах. В советский период было издано подавляющее большинство таких изданий различных форматов и назначений. Необходимо отметить, что та научная работа, которая велась, способствовала выпуску в свет огромного количества книг по музыке, о музыкантах, о традициях исполнения того или иного композитора. Можно сказать, что это время было истинным расцветом такого рода литературы.

Но, наряду с этим, работая с фондами библиотеки, анализируя их и тенденции современной музыкальной практики, понимаешь, что тех видов изданий, которые хранятся в Библиотеке не достаточно для обеспечения этих новых тенденций, которые прослеживаются в сценической практике. В первую очередь это связано с музыкальными произведениями и информацией о том периоде в музыке, которая никогда или почти никогда не издавалась в России. Это касается огромных и очень важных пластов в искусстве: средневековая музыка, возрождение, произведения выдающихся мастеров эпохи барокко, рококо, музыка эпохи бельканто, которая очень сильно повлияла на стиль русских композиторов, Глинку, например, ранних романтиков и вообще Европейское старое искусство, которое повлияло на формирование русской профессиональной музыки.

Таким образом, в фондах наших библиотек существует провал в очень важном музыкальном пространстве. Из всех библиотек по наполняемости фондов выделяются только библиотеки Санкт-Петербургской и Московской консерваторий, но те издания, которые они хранят очень ветхие и многие из них почти не выдаются даже студентам. Т.е. получается, что те редкие или не издаваемые нотные сборники в нашей стране не доступны обширной публике, а это не способствует популяризации музыки. Правда, в сети интернет сейчас выложено много различных нотных изданий отечественных и зарубежных, но большинство из них платных, некорректно изданных или нарушающие авторские права издателей или композиторов.

Учитывая все вышесказанное, нашей библиотекой начались поиски таких изданий. Это нас тоже столкнуло с рядом трудностей. И главная из которых заключается в том, что эти музыкальные произведения выпускаются преимущественно зарубежными издательствами. А найти эксклюзивного правообладателя, который единственный издает искомый материал, представляется проблемой, т.к. это связано еще и с тем, что по законам тендерной комиссии, мы, как покупатели книг, обязаны предоставить информацию о том, что никакое издательство больше необходимые нам ноты не издает за меньшую цену. А для этого нужно проделать очень большую работу по поиску подобной информации. Все это делается в целях экономии бюджетных средств.

Мы нашли такого издателя в лице немецкого издательства «Беренрайтер».

Издательство «Bдrenreiter» была основано в Касселе в 1927 году.

Учитывая быстро растущий интерес к старинной музыке в мире, издательство сформировала свой характерный профиль. Тесные контакты с музыковедческими исследованиями привели не только к публикации музыкальной энциклопедии «Die Musik in Geschichte und Gegenwart» (в настоящее время полностью переработанное и дополненное), а также целый ряд новых критических изданий к музыкальным произведениям, широко используемые как учеными, так и музыкантами во всем мире. Они включают в себя комментарии на полные издания произведений Шютца, Баха, Генделя, Телемана, Глюка, Моцарта, Шуберта и Берлиоза, Форе, Россини и серию «Французские оперы.

В области современной музыки Беренрайтер работает со всемирно известными композиторами различных стилистических направлений и принадлежащих различным поколениям современных музыкантов. К ним относятся Манфред Троян, Маттиас Пинчер, Бит Фаррер и Мирослав Срнка.

Беренрайтер выпускает издания, которые отличаются высоким качеством печати, выверенным нотным текстом, на прекрасной бумаге. Издательство издало уникальное полное факсимильное собрание сочинений В.А. Моцарта на основе его рукописей, помимо сочинений И.С. Баха изданы полные собрания произведений его сыновей. Подготовлено и вскоре выйдет в свет полное собрание опусов С.В. Рахманинова с учетом новейших исследований его творчества. Нельзя обойти стороной и немецкую энциклопедию по музыке. Эта энциклопедия (рис. 30) является наиболее полным и авторитетным собранием информации в мире о музыке и музыкантах.

Беренрайтер обладает правами на многие сочинения музыкальных произведений мировой классики. В итоге переговоров с этим издательством наша библиотека начала формировать фонд в который включены полно изданные или частично, но с последующим изданием, произведения великих композиторов прошлого.

Ко всему прочему мы, посредством этого издателя, закупили полные собрания сочинений таких композиторов, как Гайдн, Моцарт, Бах на CD-носителях. По информации Беренрайтера производители такого рода музыки очень сильно сократили или сокращают издание записей академической музыки, в виду ее не рентабельности по сравнению с поп или рок-музыкой. Получилось, что Библиотека прибрела записи, которые в ближайшем будущем станут редкостью, учитывая качество и формат, в котором изданы эти записи.

Правда, приобретая такие музыкальные произведения, которые не имеют востребованности в широком смысле, а лишь у профессионала, создается проблема оборачиваемости фонда, показателями которого мы отчитываемся, т.к. далеко не каждый читатель, который записан у нас в Библиотеке, запросто может взять и прочитать партитуру, например, Моцарта. И при этом мы являемся общедоступной библиотекой, ориентированной на массового читателя. Но, учитывая нашу специфику, встает вопрос к учредителям об изменении видов отчетов и показателей, за которую нам дают определенную категорию.